Социальный статус и социальные роли личности

Соц. статус – это соотносительная позиция, занимаемая личностью либо группой в общ-ве в соответствии с профессией, соц.-экономич-им положением, полит. возможностями, полом, происх-ем, домашним положением. Потому, что каждого человека характ-ет несколько, а пара статусных показателей, Роберт Мертон ввел в С. понятие «статусный комплект», кот. используется для обозначения всей совокупности статусов данного индивида. В данной совокупности значительно чаще выделяется главной, либо основной статус, самый характ-ый для данного индивида. Как раз по этому статусу его выделяют окружающие либо отождествляют его с ним. В С. принято различать два статуса – персональный и соц.. Соц. статус употр-ся в большинстве случаев в двух значениях. В то время, когда данный термин употр-ся в широком смысле, речь заходит о положении, занимаемом человеком объективно в соц. структуре группы либо общ-ва, в узком – это положение ч-ка, кот. он машинально занимает как представитель громадной соц. группы (демографич., национальн. и т.д.). Персональный статус отличается от соц. тем, что положение, занимаемое ч-ом в малой группе, определяется как раз личными кач-вами личности. Исходя из этого соц. статус играется приоритетную роль среди незнакомых, а персональный – среди привычных людей. Существует три вида соц. статуса: приписываемый,достигаемыйи смешанный. Припис-емый включает в себя и прирожденные статусы – статусы пола, расы, национальности. От припис-мого статуса значительно отличается тот статус, что достигается человеком благодаря его собственным упрочнениям, настойчивости, целеустремленности и именуется исходя из этого достигаемым. В современном общ-ве большинство статусов – достигаемые. Примером смешанного статуса есть статус калеки, безработного. Элементы статуса: статусная роль, статусные права и обязанности, статусные знаки, статусный образ (имидж), статусная идентификация. Ролевой комплект – совокупность ролей в рамках одного статуса.

Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, обычного для людей данного статуса в данном обществе.

Типы ролей (по Дж. Морено)

1)«психосоматические» роли, в то время, когда поведение связано с главными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носить бессознательный темперамент;

2)«психодраматические» роли, в то время, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

3)«социальные» роли, в то время, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той либо другой социальной категории (матери, рабочего, христианина).

Роль уже статуса. Статус это комплект ролей. Ролевой комплект– (Р. Мертон) совокупность ролей, вытекающих из данного статуса. Ролевой комплект включает формальные и неформальные роли. Многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности, т. е. ролевые конфликты либо ролевую напряженность.

В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. К примеру, от гениального шахматиста ожидается опытная игра, от президента — свойство формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Исходя из этого соц. роль возможно выяснить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Социализация личности.

Личность – интегральное соц. кач-во, кот. формируется у индивида в ходе включения его в совокупность общ. взаимоотношений, освоения им мат. и духовных продуктов ч-кой культуры. Социализация – это процесс включения ч-ка в соц. практику, приобретения им соц.кач-в, линия, усвоения общ. реализации и опыта собственной сущности при помощи исполнения определенной роли в практич. деятельности. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных усвоения и ролей культурных норм и ценностей. В ходе социализации выделяются стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая; этапы: дошкольный, школьный, этап трудовой деятельности и послетрудовой. В соответствии с осн. жизненными циклами различают социализацию в периоды младенчества, детства, молодости, старости и зрелости. Университеты социализации – соц. учреждения, воздействующие на процесс социализации и направляющие его. Они бывают прямые, т.е. намерено созданные для социализации, к примеру, школа, и косвенные, решающие задачу попутно, к примеру, трудовой коллектив. Агенты социализации – конкретные люди, важные за обучение культурным нормам и освоение соц. ролей. Потому, что социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку институты и агенты социализации кроме этого делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, родные родственники, учителя, вторичной – чиновники учебного заведения, предприятия, сотрудники СМИ т.д

статусы и Социальные роли. Видеоурок по обществознанию 8 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: