Социальные процессы и изменения

направляться выделить, что общество – это динамическая совокупность, которой свойственны такие характеристики, как изменение, процессуальность, развитие. Исторически в социологии сложились две противоположные методики изучения общества как динамической совокупности.

Конфликтологический подход. Его приверженцы в базе развития общества видят несоответствия, а не функциональное единство. Они подчеркивают давешнюю философскую традицию, в соответствии с которой конфликт есть неотъемлемым элементом бытия, главным двигателем публичного развития.

Конфликт – это не дисфункция, не аномалия, а норма взаимоотношений между людьми, нужный элемент социальной судьбе, что дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные трансформации разного масштаба. Социальный конфликт – это форма взаимоотношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, появившихся на протяжении их сотрудничества.

А.К. Зайцев уверен в том, что социальный конфликт есть силовым динамическим действием, которое осуществляется двумя либо солидным числом индивидов либо групп, на базе настоящего либо мнимого несовпадения заинтересованностей, сокровищ либо нехватки ресурсов [5]. В хорошей социологии самые известными представителями этого подхода являются К. Маркс, Г. Зиммель.

В современной социологии громаднейшую известность взяли следующие концепции: «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера; «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа; «неспециализированной теории конфликта» К. Боулдинга.

Эволюционистский подход. Его приверженцы, начиная с XIX века, в целом, стоят на позициях признания оптимальным постепенного, более либо менее плавного, развития общества и медленного изменения. Так О. Конт думал, что определяющим элементом публичного развития есть прогресс знания. Г. Спенсер полагал, что усложнение общества (его разделение, сопровождающаяся ростом интеграционных процессов), рост самостоятельности граждан, являются базой социального прогресса. Среди них главное место в собственности представителям функционализма, что отводит конфликтам негативную роль, разглядывает, как устанавливаются функциональные соответствия, социальная системность, публичное согласие. В представлениях Э. Дюркгейма эволюция включает в себя переход от механической солидарности, которая основана на сходстве и неразвитости индивидов и их публичных функций, – к солидарности органической, базирующейся на социальной дифференциации и разделении труда. Т. Парсонс особенное внимание уделял устойчивости развития и проблеме стабильности публичных совокупностей. По Парсонсу развитие общества носит эволюционный темперамент и описывается следующими категориями: разделение (неизбежно появляющаяся и прогрессивно нарастающая неоднородность в совокупности); интеграция (рост целостности совокупности за счет появления и упрочения новых связей координации между частями). Катализатором социальных процессов выступает информационный обмен взаимодействующих подсистем и систем. Отношения между подсистемами общества и системами и в них являются обменом информацией, совокупностью знаков, вызывающих изменения структуры в совокупности социальных взаимоотношений. Каждая совокупность контролируется таковой системой, которая владеет громадным информационным потенциалом и потребляет мельчайшее количество энергии. Как мы видим, в рамках структурно-функционального подхода несоответствие не рассматривается в качестве источника развития и социального изменения.

Согласно точки зрения польского социолога П. Штомпки процессуальный подход к социальным проблемам получает главное значение. В соответствии с этим подходом общество выступает не столько в качестве объекта (группы, организации), но и как собственного рода «поле возможностей» социальных субъектов. Главной единицей анализа делается «событие», раскрывающееся в действиях социальных субъектов, последствия которых являются многовариантными.

«Под социальным трансформацией будем осознавать процесс происхождения новых явлений, структур, черт в разных подсистемах и социальных системах на протяжении их сотрудничества» .П. Штомпка разглядывает социальное изменение как различие между состоянием социальной совокупности в определенный момент и состоянием той же совокупности в второй момент, на втором отрезке времени. Это различие может характеризоваться трансформацией состава совокупности; трансформацией структуры совокупности, т. е. четырех сетей связей между элементами: сотрудничествами, заинтересованностями, нормами, идеями; трансформацией функций, делаемых элементами общества; трансформацией границ совокупности; трансформациями в окружении совокупности.

Публичные отношения находят собственный практическое воплощение во множестве разных процессов. Процесс результат деятельности людей, серии последовательных трансформаций. Социальные процессы – это совокупность устойчивых сотрудничеств, связанных между собой структурными либо причинными зависимостями, приводящими к перемещению, переходу социальной совокупности, ее элементов из одного состояния в второе. Процесс является серией явлений, взаимосвязанных и взаимообусловленных, характеризующихся непрерывностью и идентичностью. Второй польский социолог Я. Щепаньский сравнивает это с «осью», на которую «нанизаны» сопряженные между собой явления. П. Сорокин писал: «Под процессом понимается любой вид перемещения, модификации, трансформации, чередования либо «эволюции», другими словами, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве или модификация его количественных либо качественных черт». Главный источник развертывания процессов – несоответствия в совокупностей.

Оценить темперамент процессов, протекающих в обществе, возможно, применяя следующие показатели:

  • масштаб (предполагает измерение степени вовлеченности в процесс субъектов);
  • направленность (характеризуется вектором, показывающим ориентацию процесса на определенный финал);
  • интенсивность (определяется степенью осознания участниками результатов процесса);
  • состав (определяется статусом участников процесса, их социальными ориентациями);
  • темперамент стимуляции (отражается в политике субъекта, инициирующего, осуществляющего контроль и направляющего этот процесс).

Принято выделять пять стадий протекания обычного социального процесса: зарождение, хорошая динамика, кризис, отрицательная динамика, депрессия.

В самом неспециализированном замысле, в зависимости от отношения к качественному состоянию объекта процессы возможно дифференцировать на процессы воспроизводства (функционирования), каковые направлены на поддержание существующих взаимоотношений, и процессы развития, каковые направлены на качественное трансформацию взаимоотношений.

В зависимости от интенсивности трансформаций качественного состояния объекта процессы дробят на эволюционные и революционные;

По роли в обществе функций объекта – на функциональные и дисфункциональные.

По направленности качественного состояния объекта различают процессы прогрессивные и регрессивные. Граница между ними проводится на базе следующих объективных показателей: уровень развития производительных сил, уровень жизненного стандарта и его относительное выравнивание, средняя длительность судьбы, количество политических и гражданских прав и свобод.

Социальные процессы развертываются под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Неспециализированные закономерности процессов обусловлены законами развития личности, и законами организации групп и развития структуры.

В исследовательском поле большинства социологических концепций находятся неприятности развития общества. В соответствии с одним теориям, публичное развитие не подвержено определенным закономерностям. А вдруг и существуют кое-какие закономерности, то они относятся не к обществу в целом, а только к отдельным его частям. В других теориях утверждается, что неспециализированные закономерности развития общества существуют и смогут быть открыты. Но многие из этих теорий формулировали неспециализированные законы перемещения, каковые не убедительно растолковывали закономерности публичного развития, содержали в себе то либо иное представление о возможности влияния на него человека. направляться признать, что изучать перемещение общества значительно тяжелее, чем публичную структуру. Трудности при изучении общества кроются в том, что кроме категорий публичной структуры, нужно знать и применять более широкий количество понятий. Само перемещение общества возможно разглядывать с позиций разных исследовательских стратегий.

Изучение публичного перемещения на макроуровне предполагает рассмотрение в качестве его носителей социальные группы, слои, и глобальное общество в целом.

Изучение публичного перемещения на микроуровне предполагает учет в качестве носителей трансформаций индивидов как участников отдельных социальных групп. Но различие перемещения на макро- и микроуровнях относительны. Эти уровни взаимосвязаны и обусловливают друг друга. И все же принципиально важно найти трансформации, каковые происходят на макроуровне в положении социальных групп, в отличие от трансформации положения индивидов, составляющих эти группы.

В публичных науках остается дискуссионным вопрос о понятийном определении самого развития, т. е. перемещения общества. Перемещение общества может трактоваться в узком и широком смысле. В широком смысле перемещение свидетельствует всякое изменение в обществе, т. е. такое изменение публичных взаимоотношений, в условиях которых люди в какие-то виды этих взаимоотношений вступают, а из вторых исключаются. В этом смысле общество, как совокупность публичных взаимоотношений, находится в постоянном перемещении. В узком смысле перемещение общества свидетельствует создание новых публичных взаимоотношений. Перемещение в этом смысле свидетельствует создание новых взаимоотношений в первую очередь в ходе материального производства, а после этого и в остальных сферах публичной судьбе. В этом случае перемещение общества не есть постоянным, потому, что происходит иногда, в то время, когда для этого созреют определенные условия.

10.5 Социальные трансформации — Александр Гофман


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: