Социальные общности: понятие и типология

структура и Сущность социологического знания.

В социологии, как и в каждый науке главные компоненты знания включают: средства и методологическое знание его получения Методологическое знание включает мировоззренческие и методологические правила: учение о предмете социологии; знание о способах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, уровнях и типах; знание о ходе социологического изучения, его структуре и функциях. Знание о предмете включает намерено выстроенные классификации либо типологии, концептуальные либо математические модели, теории и гипотезы, статистику. В социологии используются частнонаучные способы (опрос, наблюдение и др.)и общенаучные ( статистические ). Способы в социологии — это систематизации и средства получения научного знания о социальной действительности. Социологические изучения в зависимости от уровня знания дробят на теоретические и эмпирические. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Это соотношение предполагает обнаружение способов эмпирической проверки теоретических положений, что вероятно только при условии, в случае если уже установился теоретический уровень научного знания и речь заходит об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. Наряду с этим обратная сообщение теории с эмпирией делается наиболее значимым движущим причиной развития и дальнейшего совершенствования самого теоретического аппарата социологии как науки. Теоретический уровень науки. Так, происходит переход от эмпирической стадии науки к теоретической стадии.

Социологическое знание независимо от его уровня характеризуется двумя функциями: объяснение социальной действительности и ее преобразование. Деление социологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое). Деление же социологии на фундаментальную и прикладную связано с поставленными задачами. В случае если цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии. В случае если его цель выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии.

Социологическое изучение складывается из трех стадий, любая из которых может воображать собой независимое изучение.

Первая стадия — фактически методологическая — связана с разработкой программы изучения на базе или уже имеющихся методов и знаний, или формируемых заново.

Вторая стадия — эмпирическая — связана с получением эмпирического знания. Это, в первую очередь полевое изучение, работа на объекте, сбор социологической информации, анализ и обработка. В следствии смогут быть взяты эмпирические знания, разрешающие на их базе не только строить теоретическое знание, но и формулировать практические советы.

Третья стадия — теоретическая — связана с получением теоретического знания, построением, к примеру, типологии, развитием и формированием социологических теорий.

направляться различать социологические и социальные изучения. Социологические изучения посвящены изучению законов и развития и закономерностей функционирования разных социальных общностей, способов и характера сотрудничества людей, их совместной деятельности. Социальные изучения направлены на изучение форм проявления механизмов действия социальных закономерностей и законов в условиях и конкретных формах: экономических, политических, демографических. Социальные изучения являются комплексными, проводятся на стыке наук: это социально-экономические, социально-политические, социально-психотерапевтические.

Социальные общности: типология и понятие

Само определение общности базируется на настоящей предпосылке: сходство потребностей людей и появляющееся на его базе единство заинтересованностей, целей, сокровищ. Появился вопрос: из-за чего появляются общности?. Общность может зародиться в том месте и тогда, в то время, когда происходит осознание различными людьми единства их заинтересованностей. В базе интереса лежит потребность. Потребности людей — единственный внутренний источник их побудительной активности, они лежат в базе самые осознанных мотивов. Весьма долго существовала догадка, о том, что все обычные личности прочно вписаны собственными групповыми статусами и общественными ролями в социальную структуру и никуда из стройных последовательностей социальной структуры не выбиваются, удовлетворяют потребности в сложившихся сообществах и потому не смогут и не желают создавать новые объединения — общности. Следовательно, формирование новых общностей может формироваться лишь из выпавших из ее структуры представителей. Люди, по различным обстоятельствам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям испытывают социально-психотерапевтическое напряжение, кризис самосознания, исходя из этого формируют необычный пограничный , со структурно неизвестным социальным состоянием слой (контингент), названный маргинальным.

Теория маргинальных общностей и маргиналов была выдвинута в первой четверти ХХ в. основателями Чикагской социологической школы. самые чёткие взоры на маргинальные слои сформулировал К.Маркс, разглядывая неприятности социального деклассирования и его последствий, а М.Вебер прямо сделал вывод о том , что перемещение общества начинается тогда, в то время, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок реформам изменениям — и социальным революциям.

Пограничное состояние, в то время, когда человек структурно в собственности какой-то общности, но содержательно не удовлетворен качеством реализации собственных заинтересованностей, социологи нарекли маргинальностью. Маргиналы будут в таком объективном состоянии, которое может порождать разнообразные поведенческие реакции. Время от времени они составляют внутреннюю оппозиционеров, покидая пределы прошлой общности, где их цели и значимые потребности оказываются менее достижимыми.

Такая трактовка маргинальности разрешает осознать откуда берется человеческий материал для постройки новых ассоциаций в стабильных публичных совокупностях. На примере Русского общества неудовлетворенность и выпадение из структурных общностей носит вынужденный либо принудительный темперамент, т.е. не быть связанной со свободным поиском лучших возможностей, а определяться внешними негативными событиями.

Консолидация. Обиженные и озабоченные соединения в новую общность, дабы достигнуть собственных целей. Но они не объединяли бы свои силы , если бы имели возможность достигнуть полноценного удовлетворения в одиночку. Объединение с другими разрешает решить проблему демонстрации (либо иллюстрации): социальной силы либо функциональной значимости нужности обществу. Конечная цель этого рвение успехи власти.

Продвижение в элиту. Итальянский социолог Парето отметил значительную изюминку порождения социальной динамики, которую он связывал с возникновением новой элиты. Она прорастает из нижних слоев, в то время, когда эти общности начинают выталкивать на поверхность собственных представителей. Второй итальянский социолог Моска, связывал публичную динамику с конфликтом в элит. Он считал, что новые перемещения в обществе начинаются тогда, в то время, когда появляется борьба в верхних слоях.

толпы и Массы. Однотонное поведение (футбольных фанатов, демонстрантов и т.д.) продиктовано не разумом, а эмоциями, т.е. их за собой влечет не осознание общности целей, а чувство общности чувств.

Альянс чувств либо рационализм? Как бы то ни было, не все массовые либо социальные перемещения разъясняются разгулом неосознаваемых страстей либо эмоциональным зарождением. Разглядывая коллективное поведение с позиций предварительных установок Олпорт выдвинул теорию, заключающуюся в том, что новый социальный субъект формируется при помощи конвергенции предрасположенностей, т.е. единства оценок, сокровищ, придаваемых значений, стереотипов, которыми владеют члены формирующейся общности. Он теоретически обосновал, что в базе зарождения нового массового перемещения лежит и сходство чувств, и рациональные предпочтения людей.

Американский социолог Смелзер структурировал теорию конвергенции. В базу объяснительной концепции происхождения новой общности положил не эмоциональные, а рациональные основания. Теория рационального ценностного ориентированного поведения Смелзера разрешила не только отразить и трактовать этапы формирования общностей, но и воспроизвести логические стадии этого процесса:

1.формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;

2. нагнетание на базе неспециализированного видения неприятности определенной направленности, прежде всего за счет предупреждения угроз и выявления общего врага;

3.взращивание неявного, предварительного туманного верования о правилах действия общности, воспитание предпочтений довольно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т.д.);

4.обращение к истории в отыскивании образцов для заимствования ( казаки,аристократы и другие возрожденческие общности);

5.мобилизация для действий: подготовка числа и расширение сторонников их к организации;

6.введение внутреннего социального контроля, т.е. прав и обязанностей, разрешающих потребовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;

7.вхождение новой массовой организации (встраивание, принятие публичным мнением, узаконивание) в существующие публичные структуры.

Последний этап знаменует врастание новой общности в совокупность сложившихся публичных связей: образование партии, второй юридически фиксированной организации, институционализация и т.д.

Конструирование общности. Оказалось, что самый действенным механизмом консолидации есть не единство целей, а наличие общего врага. Общности самый легко объединяются не за, а против, исходя из этого первое нужное условие — обеспечить возможность осознания соперника, а не оперировать к неспециализированным заинтересованностям, целям, сокровищам.

Второе практическое условие мобилизации — максимально примитивные и простые, весьма привлекательные по содержанию и туманные по подтексту лозунги. Они должны завлекать наибольшее число приверженцев, и наряду с этим не поддаваться контролю и анализу ( За великую и могучую Россию). Формулировка лозунга должна быть такова, дабы с его идеей имели возможность солидизироваться самые различные люди.

Третье действенное условие реализации механизма социальной мобилизации — демонстрация силы. За не сильный не идут, социальная мощь общности ассоциируется:

1. с громадной массой населения:

2. прекрасно отлаженной организацией;

3. функциональной монополией (значимостью);

4. наличием своеобразных ресурсов влияния (властью).

Четвертое условие мобилизации, нужное для неестественного конструирования общности, это привлекательный харизматический фаворит, которому присуществуют необыкновенные личностные и социальные качества.

Как видим, необходимые элементы теорий социальной мобильности смогут быть использованы не только для анализа, но и для конструирования социальных общностей, чем и пользуются политики.

Что такое понятия.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: