Социология культуры как научная дисциплина.

Объект– общество как социокультурная совокупность (действительность, существующая независимо от нас).

Предмет социологии культуры в широком смысле – каждые явления, процессы, нормы, сообщества, группы либо университеты, существующие в обществе и имеющие какое-либо касательство к культуре, если они рассматриваются под углом участия в них многочисленных социальных групп людей, т.е. с социологических позиций.

Предмет социологии культуры в узком смысле – лишь те явления, процессы, события, сообщества, группы либо университеты, каковые существуют не в обществе в целом, но только в одной из четырех ее сфер, в частности в культурной сфере. Культуру социология разглядывает под своеобразным углом – как образ судьбы громадных весов людей.

Социология культуры деятельно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет действие научного прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на публичные настроения. Социология культуры фиксирует трансформации национальных, духовных, домашних, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д. Содержание социологии культуры составляют:

— существующие в данном обществе формы и методы освоения, передачи и создания объектов культуры;

— устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их механизмы и социальные факторы;

— конкретный вклад той либо другой социальной общности в развитие культуры;

— оценки освоения культуры участниками социальных групп и общностей и их собственного культурного окружения;

— социокультурные нормы, регулирующие отношения в соц. общностях, между соц. общностями, в обществе в целом;

— разработка функционирования разных элементов социальной общества и системы в целом;

— своеобразные формы культурной жизни разных соц. общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Социология культуры изучает последнюю как социальную совокупность. В ней принято в качестве единиц анализа применять устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, нормы и ценности.

Круг неприятностей, каковые охватываются социологией культуры, весьма широк. Ко мне входят динамика и статика культуры; социокультурный контекст цивилизации; анализ состава создателей сокровищ культуры по возрасту, полу, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных потребителей и ролей творцов культурной продукции, стратификация населения по социокультурным показателям, структура рынка научных художественной продукции и знаний, функции и структура средств массовой коммуникации и др.

Определенные трудности в определении предмета социологии культуры разъясняются многими событиями:

-многомерностью самого «явления» культуры;

-многозначностью дефиниций культуры, каковые отражают как структурную сложность самого понятия культуры, так и многоаспектность его изучений, разбирающих общества и реальные связи культуры;

-долгими дискуссиями о возможностях существования социологии как независимой науки, и социологии культуры, в частности.

Социология культуры продолжительное время развивалась как социология мастерства, что сужало рамки ее предметного поля. Так, в отечественной отечественной социологии культуры в 20-30 годы прошлого столетия среди вторых направлений ключевую роль игралось так именуемое «социологизированное искусствознание» (И. Иоффе, Ф. Шмит), развивавшееся, как и другие направления, в русле социологического редукционизма.

Существует множество дисциплин, изучающих культуру: культурология, этнография, культурная и социальная антропология, социология культуры и философия культуры.

Общество, его социальная культура, темперамент регулирования взаимоотношений между людьми определяются культурой. Культура — одно из самых сложных понятий, применяемых в научном подходе и обыдённом общении.

Этнография изучает состав, происхождение, расселение и культурные взаимоотношения населений украины, их материальную и духовную культуры, особенности быта. В наше время к ней близко направлятьсяют этнология, культурная и социальная антропология. В совокупности это систематические, сравнительные науки о культурах различных эпох и обществ, базирующихся на базе анализа и сбора эмпирического материала.

Философия культуры определяет подходы к изучению сущности, ценностей и целей культуры, ее форм и условий проявления.

Культурология — область научного знания, призванная изучить культуру как единую совокупность. Отдельные составные части и элементы культуры изучают следующие науки: философия, языковедение, археология, искусствоведение, история архитектуры, религиоведение и др.

Марксистская социология культуры через чур узко определяла собственный предмет. По большей части ограничивалась анализом деятельности учреждений культуры, изучением восприятия художественных произведений разными социальными группами.

на данный момент предмет социологии культуры существенно расширился. Время от времени культура кроме того отождествляется с обществом. Более верной есть точка зрения, что ее предмет — это культуры и взаимоотношения общества.

Социология культуры — наука, разглядывающая строение и функционирование культуры в связи с институтами и социальными структурами применительно к конкретно-историческим обстановкам. Как наука она занимается: изучением социальных закономерностей развития культуры; формами их проявления в людской деятельности, которая связана с созданием, усвоением, распространением и сохранением идей, представлений, ценностей и культурных норм, и образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между природой и обществом.

Так, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику публичной судьбе под своим своеобразным углом зрения. Культурное содержание имеется в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д.

Термин «социология культуры» был введен Альфредом Вебером еще в начале 20 века. Социология культуры есть отраслевой социологической теорией.

Но в течение продолжительного времени эта наука была социологической дисциплиной как бы второго замысла. Культура считалась чем-то второстепенным, производным от социальных и экономических процессов.

Определения культуры:

Начальное латинское потребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона начало встречаться и более широкое использование этого термина – возделывание людской ума, совершенствование человека. В этом понимании слово «культура» стало известно в Европе только с XVIII в., с эры Просвещения.

Как раз тогда было понято, что обнаруживаемые в человеке качества не смогут быть сведены лишь к природному или к Божественному началу: имеется еще да и то, что детерминировано собственной деятельностью человека.

Так был открыт мир культуры – мир, от начала идо финиша создаваемый самим человеком, а тем самым открыта и зависимость человека от самого себя, собственной деятельности, способности преобразовывать окружающую реальность.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Такое обилие определений позвано чрезвычайной сложностью самого феномена культуры. Любой из авторов, будучи не в силах охватить объект в целом, фиксирует внимание на каких—то отдельных, значительных его сторонах.

Одни связывают культуру с традициями, разглядывают ее как социальное наследие общества, другие подчеркивают нормативный темперамент культуры и трактуют ее как свод правил, определяющих образ судьбы. Третьи знают под культурой сумму всех видов деятельности, обычаев, вер.

Термин «культура» употребляется кроме этого в широком и узком значениях.

В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы судьбы – обычаи, нормы, университеты. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, мастерством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Но все определения культуры фактически едины в одном – это все, созданное человеком, сотворенный человеком мир. В собственной действительности культура – комплекс достижений человечества.

Современная классификация определений понятия «культура» разрешает выделить главные подходы.

1. Описательный подход. Культура представляется как следствие всей деятельности человека.

2. Оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется методом соотнесения с некоторым ценностным эталоном.

3. Деятельностный подход. Культура рассматривается как своеобразный метод деятельности.

1). Функционализм (Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)

Любой элемент культуры функционально нужен для удовлетворения определенных людских потребностей. Элементы культуры рассматриваются с т.з. их места в целостной культурной совокупности. Совокупность культуры — черта социальной совокупности. Обычное состояние соц. совокупностей — самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Как раз с т.з. этого обычного состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

2). Символизм (Т. Парсонс, К. Гирц)

Элементы культуры — это в первую очередь знаки, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)
3). Адаптивно-деятельностный подход (Э. Маркарян)

Культура — метод деятельности, конечно совокупность внебиологических механизмов, каковые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Функции культуры:

Термин «функция» (от лат. functio – «выполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».

Определяющей функцией культуры есть гуманистическая, либо воспитательная, духовно—нравственная. Сущность ее отражает понятие «культура души». От данной основной, системной функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.

Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в публичную судьбу) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Основная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, пребывает в превращении человека из биологического существа всоциальное и стабилизации его в этом качестве.

Регулятивная функция возможно представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.

В этом последовательности самая важнейшей есть аксиологическая (ценностная) функция. Культура – это в первую очередь нормативная совокупность, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (важнейшие предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.

В случае если ценностные ориентации покупают лишь прагматический темперамент, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она есть кроме этого совокупностью знаковых совокупностей (речи, языка формул, искусства и т. д.).

Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком особых языковых совокупностей.

Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.

Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее свойством концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. Одновременно с этим – в порядке обратной связи – сама культура, ее уровень развития являются индикатором, разрешающим делать выводы о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).

Коммуникативная функцияпозволяет вступать людям в общение между собой. Но для хорошего общения принципиально важно достигнуть определенного уровня согласия, формирование которого зависит от владения неспециализированной специфическими языками и системой смыслов.

Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают кроме этого как информативную, либо функцию исторической преемственности. В данной функции культура выступает как «память» человечества.

Лекции И.В. Гололобова. Современная социология культуры ее особенности и сущность


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: