Социологический смысл аномии и анемического поведения

…социальная интеграция для Мертона — в отличие от вторых функционалистов — есть не фактом, а актом, условия и возможность которого проблематичны. Эта особенность мертоновско-го видения весьма ярко проявилась в его подходе проблеме аномии. Разбирая социологический суть дюркгеймовского понятия, Мертон разглядывает способы адаптации и нормативную структуру общества к ней Под нормативной структурой тут понимается структура взаимоотношений между нормами, ролями, статусами, полезностями и институциональными порядками. Отношения между рубриками нормативной структуры, по Мертону, смогут различаться согла-сованностью-рассогласованностью, варьирующими в самых широких пределах. Более того, отношения между некоторыми нормативными компонентами смогут быть конфликтными. Эта неспециализированная перспектива, с позиций Мертона, лишь и разрешает подойти к фактически социологическому (а не психотерапевтическому) анализу дезинтегрированности нормативных стандартов, либо аномии. Мер-тоновская трактовка аномии многомерна и разрешает выделить некакое количество разных смыслов фактически социологического понятия «аномия», идущего от Дюркгейма Во-первых, аномия как свойство социальной совокупности в целом, фактически «бесформие». Она воз-

никает в следствии разрушения социальных стандартоб поведения, общезначимой системы ценностей, т. е. нормативной структуры как такой. В этом смысле аномия «обозначает кроме этого низкую социальную сплоченность» как следствие распада нормативного и ценностного согласия. Во-вторых, в более узком смысле аномией может принимать во внимание нарушение взаимооднозначного согласованности и соответствия между ценностями и нормами, регулирующими один и ют же тип поведения В случае если, к примеру, нормативное поведение выясняется неэффективным либо не хватает эффективным, то с целью достижения высокозначимой цели смогут применяться «нечестные», другими словами нормативно запрещенные, средства (такие, как допинг в опытном спорте). Напротив, при «обесценивании» исходных целей самодостаточную сокровище приобретает следование институционально предписанным нормам поведения, либо ритуализм.

Наконец, Мертон первым вводит представление о еще одном вероятном типе (либо механизме) аномии. Для Мертона социальная структура.. может анализироваться в нескольких аналитически F(?-зависимых плоскостях, например, в таких, ‘как структура возможностей и нормативная структура. Полная и идеальная координация возможностей-и норм ценностей, с позиций Мертона, скорее утопия, чем действительность. Действительностью же есть та либо другая степень диссоциации, расхождения ,между структурой возможностей и нормативной структурой, которая кроме этого может рассматриваться как «аномия». Иными словам, на уровне индивидуального поведения аномия проявляется как структурно-заданная ограниченность вероятных выборов. В то время, когда структура вероятностей расходится с нормативной структурой, человеку приходится выбирать между »«принимаемыми культурой сокровищами и социально структурированными трудностями судьбы в согласии с этими сокровищами») Появляющийся тут конфликт может разрешаться в девиантном поведении, расшатывающем нормативную структуру. Отметим сходу, что под «социально структурированными тяжелостями жизни в согласии с сокровищами» Мертон осознаёт неравный доступ к «институционализированным средствам» успехи культурно-одобряемых целей.» Типы личной адаптации к структурной’аномии Мертон классифицирует, основываясь на различении «культурных целей» (сокровищ, предписываемых культурой) и «институционализированных средств» (норм).’ Человек может направляться нормам^ или отклоняться от них, принимать или отвергать ценности. Разные комбинации этих возможностей и приводят к широко известной мертоновской типологии способов личной адаптации к структурной аномии

Предложенная Мертоном типология содержала в себе1 очевидные возможности объяснения девиантного поведения. Эти концептуальные возможности много раз и обширно употреблялись в социологии девиации К примеру, уже в первой работе Мертона подчеркивался условный и очень проблематичный темперамент различия между законными и незаконными средствами зарабатывания денег в американской культуре. Эта регулятивная слабость культуры создавала нужный структурный контекст для многообразных «институционально-вызывающих большие сомнения инноваций», применявшихся при создании некоторых больших состояний (сравните:

«Мошенник — это предприниматель без офиса»)..

Объяснительный потенциал теории анемического поведения возможно показан на примере мертоновского анализа природы обмана в науке. Этос науки, в соответствии с взорам Мертона, приписывает высокую нормативную сокровище оригинальности научных результатов. Предполагается, что любой член научного сообщества может взять признание сотрудников, показав собственный персональный вклад в ответ некоей научной задачи. Наряду с этим появляется нормативное давление, заставляющее ученых добиваться 9ригинальных результатов, что имеет очевидные функциог нальные последствия для науки как целого: амбиции отдельных исследователей ведут к приращению нового знания. Но объективные возможности различных ученых — в частности, доступ к новейшему оборудованию, источникам информации и т п.,- в большинстве случаев неоднообразны, что ведет к возникновениюструктурных ограничений.Еще[более значительны дисфункциональные последствияличностных ограничений: индивидуальные свойства (талант, эрудиция, интеллект) в науке играют роль стратегического ресурса, что к тому же распределен очень неравномерно. В итоге ‘ученые, не располагающие структурными и личностными возможностями получить уникальный итог, демонстрируют девиантные способы адаптации к данной анемической ситуации: прямой плагиат, фабрикацию данных, иные чужих формы и присвоение идей обмана. Менее ужасные типы адаптации смогут включать в себя «уход» в управленческую либо преподавательскую деятельность либо кроме того «бунтарские» попытки переопределения сокровищ — к примеру, настойчивое убеждение себя и других в том, что полезнее всего — на данном этапе развития науки либо по большому счету — не новые ответа интеллектуальных задач, а детальное описание всех фактов, кропотливая работа по систематизации известного, расширение духовного опыта и т п.

Михаил Соколов — Аномия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: