Социологический аспект культуры.

1 Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. Самый популярны две её концепции – ценностная и деятельностная. Первая разглядывает культуру как совокупность созданных людьми духовных сокровищ. Вторая как метод осуществляемой ими деятельности. Из этого основное, принципиальное их различие пребывает в том, что ценностная концепция обосновывает субстантивность культуры либо то, что она владеет суверенностью, существует самостоятельно, а деятельностная концепция – её предикативность либо то, что она есть только свойством, показателем действий людей и всего созданного ими.

Ценностная концепция выделяет культуру в особенный класс явлений, существующий наряду с другими классами явлений. Деятельностная концепция акцентирует внимание на принадлежности культуры всем явлениям общества. В соответствии с ей культура обща. Это вытекает из того, что как деятельность, так и взаимоотношения людей характеризуются методом их осуществления. Не может быть социального действия без метода его исполнения. Метод находит выражение и в итогах деятельности, в созданных людьми материальных и духовных благах, как следствии применения при их изготовлении определенной разработке. Из этого направляться, что культура возможно и процессивной и результирующей, свойством и его результата и процесса действия.

Познание культуры как взаимоотношений людей и способа деятельности, метода их участия в жизни этимологически соответствует смыслу начального понятия культуры, означавшего в эру Античности сперва метод обработки почвы, а после этого (в трудах Цицерона) метод обработки души человека.

в наше время в связи с указанными концепциями культуры она трактуется когда духовные сокровища, образующие мастерство, науку, религию или ещё чаще как взаимоотношения людей и совершенные действия, составляющих народы различных государств, цивилизации. Первое познание культуры очень ограниченное, второе, наоборот, очень. Исходя из этого культурными людьми в одном случае являются только те, кто формирует художественные, научные и религиозные произведения, а во втором – все люди.

Мы исходим в понимании культуры из деятельностной её концепции и думаем, что она имеется метод совершенного осуществления людьми деятельности в соответствии с принятым в обществе (группе) эталонам, стандартам её выполнения. Каждый метод идеальных действий людей говорит об умении их что-то делать, взаимодействовать между собой. Исходя из этого культуру возможно разглядывать как умение субъектов функционировать, принимать участие в жизни. Степень умения возможно различная. Это дает основание сказать о различном уровне их культуры.

Культура – субъектна, её нельзя отрывать от человека, она есть следствием его социальной активности. Культура предикативна, она свойство деятельности. направляться выделить: культура не то, что люди делают, в противном случае как они это делают. Культура парадигмальна – это примерное осуществление деятельности в соответствии с предписывающими её стандартами, требующими от людей непременного их исполнения. Исходя из этого культура нормативна. Культура регламентируется стандартами, воображающими собой другие элементы и практические знания сознания (нормы, правила), имеющие практическое значение. Но выбор их людьми не произволен и во многом детерминирован публичными условиями, в которых они действуют. Делая деятельность, люди руководствуются стандартами тех групп и обществ, к каким они принадлежат. Это ведет к корпоративности культуры, групповым различиям людей в совершенстве осуществляющих деятельность. Тем самым появляется возможность и по-различному относиться к методам действий людей, к их культуре, к культурным особенностям вещей.

Культуру, как примерное исполнение деятельности, направляться отличать от результатов таковой деятельности. Они являются то, в чём культура (культурная деятельность) воплощается. Это лучшим образом выполненные научные и художественные произведения, различные технические устройства, вещи, словом все материализованные артефакты. В отличие от культуры их направляться именовать воплощённой культурой. Результаты культурной деятельности не существуют самостоятельно от людей, по причине того, что культурными они считаются только до тех пор пока будут считаться таковыми.

Культура инвариантна, есть показателем совершенного выполнения деятельности везде и неизменно. Но потому, что каждый вид, род деятельности осуществляется лишь по своим стандартам, это является причиной существования не одной, а многих культур (культура торговли, культура врачевания, культура эмоций). Различаются они и в связи с тем, что люди живут в различных государствах, к тому же в различное историческое время. Неизменным остаётся только то в культуре, что она выступает показателем примерного исполнения деятельности. Культура обща, относится ко всей жизнедеятельности людей, а также к социальной. Онтологическим основанием всеобщности культуры есть то, что любая деятельность характеризуется методом её осуществления, что деятельность со своим методом образовывает единое целое, есть онтологическим основанием всеобщности культуры.

2 Социальная культура – это примерные взаимоотношения и деятельность людей в социальной судьбе, которая для людей есть основополагающей. Это разъясняется положением последней в обществе, той ролью, которую она в нём играется. Исходя из этого при всей значимости экономической, политической, идеологической культуры, социальная культура остаётся серьёзной. Овладение ею есть их первейшей задачей, т.к. даёт им возможность жить соответствующим их родовой природе образом. В этом содержится сущность социальной культуры.

Социальная культура представляет собой искусное участие людей в их социальных взаимоотношениях, т.е. идеальное осуществление ими этнических, опытных, половых, возрастных, домашних и других интеракций, и умелое исполнение социальной деятельности, объектом которой являются люди. Скажем, той же преподавательской, офисной, ораторской деятельности. Культура социальных социальных действий и взаимоотношений пребывает в осуществлении их в соответствии с принятыми в обществе (группе) стандартами. Исходя из этого предполагает как знание этих стандартов, так и навык их выполнения. Социальная культура сильно зависит и от социальной зрелости людей, от развития у них социальных особенностей. В социальной культуре проявляется социальный капитал людей.

Для социальной культуры свойственны стабильность, консервативность, цивилизационность, каковые являются соответственно следствием: 1) не сильный исторической изменчивости социальной судьбе, 2) её инертности, приверженности традициям, 3) зависимости в первую очередь от цивилизационного уклада судьбы народа. Социальной культурой смогут владеть все социальные образования – общности, группы, социумы. И у каждого из них она имеет собственные особенности. Неслучайно говорят: «что ни город, то собственный норов». Но так возможно сообщить и о каждой этнической общности, каждой семье, о всякой и производственной, и соседской группе. Всем им свойственно неповторимое проявление социальной культуры, которая есть следствием осуществления социальных действий в соответствии с различным стандартам, предписывающих людям как им надлежит функционировать, вести себя в социальной судьбе. К ним, в первую очередь, относятся обычаи, традиции, стереотипы поведения.

По большей части они давешнего происхождения, стали такими ещё в глубине столетий. Их часто связывают с ментальностью народа. Вправду, они регулируют самые глубинные проявления социальной судьбе, то, что в ней образовывает её костяк. Благодаря чего отмечается особенно бережное отношение к ним. И никакие происходящие в обществе перемены не колеблют его. Но среди них большое количество и таких, каковые являются порождением недавнего прошлого. К ним относятся правила, ценности, нормы поведения, которыми люди руководствуются в собственной повседневной жизни. Последней являются неизменно осуществляемые ими взаимодействия и действия в социальной судьбе, которыми приходится заниматься систематично, ежедневно и много раз. Причём имеются в виду те социальные действия, каковые являются примерными, отвечающими высоким требованиям к их исполнению.

Укажем и другие особенности социальной культуры. В первую очередь то, что социальная культура имеет субъектную и уровневую разделение. Она, во-первых, различается по тем социальным образованиям, в действиях которых проявляется. Ими являются общности и социальные группы. Отдельный индивид не владеет собственной социальной культурой. Её у него образовывает совокупность определённых показателей социальной культуры тех групп и общностей, в каковые он входит. Во-вторых, имеет уровневые различия, каковые проявляются в неодинаковом осуществлении индивидами общностей всех разновидностей социальной судьбе образцовых действий, в том, что они с различной степенью совершенства их делают (незаурядно, искусно, виртуозно).

Потом, что все предметы и социальные действия принято вычислять социокультурными, т.е. такими, в которых социальное и культура существуют в неразрывной связи, образуя единое целое. Но это правильно применительно лишь к тем взаимоотношениям людей и социальным действиям, каковые отличаются идеальным их выполнением. В другом случае они не являются культурными. Так что социальное возможно и без культуры.

В то время, когда социальное и культура являются единое целое, складывается обстановка, которая характеризуется доминированием одной из указанных сторон. В одном случае ведущую роль играется социальное. Такова культура этнических, гендерных, домашних и других общностей – субъектов разновидностей социальной судьбе. В другом господствует культура. Примером для того чтобы её превосходства есть наличие в социальной судьбе культуро-социальных образований, большей частью социально неоднородных, в которых людей объединяет принятый ими образ действий, поведения. В их жизнедеятельности главенствующими оказываются не социальные, а культурные изюминки: в них социальность людей отходит на второй план, будучи потеснена их культурой. Таковы, к примеру, группы людей, различные по собственному социальному положению, но разделяющие одну моду, либо имеющие неспециализированные увлечения в мастерстве, спорте.

Преобладание культуры над социальным возможно следствием и маргинального положения людей, неприятностей у них с самоидентификацией в трансформируемом обществе. Как раз переходное, не устоявшееся его состояние является причиной актуализации культурных особенностей людей. Маргинальное положение личности ведет к неясности для неё собственного социального положения и вследствие этого затрудняет отнесение себя к определённой социальной группе. В данной ситуации индивид применяет в качестве лоции собственного поведения неспециализированные недифференцированные социокультурные стереотипы поведения и жизненные установки.

Культуросоциальные группы направляться отличать от субкультур, от таких социальных групп, метод жизнедеятельности которых пара отличается от метода, характерного для всего общества. К ним возможно отнести муниципальные, сельские, опытные, национальные субкультуры. Они в значительной мере обусловлены стандартами, регламентирующими жизнь лишь этих групп.

И наконец, то, что социальная культура в взаимоотношениях и деятельности людей, в большинстве случаев, осуществляется двояко – самоцельно и функционально. Первое говорит о интересе индивида конкретно к объекту деятельности либо субъекту, с которым он контактирует, на его потребность в них. Второе – на опосредованный его интерес к субъекту и объекту, на применение последних для удовлетворения каких-то вторых потребностей. Исходя из этого участие людей, к примеру, в работе, возможно позвано интересом их к ней самой, её содержанию, возможностью показать в ней собственные способности либо к цене (размеру) её оплаты.

Функциональное отношение людей к поведению и деятельности особенно обширно распространено в условиях рыночной экономики. Но потому, что культура есть методом примерного осуществления всякой деятельности, в частности и таковой, которая есть следствием различного отношения людей к ней, то и функциональное исполнение её должно быть идеальным. Не смотря на то, что направляться сообщить и о том, что культуро-функциональное участие людей в социальной деятельности ограничивает рамки для того чтобы её выполнения.

3 Любая наука предполагает собственный нюанс интерпретации одной из существующих концепций культуры. Это обусловлено изюминками предмета данной науки, теми задачами, каковые она решает. Социологический нюанс всякой культуры связан с изучение субъектов культурной деятельности, содержится в изучении социальных черт осуществляющих взаимоотношения и деятельность людей, и публичных условий таких их действий. В случае если знание первых содействует выяснению существующих в это историческое время стандартов жизнедеятельности[10], то знания вторых – тех из этих стандартов, которыми регламентируется действия изучаемых социальных групп, общностей, личностей. И те и другие сведения результат анализа социальных черт людей, в первую очередь свидетельствующих об их профессиональной деятельности и бытодосуговых занятиях.

Основное в социологическом нюансе культуры пребывает в том, что он акцентирует внимание на изучение субъектности культуры, зависимости ее от черт социальных субъектов. Социология занимается познанием социальных изюминок метода действий людей[11]. В ее задачи не входит рассмотрение объектных изюминок культуры, проявляющихся в многообразии способов людской деятельности. К числу главных относятся методы материальной и духовной деятельности, которые связаны с созданием материальных и духовных благ и их потреблением либо, говоря в противном случае, с практической и познавательной деятельностью. Собственные методы имеют все виды людской деятельности и социальных взаимоотношений. Причём имеются в виду только взаимоотношения людей и те действия, каковые отличаются идеальным их выполнением. Для социологии детерминирующим особенности культуры причиной есть не объект деятельности, а ее субъект. Культура в социологии предстает как обусловленный социальными изюминками субъекта метод его участия в жизни, как социальная разработка.

Каждому типу общества соответствует собственная культура, собственный тип культуры. Существуют формационные типы – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая; цивилизационные – Западная, Восточная, Русский; эпохальные – Древняя, Средневековая, Восстановления и т.д. В них выражается содержательное влияние общества на культуру, показывающее на то, в чём состоят идеальные действия людей. Зависимость культуры от общества обнаруживается и в ее социальной дифференциации, в наличии в ней соответствующих социальной структуре субкультур. Со своей стороны культура воздействует на социальную и всю публичную судьбу. Преимущественное применение самоцельного либо функционального метода социальных действий отражается на характере и темпах развития общества, влияет на трансформацию его социальной структуры. Овладение частью людей новым методом деятельности ведет к трансформации соотношения между опытными группами населения. Чем культура прогрессивнее, чем идеальнее метод социальных действий людей, тем действеннее проявляет себя общество.

Не будучи независимой, культура не имеет собственных функций: они свойственны не ей, а действующему субъекту. Но овладение субъектом тем либо иным методом социальных действий, уровень овладения этим методом влияет на исполнение им собственных функций.

Главные понятия темы

Современные концепции культуры: технологическая, ценностная, как метод судьбы этноса, страны. Культура как искусная, умелая деятельность. Черты культуры: субъектность, предикативность, парадигмальность. Культура и воплощённая культура (процессуальная и результативная). Уровни культуры, культурная среда. Публичные и социальные факторы детерминации культуры. Социокультурная разделение. Субкультурные и культуросоциальные группы. Социальная культура – это культура социальных взаимоотношений людей и их социальной деятельности. Черты социальной культуры. Стабильность, традиционность, цивилизационность. Социологический нюанс культуры. Социокультурные типы.

Схема № 1. Таблица № 1.

В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: