Социальные науки, их классификация

Общество ¾ такой сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Лишь объединяя упрочнения многих наук, возможно полно и непротиворечиво обрисовать и изучить самое сложное образование, какое лишь существует на этом свете, человеческое общество. Совокупность всех наук, изучающих общество в целом, именуют обществознанием. К ним относят философию, историю, социологию, экономику, политологию, социальную психологию и психологию, культурологию и антропологию. Это фундаментальные науки, складывающиеся из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.

Обществознание, появившись позднее многих вторых наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты статистику, табличные эти, понятийные схемы и графики, теоретические категории.

Всю совокупность относящихся к обществознанию наук подразделяют на две разновидности – социальныхи гуманитарных.

В случае если социальные науки — это науки о поведении людей, то гуманитарные — это науки о духе. Возможно сообщить в противном случае, предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин — культура. Главным предметом социальных наук выступает изучение поведения людей.

Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, и антропология и этнография (наука о народах) относятся к социальным наукам. У них большое количество неспециализированного, они тесно связаны между собой и составляют собственного рода научный альянс. Примыкает к нему несколько вторых, родственных ему, дисциплин: философия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию.

Потому, что представители соседних наук всегда общаются и обогащают друг друга новыми знаниями, то границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, антропологией и социологией можно считать очень условными. На их пересечении часто возникают междисциплинарные науки, с примеру на антропологии и стыке социологии показалась социальная антропология, на психологии и стыке экономики – экономическая психология. Кроме того существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психотерапевтическая и экономическая антропология, историческая социология.

Познакомимся более основательно со спецификой ведущих публичных наук:

Экономика – наука, изучающая правила организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, потребления и распределения, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания потребителя и рационального поведения производителя благ.Экономика изучает кроме этого поведение громадных весов людей в рыночной обстановке. В малом и громадном — в публичной и личной судьбе — люди и шага ступить не смогут, не затрагивая экономических взаимоотношений. Договариваясь о работе, беря товары на рынке, считая затраты и свои доходы, требуя выплаты заработной плата а также планируя к себе домой мы — прямо либо косвенно — учитываем правила экономии.

Социология–наука изучающая взаимоотношения, появляющиеся между общностями людей и группами, темперамент структуры общества, неприятности социального неравенства и правила разрешения социальных распрей.

Политология– наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, появляющиеся в ходе осуществления национально-властной деятельности.

Психология — наука о закономерностях, фактах и механизме животных и психической жизни человека. Главная тема психотерапевтической мысли средних и античности столетий — неприятность души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении. В центе внимания находятся неприятности восприятия, памяти, мышления, развития и обучения людской личности. В современной психологии большое количество отраслей знания, а также психофизиология, сравнительная психология и зоопсихология, социальная психология, детская педагогическая психология и психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология и др.

Антропология — наука о эволюции и происхождении человека, образовании людских рас и о обычных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, каковые сохранились сейчас с доисторической эпохи в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, команда ). Социальная психология — это пограничная дисциплина. Она сформировалась на психологии и стыке социологии, взяв на себя те задачи, каковые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что громадное общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника — малые группы. Данный ближайший к человеку мир друзей, привычных и родных играется необыкновенную роль в нашей жизни. Мы по большому счету живем в малых, а не в громадных мирах — в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной компании и т.п. Небольшой мир воздействует на нас иногда кроме того посильнее, чем большой. Вот из-за чего показалась наука, которая близко и весьма без шуток им занялась.

История — одна из наиболее значимых наук в совокупности социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения есть человек, его деятельность в течении существования людской цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и свидетельствует «изучение», «разыскание». Кое-какие ученые думали, что объектом изучения истории есть прошлое. Узнаваемый французский историк М.Блок категорически возражал против этого. «Сама идея, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна».

Происхождение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято вычислять древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам. Но, это вряд ли справедливо, поскольку Геродот применял не столько исторические эти, сколько сказания, предания и мифы. И труд его не имеет возможности принимать во внимание в полной мере точным. Намного больше оснований принимать во внимание отцами истории у Фукидида, Полибия, Арриана, Публия Корнелия Тацита, Аммиана Марцеллина. Эти древние историки применяли для описания событий документы, личные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы вычисляли себя народами-историографами и почитали историю как учительницу судьбы. Полибий писал: «уроки, почерпнутые из истории, самый правильно ведут к просвещению и подготовляют к занятию публичными делами, повесть об опробованиях вторых людей имеется вразумительнейшая либо единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы.».

И не смотря на то, что, с течением времени, люди стали сомневаться в том, что история может научить последующие поколения не повторять неточности прошлых, важность изучения истории не оспаривалась. Известнейший русский историк В.О.Ключевский в собственных мыслях об истории писал: «История ничему не учит, а лишь наказывает за незнание уроков».

Культурологию интересует в первую очередь мир мастерства — живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, науки и институты образования. Субъектами культурного творчества выступают а) индивиды, б) малые группы, в) многочисленные группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но лишь в той степени, в какой это относится создания культурных сокровищ.

Демография изучает население — все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует в первую очередь то, как размножаются, сколько живут, из-за чего и в каком количестве умирают, куда передвигаются громадные веса людей. Она наблюдает на человека частично как на природное, частично как на публичное существо. Рождаются, умирают и размножаются все живые существа. На эти процессы воздействуют прежде всего биологические законы. К примеру, наука доказала, что больше 110-115 лет человек жить не имеет возможности. Таков его биологический ресурс. Но большинство людей живёт до 60-70 лет. Но это сейчас, а двести лет назад средняя длительность судьбы не превышала 30-40 лет. В бедных и слаборазвитых государствах и сейчас люди живут меньше, чем в богатых и весьма развитых. У человека длительность судьбы определяется как биологическими, наследственными изюминками, так и социальными условиями (быт, труд, отдых, питание).

3.7. Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание — это познание общества. Познание общества — процесс сверхсложный в силу последовательности обстоятельств.

1. Общество есть самым сложным из объектов познания. В публичной жизни все явления и события так сложны и многообразны, так непохожи друг на друга и без того причудливо переплетаются, что найти в ней определенные закономерности весьма тяжело.

2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и совершенные, духовные отношения. Эти отношения существенно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят собственную историю, и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, направляться избегать крайностей. С одной стороны, запрещено посредством теории относительности Эйнштейна растолковать обстоятельства исторического отставания России. Иначе, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех способов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным способом познания есть наблюдение. Но оно отличается от того наблюдения, которое применяют в естествознании, замечая звезды. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И в случае если, к примеру, звезды кроме того при долгом наблюдении за ними остаются совсем невозмутимыми по отношению к его намерениям и наблюдателю, то в публичной судьбе все в противном случае. В большинстве случаев, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение сначала неосуществимым, или прерывает его где-то посередине, или вносит в него такие помехи, каковые значительно искажают результаты изучения. Исходя из этого невключенное наблюдение в обществоведении дает не хватает точные результаты. Нужен второй способ, что носит название включенное наблюдение. Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей необходимости и своей значимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недочёты, что и в других науках. Замечая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и движение изучаемого процесса, воспроизводить его так многократно, как это требуется для завершенности наблюдения. Значительные недочёты наблюдения в значительной мере преодолеваются в опыте.

Опыт носит деятельный, преобразующий темперамент. В опыте мы вмешиваемся в естественный движение событий. По В.А. Штоффу, опыт возможно выяснить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и пребывающей в действии на изучаемый объект (процесс) при помощи приборов и специальных инструментов. Благодаря опыту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить движение процесса в строго фиксированных, поддающихся учёту и контролю условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать разные условия в целях получения искомого результата..

Социальный опыт владеет рядом значительных изюминок.

1. Социальный опыт носит конкретно-исторический темперамент. Опыты в области физики, химии, биологии смогут быть повторены в разные эры, в разных государствах, потому что законы развития природы не зависят ни от типа и формы производственных взаимоотношений, ни от национальных и исторических изюминок. Социальные же опыты, нацеленные на преобразование экономики, национально-национального устройства, образования и системы воспитания и т. д., смогут давать в разные исторические эры, в разных государствах не только различные, но и прямо противоположные результаты.

2. Объект социального опыта владеет намного меньшей степенью изоляции от остающихся вне опыта аналогичных объектов и всех действий данного общества в целом. Тут неосуществимы такие качественные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., используемые в ходе физического опыта. А это значит, что социальный опыт не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».

3. Социальный опыт предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в ходе его проведения если сравнивать с естественнонаучными опытами, где допустимы кроме того опыты, совершаемые способом ошибок и проб. Социальный опыт в любой точке собственного протекания всегда оказывает яркое действие на самочувствие, благосостояние, физическое и психологическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой подробности, любой сбой на протяжении опыта может оказать пагубное действие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это нереально.

4. Социальный опыт не вправе проводиться в целях получения конкретно теоретического знания. Ставить испытания (опыты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный опыт — опыт констатирующий, подтверждающий.

Одним из теоретических способов познания есть исторический способ изучения, т. е. таковой способ, что выявляет значимые стадии развития и исторические факты, что разрешает в итоге создать теорию объекта, раскрыть закономерности и логику его развития.

Второй способ — это моделирование. Под моделированием знают таковой способ научного познания, при котором изучение осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его помощник (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении используется тогда, в то время, когда сам предмет недоступен для яркого изучения (скажем, по большому счету еще не существует, к примеру, в прогностических изучениях), или это яркое изучение требует больших затрат, или оно нереально в силу этических мыслей.

В собственной целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек постоянно стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эру в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми мировыми проблемами, каковые ставят под вопрос само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о малоизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас процессов и явлений и о тенденциях их предстоящего развития. Научное предвидение не претендует на полностью правильное и полное знание будущего, на собственную необходимую достоверность: кроме того шепетильно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются только с определенной степенью достоверности.

Духовная жизнь общества

А 2.18 География в классификации наук, ее внутренняя структура — Философия науки для аспирантов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: