Социобихевиоризм и теория социального научения

(Д. Мид, Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Роттер, А. Бандура)

На смену биологическому детерминизму (в бихевиоризме) приходит социальный детерминизм.

Предмет изучения – поведение в социальной среде.

Социальные бихевиористы разглядывали поведение человека прежде всего с позиций его проявления в обществе – они изучали процесс социализации ребенка.

Социальный бихевиоризм именуют когнитивным, поскольку реакция опосредована знанием.

Альберт Бандура (Albert Bandura, р.1925)

Сформулировал принцип викарного научения – научение на чужом опыте и подражание ему. Бандура первым открыл социальные обстоятельства детской агрессивности – выученная форма поведения. Агрессии дети научаются в первую очередь в семье.

Научение через моделирование: с позиций Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и потом эта закодированная информация (хранящаяся в долгосрочной памяти) является ориентиром в их действиях.

Бандура считает, что подкрепление не есть необходимым для научения. К примеру, нам не стоит ожидать подкрепления, дабы обратить внимание на пожарную сирену, вспышки молнии, неприятный запах, непривычные стимулы.

Косвенное подкрепление. Возможно сказать о косвенном хорошем подкреплении, в то время, когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как замечаемые ранее модели, взявшие подкрепление, тогда как при косвенном наказании замечаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.

Самоподкрепление имеет место всегда, в то время, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют либо наказывают себя за ее достижение, превышение либо неудачу. К примеру, при работе над книгой либо статьей для публикации в издании, авторам не нужно, дабы кто-то стоял позади и заглядывал через плечо, одобряя каждое предложение, пока не окажется удовлетворительная рукопись.

Джордж Мид (George Herbert Mead, 1863-1931)

Главные идеи:

1. Наиболее значимым причиной формирования личности ребенка есть его социальное окружение, в частности его сотрудничество с окружающими.

2. Личность ребенка понимается как комплект разных ролей, каковые он проигрывает при сотрудничестве с людьми.

3. Механизмом формирования роли есть игра, так когда в ходе игры ребенок в первый раз сталкивается с необходимостью соблюдения правил и может примерить на себя разные роли.

4. проигрывание и Выбор ребенком определенной роли обусловлен ожиданием взрослого и прошлым опытом ребенка.

Выявляется 2 вида игр, обуславливающих процесс социализации ребенка:

Сюжетные игры, задачей которых есть расширение ролевого репертуара ребенка.

Игры правильно, каковые учат детей поведению и произвольному самоконтролю.

Джон Доллард (John Dollard, 1900—1980 Нил Миллер (Neal Miller, р.1909

продемонстрировали, что агрессия имеет социальную природу. Растолковывая агрессию, применяют психоаналитическое познание природы потребностей. Организм пытается к наслаждению, не приобретает его = фрустрация = накапливает агрессивные импульсы.

Агрессия взрослых – итог плохого воспитания и детских фрустраций.

Джулиан Роттер (Julian Rotter, р.1916) подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и Бандура, он считает, что люди – участники событий, воздействующих на их жизнь. Своеобразный нюанс работы Роттера, что завлекает особенное внимание – концепция локуса контроля.

Его теория социального научения – это попытка растолковать, как научаются поведению методом сотрудничества с другими людьми и элементами окружения. Говоря словами Роттера: Это теория социального научения, по причине того, что она подчеркивает тот факт, что главным либо главным типам поведения возможно обучиться в социальных обстановках, и эти типы поведения сложным образом соединены с потребностями, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми.

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в непростых обстановках. Роттер считает, что необходимо шепетильно проанализировать сотрудничество четырех переменных:

1) Потенциал поведения — возможность данного поведения, видящегося в какой-то ситуации либо обстановках в связи с каким-то одним подкреплением либо подкреплениями.

2) Ожидание относится к субъективной возможности того, что определенное подкрепление будет иметь место в следствии своеобразного поведения. К примеру, перед тем как вы решите, идти вам на вечеринку либо нет, вы, по всей видимости, постараетесь вычислить возможность того, что прекрасно совершите время. Кроме этого, решая, подготовиться ли к экзамену в выходные дни, вы, вероятнее, спросите себя, окажут помощь ли вам эти занятия лучше сдать экзамен. С позиций Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100.

3) Сокровище подкрепления — степень, с которой мы при равной возможности получения предпочитаем одно подкрепление второму. Применяя эту концепцию, он говорит, что люди различаются по собственной оценке важности той либо другой ее результатов и деятельности. При возможности выбора для некоторых взглянуть баскетбол по телевидению ответственнее, чем поиграть с приятелями в бридж. Кроме этого одни обожают продолжительные прогулки, а другие – нет.

4) Психотерапевтическая обстановка с позиций индивидуума. Роттер говорит, что социальные обстановки таковы, какими их воображает наблюдатель.

Главная формула прогноза поведения: чтобы угадать потенциал данного поведения в своеобразной обстановке, Роттер предлагает следующую формулу:

Потенциал поведения = ожидание + сокровище подкрепления

Потребности:

статус признания

защита – зависимость.

доминирование

независимость.

привязанность и любовь.

физический комфорт.

Концепция локуса контроля: интернальный и экстернальный локус контроля

Большинство изучений, каковые были совершены в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, именуемой локус контроля. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди осуществляют контроль подкрепления в собственной жизни. Люди с экстернальным локусом контроля считают, что их неудачи и успехи регулируются внешними факторами, такими как будущее, успех, счастливый случай, непредсказуемые силы и влиятельные люди окружения. Экстерналы верят в то, что они заложники судьбы. Наоборот, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их способностями и собственными действиями (внутренние, либо личностные факторы). Интерналы исходя из этого ощущают, что они в основном воздействуют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

конечный интернал — волюнтарист конечный экстернал — фаталист

Измерение локуса контроля. Не смотря на то, что существует пара способов измерения ориентации контроля, применимых к детям и взрослым, исследователями в данной области значительно чаще употребляется Шкала И-Э, созданная Роттером. Она складывается из 23 пар утверждений вынужденного выбора, с шестью дополнительными вопросами чтобы замаскировать цели этого теста

Процесс социального научения — Татьяна Котова


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: