Соотношение принципов и правил

Дидактика пытается в первую очередь открыть объективные законы, отражающие значительные и нужные связи между факторами и явлениями обучения. Эти законы дают учителям познание неспециализированной картины объективного развития дидактических процессов. Но они не содержат ярок-ных указаний для практической деятельности, а являются только теоретической базой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены в основном в правилах и принципах их реализации, носящих наименование дидактических правил и принципов. Разглядим их.

Дидактические правила (правила дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и способы учебного процесса в соответствии с его закономерностями и общими целями. В правилах обучения выражаются нормативные базы обучения, забранного в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, правила обучения характеризуют методы закономерностей и использования законов в соответствии с намеченными целями.

В педагогической интерпретации правило — это основанное на неспециализированных правилах описание педагогической деятельности в определенных условиях с целью достижения определенной цели. Значительно чаще под правилами обучения знают те руководящие положения, каковые раскрывают отдельные стороны применения того либо иного принципа обучения.

Правила обучения занимают низшую ступень в иерархии педагогической теории (см. рис. 34). Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На базе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз обосновывает их практическую направленность. В правилах в большинстве случаев предусматривается обычный метод действия преподавателей в обычных обстановках обучения.

Рис.34

В еще более популярном толковании дидактические правила — это конкретные указания преподавателю о том, как необходимо поступить в обычной педагогической обстановке. Как раз исходя из этого целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и преподавателей-практиков приводит к. Они считают, что скрупулезное выполнение правил может отрицательно оказать влияние на развитие творческой инициативы преподавателей. Исходя из этого основное внимание направляться уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Ветхая дореволюционная школа, напротив, основное внимание уделяла обучению преподавателей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для преподавателей — это по сути сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной судьбе. Не страно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики шел медленными темпами.

Истина, как неизменно, находится между крайностями. Запрещено через чур увлекаться правилами и потребовать их педантичного соблюдения, потому, что чрезмерно рьяное выполнение их может вправду привести к сковыванию творческой инициативы преподавателей, но нельзя кроме этого совсем от них отказываться, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, довольно много стандартных, обычных обстановок, в то время, когда особенного творчества преподавателю проявлять не требуется, более того, оно может повредить. Тут именно и нужно функционировать, выполняя правила. Отыщем в памяти, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.

Правила предписывают преподавателю делать в той либо другой ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований, но, как это будет сделано, целиком и всецело зависит от преподавателя. К примеру, ученик опоздал к началу урока и показался в классе по окончании звонка. Правило предписывает преподавателю осуществить в данной обстановке воспитательное действие, потому, что любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным. Но как преподаватель отреагирует на это нарушение — целиком и полностью зависит от конкретной обстановки, личности обучающегося, характера опоздания, сложившихся взаимоотношений и многих вторых обстоятельств.

Правила вытекают из правил обучения. Правила реализуются через правила обучения, каковые имеется средство реализации правил. Остается добавить, что правила не только машинально следуют из правил, но являются обобщением практического опыта многих поколений преподавателей. Практический опыт обучения более всего закрепляется как раз в правилах (писаных либо неписаных). С одной стороны, это играется хорошую роль, поскольку сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой — отрицательную, по причине того, что закрепляются не только хорошие, но и нехорошие (большей частью неписаные) правила, поменять которые не редкость весьма тяжело.

какое количество же всего правил? На данный вопрос оптимальнее ответить словами К.Д. Ушинского: «…Самые эти правила не имеют никаких границ: все их возможно уместить на одном печатном странице, и из них возможно составить пара томов. Это одно уже говорит о том, что основное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных баз, из которых эти правила вытекают».

В большинстве случаев правила имеют форму рекомендаций-напоминаний учителю о том, что следует сделать для вероятно более полного выпол нения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они практически не содержат. Это обусловливает творческий темперамент их применения.

I. Что вы осознаёте под правилами обучения? Из предложенных ответов только один верный. Укажите на него, доказав ошибочность остальных.

1. Правила обучения — это исходные правила и закономерности, каковые указывают на пути организации познавательной деятельности обучающихся.

2. Под правилами дидактики направляться осознавать исходные положения, каковые определяют содержание, организационные формы и способы учебной работы в соответствии с целью обучения и воспитания.

3. Правила обучения высказывают методы и общие закономерности преподавательской работы преподавателя в соответствии с потребностями публично-экономической формации.

К. В чем отличие дидактического правила от дидактического принципа? Отыщите верный ответ.

1. Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер неспециализированной закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, применяемые в опредроблённой педагогической ситуации. Правило показывает преподавателю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.

2. Правило есть выражением общей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила.

3. Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный темперамент. Преподаватель в каждом отдельном случае формулирует правило, исходя из собственных субъективных суждений. Принцип всего-навсего есть продолжением правила.

РИЧАРД БРЭНСОН — Правила Успеха и Правила Судьбы | 40 правил судьбы предпринимателя


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: