Социологическая модель массовой коммуникации а. н. алексеева

Модели массовой коммуникации

Социально — психотерапевтическая модель массовой коммуникации Ю.В. Воронцова

Ю.В. Воронцов предлагает модель процесса массовой коммуникации, которая, согласно его точке зрения, имела возможность бы растолковать в значительной мере, из-за чего разные по содержанию коммуникации оказывают одно и также действие на разных реципиентов и одинаковая коммуникация оказывает разное действие на разных ее потребителей. Эта модель более сложна структурно, чем прошлые (рис. 14):

Рис.14.

1.Источник информации. 2.Коммуникатор. 3.Сообщение. 4.Коммуникант. 5.Коммуникационный канал. 6.Экстралингвистический параметр сообщения. 7.Источник механических помех. 8.Источник семантических помех. 9. Классово-социальные фильтры. 10.Личностно-нидивидуальные фильтры. 11.Семантические поля. 12.Поля коммуникационной обстановки. 13.Утраты информации. 14.Обратная сообщение коммуникант-коммуникатор. 15.Обратная сообщениекоммуникант-источник информации.

Источник информации

В данной модели (как у К.Шеннона и М. де Флера) источник информации [1] выступает в качестве одного из элементов совокупности журналистики. Создатель выделяет, что его неправомерно отождествлять с коммуникатором (только в немногих случаях коммуникатор есть одновременно и источником информации). Источником возможно социальный университет (целенаправленная информация) и конкретно события, явления и факты окружающие действительности (источник ненаправленной информации). Два и более источников смогут поставлять сведения одному коммуникатору, а один источник может трудиться на двоих и более коммуникаторов (различное освещение одних и тех же событий в разных органах в зависимости от идеологических и политических установок).

Анализ социальной структуры источника информации, определение его социальной значимости для аудитории, удельный вес среди вторых источников, и определение вторых его параметров, согласно точки зрения автора, разрешит прогнозировать вероятное действие либо уровень действия его информационной либо прогностической деятельности.

Описание модели

На сообщение, поступающее по коммуникационному каналу [5] к коммуникатору [2] от источника информации [1], действуют источники механических [7] и семантических [8] помех, затрудняющие его восприятие; оно проходит через классово-социальные [9] и личностно-личные [10] фильтры и подвергается изменении. То же происходит и на пути к коммуниканту [4].

Сообщение [3] есть содержанием коммуникации и представляет собой направленное сочетание знаков-знаков, служащее для передачи информации. Это сочетание должно рассматриваться в двух качествах: качественном и количественном.

Качественный нюанс содержания коммуникации сводится к организации знаков так, что сообщение приводит к оценочной реакции коммуниканта в соответствии с действием классово-социальных и личностно-личных фильтров и выработку определенного отношения к информации. Качественный нюанс связан не только с проблемой, затронутой в сообщении, но и с отношением коммуникатора, аудитории к данной проблеме (см.: обратные связи [14], [15]).

Количественный нюанс содержания коммуникации включает соотношение числа знаков-общего объёма и символов сообщения, поступающего по каналу связи к коммуникатору: букв в слове, слов в предложении либо в газетной строчке, количество мин. вещания и т. п. Количественный нюанс позволяет выяснить самоё рациональное построение предложения, публикации, газетной полосы, теле- , радиопрограммы, рекламного блока и рекламного текста в целом. Для этого исходят не из символа по большому счету, а из знаменательной единицы сообщения — главного знака.

Экстралингвистический параметр сообщения [6] существует, согласно точки зрения автора, как составляющая информационного потока, как наиболее значимый фактор действия сообщения на коммуниканта. Экстралингвистика, либо внешняя лингвистика, изучает совокупность этнических, исторических, социальных, географических и других факторов, которые связаны с развитием, функционированием и распространением языка. Большая часть коммуникации носит как раз экстралингвистический темперамент.

Большую роль в коммуникации играется и паралингвистический параметр сообщения: для печатных СМИ – это полиграфические характеристики текста, верстка, выбор шрифтов, оформление заголовков, рубрик, лидов и т. п.; для электронных СМИ (устной коммуникации) – это тембр и высота голоса, артикуляционные характеристики, темп речи, манера сказать и т. п.

Источники помех

К шенноновским механическим помехам (технические неполадки и технологические несовершенства) Ю.В.Воронцов добавил семантические помехи. Источником семантических помех [8] являются сами участники процесса коммуникации, в случае если кодировка сообщения приводит к у коммуникатора (отсутствие компетенции в обрисовываемой проблематике), а его декодировка – у направляться (обращение коммуникатора через чур сложна для понимания). Семантические помехи появляются из-за сложной лексики (терминология, неологизмы, фразеология), сокращений, фонетических изюминок (нечеткость артикуляции, различие произношения), сложности грамматики, синтаксических конструкций, стиля.

Классово-социальный и личностно-личные фильтры [9,10] воздействуют на прагматический нюанс языкового символа, потому, что они определяют социальные и психотерапевтические отношения. Эти фильтры регулируют избирательность информации: коммуникант либо не выберет данные из потока, либо выберет, но трансформирует ее содержание — подгонит под нормы-рамки, созданные классовой принадлежностью, группой, уровнем самосознания, самооценки. Классово-социальные фильтры взаимодействуют с личностными (возраст, пол, образование, самосознание, самооценка личности). Как раз этим социально-психотерапевтическим факторам создатель уделяет особенное внимание.

Поля коммуникационной обстановки [12] создаются следующими факторами: классово-социальными и личностно-личными фильтрами, источниками помех, и степенью плотности информации – информационной избыточностью либо недостаточностью.

В социально-психотерапевтической модели Ю.В.Воронцова значительно то, что в числе факторов, оказывающих влияние на информационный процесс, выделены механические и семантические помехи, социальные и личностные фильтры, коммуникационная ситуация. Создатель прав, в то время, когда, осуждая модель К.Шеннона, отмечает, что помехи влияют не на сигнал, а на восприятие сигнала адресатом. Но, как правильно увидел Э.Г.Багиров, сам Ю.В.Воронцов не учитывает этого в собственной модели, в соответствии с которой источник семантических помех воздействует на канал. В это же время семантические помехи вызываются сложностями лексики, стиля и т. п., т.е. изюминками структуры сообщения, но никак не канала.

Социологическая модель массовой коммуникации А. Н. Алексеева

Требования к модели

А. Н. Алексеев выдвигает следующие требования к модели социального процесса:

а) модель обязана словесными (символическими, графическими и т.п.) средствами высказывать специфику данного процесса, т.е. она не имеет возможности в готовом виде быть применена к второму публичному явлению;

б) обязана соотноситься с моделями вторых публичных явлений, вписываться в более неспециализированную совокупность;

в) обязана помогать не только описанию процесса, но и раскрытию его внутреннегомеханизма, заключать в себе правила, законы функционирования;

г) должна быть способна к осуществлению эвристических, поисковых функций, открывать возможности к объяснению новых и дальнейшему развёртыванию фактов соответствующей сферы деятельности.

Помимо этого, согласно точки зрения автора, модель должна быть еще и социологичной, т.е. применять понятия и термины как раз социологической теории.

1 1 Понятие коммуникации


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: