Содержательно-структурные особенности информационной речи

Информационная обращение

1. Неспециализированная черта информационной речи. Ведущие правила создания информационной речи.

2. Содержательно-структурные изюминки информационной речи.

3. Жанры информационной речи. Приёмы популяризации научной информации.

1. Неспециализированная черта информационной речи. Ведущие правила создания информационной речи.

Информационная обращение – это такая обращение, главной целью которой есть сообщение сведений о предмете речи. В совершенстве говорящий обязан не только дать новое представление о предмете речи, но и пробудить любознательность у слушателей. Этого возможно достигнуть при соблюдении 2 требований:

1) обращение должна быть увлекательной;

2) обращение должна быть ясной.

Ведущими правилами создания информационной речи являются

1. Принцип «резервных знаний» оратора. Создатель речи готовит намного большее количество материала, чем войдет в информационную обращение. Это необходимо чтобы вольно сказать о предмете речи и готовься ответить на вопросы. При подготовке информационной речи принципиально важно обращаться не одному, а нескольким источникам, это будет содействовать объективности изложения. Перед выступление необходимо решить, какой материал будет озвучен в аудитории, а какой останется в резерве.

2. Принцип жесткости в отборе освещаемых фактов свидетельствует, что приводимые факты, цифры, имена, даты, примеры, цитаты должны быть

  • проверенными;
  • уместными,
  • вызывающими интерес, удовлетворяющими запросы слушателей,
  • достаточными.

3. Принцип связи известного и нового. Это фундаментальный дидактический принцип: познание нового нереально без опоры на известное. Говорящий углубляет познания слушающих путём открытия новых качеств в изучаемом предмете либо явлении. В случае если тема ветхая, ее развивают в связи с новыми фактами и насущными заинтересованностями. В случае если тема новая и необычная, ее развивают, опираясь на житейский опыт и общеизвестные факты.

4. Принцип отражения динамики мышления в ораторской речи. Отражение динамики мышления в речи осуществляется: а) в виде последовательной, ответов и логической цепи вопросов; вопросы смогут прямо формулироваться либо подразумеваться – принципиально важно, дабы они сами появлялись в сознании слушателей; б) посредством речевых средств подчеркнутой логичности – показателей последовательности подтем и вывода: еще один вопрос, следующий момент, потом, перехожу к вопросу о…, к тому же; во-первых, первое, первый вопрос, первый момент, первая особенность; во-вторых, второе, второй вопрос, второй момент, вторая особенность, в дополнение, наконец, и последнее; итак, следовательно, так, потому что, а исходя из этого и др.

Содержательно-структурные изюминки информационной речи

Вступление информационной речи направляться строить так, дабы оно с первых слов

1) приводило к вниманию,

2) активизировало интерес,

3) поясняло намерения оратора.

Для этого возможно применять разные приёмы создания интриги:

u подобрать увлекательное, неожиданное либо кроме того парадоксальное наименование сообщения и растолковать его сообщение с темой речи (Вот примеры таких названий, почерпнутые из публицистики: У крыс обучаемся (об игре «не сильный звено»), Путь в сердцу дамы… (о новых бытовых устройствах, облегчающих домашний труд дамы), Иллюзии курильщика (обращение и вреде курения));

u задать проблемный вопрос и подвигнуть аудиторию к размышлению (Как жить не старея?; Легко ли быть молодым?; Где грань между прозой и поэзией?);

u отыскать что-то занимательное в теме, так именуемую “изюминку”, и, прибегнув к аналогии, образу, отразить отысканную «изюминку» (так, к примеру, Марина Цветаева в “Записках о Валерии Брюсове”, говоря о взаимоотношении Валерия Брюсова с живой рекой поэзии, сравнивает его со сдерживающим русло данной реки берегом, гранитным берегом, не предотвратившим “ни окраинного Маяковского, н ржаного Есенина, ни ?? невиданного, как первый сутки Творения, Пастернака”. К.Г. Паустовский в очерке о Фридрихе Шиллере применяет образную аналогию, которая делается главной в раскрытии характера известного германского, поэта, философа, теоретика мастерства; вот как начинает собственный очерк о Шиллере К. Паустовский: «В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди ожесточённой зимы белыми душистыми цветами, по причине того, что к нему прикоснулась хорошая людская рука. Эта сказка возможно написана о Фридрихе Шиллере. “Он владел бесплатно, – сообщил о Шиллере Гёте, – облагораживать всё, к чему прикасался”».

u обратиться к историческому факту либо житейской либо придуманной истории, которая связана с темой речи и др. Приведём превосходную иллюстрацию применения для того чтобы приёма: «Доктор наук пробует привлечь интерес аудитории, но ему это никак не удаётся. Тогда он негромко говорит: “Я влюбился… – В аудитории установилась тишина. – … в молодую, очаровательную девушку… – В аудитории иронические смешки. – но мне перешёл дорогу юный человек… – В аудитории самодовольные возгласы. – В следствии я остался в дураках, а он – без.” Итак, тема лекции: “его последствия и Сифилис”».

Главная часть речи должна иметь прекрасно продуманную расчленённую структуру. Чувство перемещения, поступательного развития изложения вероятно лишь при условии, в случае если замысел речи изначально ясен слушателям. Нужно, дабы пунктов замысла не было через чур много (от 3 до 5).

Нужно заблаговременно поразмыслить о том, как будет подогреваться интерес у публики к теме в основной части. Для этого возможно применять хорошие примеры, средства визуализации (изображения, схемы, таблицы). Прекрасно, в случае если в переходах от одного вопроса к второму будут использованы вопросно-ответные ходы, уместные афоризмы а также шутки.

Заключение информационной речи должно быть в основном суммирующим, другими словами повторяющим наиболее значимые положения, изложенные в основной части. Оживляющим вашу обращение в заключении возможно сравнение, призыв, другой вопрос.

3 Жанры информационной речи. Приёмы популяризации научной информации

Наиболее значимыми жанрами информационной речи являются хроникальное и научное сообщения, отчетный и исследовательский доклады, отвлечённая и научно-популярная лекции, политическое обонаучный обзор и зрение.

Чтобы изложение было понятным слушателю, в информационных речах применяют разные приёмы популяризации научной информации.

Существуют три основных приёма популяризации научной информации:

1) Лексико-семантический перевод, другими словами объяснение непонятных терминов и слов. Слушатель в первую очередь обязан осознавать слова, из которых соткан звучащий текст лекции. В научно-популярной лекции научные термины смогут и должны употребляться, но обязанностью лектора есть объяснение особой лексики. Объяснение наряду с этим может осуществляться разными методами: логическим истолкованием понятия, переводом иноязычного слова на русский язык, использованием синонимов, справкой о происхождений слова (этимологической справкой), включением термина в понятный контекст, живыми примерами и т. д.

2) Конкретизация изложения. Осуществляется разными дорогами, в частности применением образных средств языка – сравнений, метафор, эпитетов, помогающих через слово «увидеть» абстрактную идею, иллюстраций разнообразные, экспериментов, фактов из практики и жизни слушателей и т. п. Наряду с этим необходимо соблюдаться правило: идти от несложного, близкого, известного к сложному, далекому, новому.

Приведение примеров самый действенно при разъяснении сложной научной информации. Примеры должны быть ясными и вызывающими интерес.

3) Занимательность. Популярное изложение базируется на сочетании рационального и эмоционального элементов. направляться стремиться к тому, дабы пробудить эмоции людей, без которых нет полнокровного познания. Эмоциональность научно-популярного изложения обеспечивается различными методами. В случае если оратору свойственна страстность, а язык оратора ясен и личен, аудитория эмоционально откликнется на саму манеру чтения лекции. Пробуждает чувстве слушателей заинтересованность проблемой. Для этого применяют занимательные, незаурядные задания, вопросы-тайной. Прекрасно, в случае если лектору удается связать глобальные научные неприятности с жизненными материальными и духовными потребностями собственных слушателей.

5 ход. Пример в убеждающей речи


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: