Социокультурные флуктуации: понятие социокультурного процесса и его формы

Социокультурные флуктуации, другими словами процессы, время от времени повторяющиеся в социальной и культурной жизни и в человеческой истории, — такова главная тема настоящего исследования. Звучит завораживающе, но пара неизвестно. Неопределенность относится не только к тем процессам, повторение которых подлежит изучению, но и к самим терминам «процесс», «повторение», и к производным от них. Они использовались в столь различных смыслах и содержат такое множество разных коннотаций’, что появляется необходимость в специальном объяснении значения, в котором они тут употребляются. Под процессом понимается любой вид перемещения, модификация, преобразование, перестройка либо «эволюция», другими словами, любое изменение данного логического субъекта во времени, касается ли оно трансформации его места в пространстве, либо речь заходит о модификации его количественных либо качественных качеств.

I. ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОЦЕСС»

Любой процесс, дабы именоваться таковым» обязан включать в себя следующие составляющие: 1) логическое подлежащее (unit) — единицу, другими словами то, что изменяется либо находится в ходе; 2) временные отношения; 3) пространственные отношения; 4) направление.

Без единицы, либо логического подлежащего, запрещено наблюдать, осмысливать либо обрисовывать ни один процесс, по большому счету ни одно динамическое состояние. Кроме того в теоретической механике при описании несложного перемещения, в явной либо неявной фор-Ме должна быть дана единица в виде материальной точки либо материального тела. То же самое возможно сообщить и о любом дру-°м более сложном ходе. Единица возможно вещью; она ожет быть неким динамическим состоянием, к примеру про-

4 П д г-

‘• а. Сорокин

Часть 1. Введение

цессом интеграции, дезинтеграции, роста, дегенерации, распространения и т. д. Но какая-то единица как логическое подлежащее, об трансформации либо модификации которой мы ведем обращение, должна быть дана. Без таковой единицы процесс — это слово, не имеющее смысла. Более того, не обращая внимания на то, что эта единица претерпевает изменение либо находится в ходе, она обязана мыслиться как сохраняющая собственную идентичность в течение всего процесса, в который вовлечена. Каждая единица существует , пока сохраняет собственную тождественность либо идентичность. Теряя ее, она перестает существовать как эта единица, как одно да и то же логическое подлежащее. В случае если же она перестает существовать, то не имеет возможности пребывать в каком-либо ходе либо претерпевать какое-нибудь изменение, по причине того, что несуществующее не может ни изменяться, ни оставаться неизменным. По крайней мере, говоря об трансформации, мы должны воображать себе его единицу как что-то неизменное, как форму Бытия.

Это примирение постоянного тождества с трансформацией — не такое нелогичное дело, как думается. Оно основано на том факте, что в случае если единица трансформации А складывается из нужных элементов a, bt с, и вторых элементов — будь то элемент т, п, f, k, I — либо какая-либо их комбинация, каковые не являются необходимыми, то А как соединение элементов а, Ь с может оставаться постоянным и одновременно с этим пребывать в ходе трансформации, затрагивающего т, п, f, k, l либо их комбинаций; и, таким образом, Быть может изменяться, не теряя собственной идентичности.

Всякое «становление», изменение, процесс, перемещение, перемена, динамическое состояние, в противоположность «бытию», предполагает время. Не вдаваясь тут в дискуссию данной запутанной неприятности, достаточно заявить, что понятие времени, пригодное для описания перемещений материальных тел, довольно часто не подходит для чёрта социальных и культурных процессов. Для них, в большинстве случаев, необходимо применять второй вид времени — социальное время.

Сообщённое о времени справедливо, mutatis mutandis2, и относительно пространства. Любой процесс имеет место где-нибудь и находится в пространственной связи с другими процессами и явлениями, выбранными в качестве точек отсчета. В другом случае процесс не может быть локализован и неопределен. Вторая неприятность появляется в связи с системой и характером пространства пространственных координат (вектором), применяемыми для «дислокации» культурных процессов. Физическое либо геометрическое его системы и пространство координат (вектор механики), пригодное для описания пространственных взаимоотношений

4. Социокультурные флуктуации

физических тел, довольно часто оказывается совсем неподходящим для описания психосоциальных процессов и по большому счету явлений культуры. Вправду, для адекватного описания многих социокультурных явлений требуется особенная категория социального пространства с его собственной совокупностью координат.

Наконец, четвертая нужная составляющая понятия «процесс», в частности направление, опирается на тот факт, что процесс происходит от чего-то к чему-то, что изменение предполагает переход из одного состояния в второе. Любое динамическое состояние свидетельствует некую модификацию единицы в категории от… к. Это перемещение «от … к» и есть направлением процесса.

Направления процесса смогут быть разнообразными. Их можно свести к четырем видам: направление во времени, направление в пространстве, качественное направление, количественное направление. Направление во времени предполагается, в то время, когда мы используем такие выражения, как «от прошлого к будущему», «от Средних столетий до века автомобилей», «с 2500 дон. э.по 1933г.», «с VI в. до н. э. по IV в. н. э.».

Временная составляющая процесса значительно чаще выражается в виде длительности. Довольно многих процессов необходимо знать, сколько времени они длились: секунду, час, сутки, год, столетие.

Вторая разновидность направления во времени — временная последовательность. В случае если даны объекты, качества, события — а, Ь, с, — то какое из них идет первым, какое вторым, а какое последним? Иначе говоря каков их порядок во времени?

В этих и многих вторых формах временная составляющая направления процесса довольно часто оказывается одной из самый важных черт, которую нужно знать для теоретических либо практических целей. Все такие составляюшяе являются разновидностями направления во времени.

Вторая форма направления процесса — направление в пространстве: или чисто пространственно-геометрическое направление, как при физическом перемещении, при любом перемещении материального тела в геометрическом пространстве (типа переезда из Дакоты в Новую Англию); либо же направление в социальном пространстве — «восхождение по социальной лестнице», понижение и повышение в должности, социальное сближение, социальное разделение.

В-третьих, процесс может иметь количественную направлен-н°сть. В то время, когда мы говорим о ходе, что он возрастает, уменьшается либо остается постоянным; что он растет, убывает, делается

Часть 1. Введение

А 3.8 их роль и Природа ценностей в социально-гуманитарном познании — Философия науки для аспирантов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: