Социокультурные флуктуации

и потому, что будущее непредсказуемо, мы не знаем и не можем знать, имеется ли какая-нибудь постоянная основная тенденция и какой-нибудь пункт назначения, к которому идет человечество.

Третий пункт предполагает так называемый принцип имманентной причинности, либо саморегуляции социокультурных процессов. В соответствии с этому принципу, в случае если единица интегрирована, то изменение в направлении процесса обусловлено не только и не столько вмешательством внешних сил, сколько внутренними силами самого процесса и характером самой единицы. Как жизнедеятельность организма вызывает его смерть, независимо от какой-либо внешней случайности либо внешних сил, совершенно верно так же любой социокультурный процесс, происходящий в интегрированной единице и развивающийся в определенном направлении, порождает, благодаря данной активности, «силы» либо «причины», каковые изменяют его направление и единицу процесса.

Нижеследующая схема (с. 112) обобщает изложенную классификацию процессов.

Сейчас мы собираются обратиться к изучению социокультурных флуктуации в основном в греко-римской и западной культурах, сконцентрировавшись на периоде примерно с 600 г. до н. э. сейчас. Эти культуры выбраны вследствие того что они известны нам лучше, чем другие: по окончании них остались более полные и более правильные свидетельства, чем, возможно, по окончании каждый культуры. Период длительностью примерно в 2500 лет забран вследствие того что долговременные флуктуации запрещено подобающим образом изучить на более маленьком промежутке времени, в особенности более глубокие «волны» истории. Но кроме того и данный период через чур мал для целей отечественного исследования. Отсутствие каких бы то ни было хоть какое количество-нибудь удовлетворительных данных довольно времени до VI в. до н. э. предотвращает нас от углубления в столь далекое прошлое. Однако, не смотря на то, что мы и будем иметь дело по большей части с этчми культурами и периодами, при изучении флуктуации каждого класса явлений мы будем выполнять дополнительные — пускай и гораздо более маленькие экскурсии — в область социокультурных флуктуации нескольких вторых культур.

Сейчас поднимаются более серьёзные вопросы: что направляться изучать в этих культурах? Какого именно рода флуктуации? Какого именно рода проблемы? Как их необходимо изучить? С какими целями? Полные и адекватные ответы на эти вопросы предлагаются в следующих частях настоящей работы. А до тех пор пока нам необходимо лишь коротко указать на пара главных неприятностей, подлежащих изучению.

Часть 1. Введение

4. Социокультурные флуктуации

Вопросы, на каковые нам предстоит дать ответ, сущность следующие: 1) Являются ли греко-западная культуры и римская логически интегрированными? 2) В случае если да, то какие конкретно громадные посылки лежат в базе их интеграции? 3) Дают ли понятия идеациональ-ного, чувственного и смешанного типов культуры ключ к решению неприятности их интеграции? 4) Если они дают таковой ключ, то снабжают ли возможность исследователю постигнуть философии и основные формы науки, этики и искусства, права и политики, социальной организации и экономики, психологии и идеологии носителей этих культур? 5) Сопровождалась ли логико-смысловая интеграция этих культур причинно-функциональной? 6) Оставались ли эти культуры и их главные составные части в отношении собственного преобладающего культурного типа неизменными в течение времени либо претерпевали в этом смысле значительные трансформации? Если они испытывали такие перемены, то в какие конкретно периоды они были преимущественно идеациональными, чувственными, идеалистическими, смешанными? 7) В случае если эти перемены имели место, то какими были чередования и основные волны в этих культурах? Как продолжительно длился любой тип? Отмечается ли какая-нибудь периодичность в чередовании этих типов? 8) Каковы были связи этих процессов в разных составных частях культур? Изменялись ли они все синхронно? Либо какие-то составные части изменялись раньше вторых? И было ли направление этих культурных трансформаций неизменно параллельным, противоположным либо же свободным? 9) Что являлось «обстоятельствами» либо факторами трансформации? Возможно было бы поставить еще довольно много вопросов, но неприятности, которые затрагиваются и решаются в настоящей работе, остались бы неисчерпанными.

Это изучение представляет собой собственного рода громадную фугу, оркестровка которой переплетается с многочисленным количеством меньших фуг, исполняемых вторыми частями оркестра. В случае если громадная фуга сыграна не хорошо, то для композитора остается утешение, что любая маленькая фуга может находиться на собственных ногах и имеет собственную сокровище, независимо от сокровища громадной работы, которая предназначена чтобы поглотить все более небольшие части и быть кульминационным моментом их всех.

Если не по логическим, то, по крайней мере, по педагогическим соображениям отечественное изучение начинается с трактовки

5 П. Д. Сорокич

Часть 1. Введение

видов искусств изучаемых культур. Живой и конкретный характер некоторых видов мастерства, в особенности живописи и скульптуры, частично же музыки, литературы и архитектуры, по-видимому, наилучшим образом будет содействовать тому, дабы читатель вошел в сущность неприятности. Исходя из этого прежде всего мы приступаем к изучению искусств.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Флуктуация

Идеациональной

И чувственной

Форм мастерства

Лекция №27 \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: