Соотношение типологизации и классификации

ЛОГИКА ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Цель проведения типологического анализа (ТА). О понятии «тип». Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и классификацией. Класс. Объекты классификации. Метод классификации. Классификационный присимвол. Эмпирическая закономерность. Дефиниция ТА. Главные понятия ТА. Типообразующий показатель. Априорная типология. Объект типологии. Этапы проведения типологического анализа.

Последняя часть книги посвящена одному из обозначенных выше языков анализа метаметодики анализа ¾ типологическому анализу (ТА). Неприятность типологизации, неприятность применения типологического способа познания в социологии ¾ сложная проблема, носит многоаспектный темперамент и может рассматриваться в разных контекстах [2, 7, 9, 10, 14, 21]. К примеру, с одной стороны, предлагается деление на теоретическую и эмпирическую типологизацию [10, 21]. Иначе, предлагается отказаться от понятия «эмпирическая типологизация» и пользоваться в рамках эмпирической социологии понятием «типологический анализ» [14, с. 7—10]. Мы же остановимся лишь на контексте проверки догадки осуществовании в социальной действительности типов явления, изучаемого социологом, на контексте логики поиска знания о типах. Исходим из того, что ТА проводится в рамках нисходящей стратегии анализа, т. е. в изучении задается цель, для успехи которой нужен ТА и формулируется гипотеза о существовании типов, осознаваемых в заданном социологом смысле. Будем разглядывать лишь логику проведения ТА. Главное внимание уделим структуре понятийного аппарата ТА, тому, как появляется необходимость в столь сложном понятийной аппарате.

Для применения ТА в социологическом изучении необходимы математические способы различного класса. Данный сюжет мы не будем разглядывать, оставляя его для следующего этапа изучения вами методологии анализа в эмпирической социологии.

Цель ТА и понятие «тип»

Необходимость разных понятий эндогенного и экзогенного характера, составляющих понятийный аппарат ТА, проиллюстрируем на примере двух задач. Первая задача уже была приведена и связана с изучением «феномена господина Х на выборах» (задача 1). В предыдущей части книги было продемонстрировано, что такую задачу возможно решить и посредством ТА. Под типом мы осознавали некое электоральное поведение с однообразным механизмом действия на него. Такую формулировку мы не употребляли, но суть был как раз таков. Тип понимался как некоторый объект социального управления. Это и было целью проведения ТА. В полной мере быть может, что такая цель недостижима и догадка отечественная не подтвердится. Вместе с тем обозначение цели в обязательном порядке. Цель ТА как «путеводная звезда» оказывает помощь структурировать процесс поиска знания о типах, разрешает выстроить логику проведения ТА. Социолог довольно часто прибегает к приему обозначения недостижимых целей. Это нужный социологу научный прием, идеализация, мысленная конструкция.

Представим себе, что отечественная догадка не подтвердилась. Это же превосходный итог. К примеру, он будет сказать о том, что господин X имеет устойчивую группу собственных приверженцев, на электоральное поведение которых нельзя воздействовать дешёвыми в современных условиях способами. Факторы, обстоятельства,по которым мы замечаем этот феномен, лежат глубоко и до тех пор пока неподвластны социологическому анализу. Так как так?

Приведем еще одну задачу из изучения, фрагменты которого мы применяли в прошлых частях книги. Речь заходит об исследовании времяпрепровождения студентов. Задача пребывает в поиске знания о типах времяпровождения в рамках нисходящей стратегии анализа (задача 2). Значит, цель ТАобозначена и проверяется догадка о существовании типов времяпровождения в заданном социологом смысле. Цель ТА такая же, как и к первой задаче, т. е. в возможности интерпретации типов времяпровождения как объектов социального управления. В том смысле, что «механизм управления» поведением однообразен для студентов, отнесенных к одному и тому же типу. Ясно, что такая цель ¾ утопия. Но социологический анализ существования таких типов крайне важен. На его базе возможно советовать принятие каких-то управленческих ответов. А это уже не утопия, а научная обоснованность. Как и при задачи 1, такая цель играется ту же роль ¾ оказывает помощь социологу выстроить логическую схему анализа типов.

Так, в рамках нисходящей стратегии анализа базной целью ТАявляется проверка догадки о существовании типов, трактуемых как объекты социального управления. Таковыми можно считать типы электорального поведения, типы времяпрепровождения, типы потребительского поведения, типы общественного мнения и т. д. Отметим, что в рамках же восходящей стратегии анализа главной целью ТА есть поиск типологических синдромов.

В контексте книги много раз употреблялись термины «типологический анализ, типологический синдром», и наряду с этим, без всякого их определения, Вам было ясно, о чем идет обращение. А сейчас постараемся прояснить их научный суть. В первую очередь, что же свидетельствует понятие «тип»1 В повседневной жизни дело обстоит весьма легко. Мы говорим «типовой проект», «типовой дом», «обычное поведение», «ну и типчик данный юный человек», «типичный образ ученого», «типы наркоманов», «типы стран», «типы времяпровождения», «типы семей», «типы студентов», «такое поведение типично для господина X», «типы электорального поведения», «типы потребительского поведения», «тип жизненной стратегии» и т. д. Что мы улавливаем из этого случайного и необычного на первый взгляд списка? Во-первых, что тип ¾ это вид, форма существования чего-то и неизменно что-то социально значимое. А таковым возможно и что-то своеобразное, и довольно часто видящееся, и что-то объединяющее, и что-то разъединяющее. Во-вторых, понятие тип употребляется как бы в трех смыслах либо может иметь как бы три значения:

• типический, т. е. своеобразный, характерный, антимодальный, редко видящийся;

• типологический, т. е. особый, неспециализированный, объединяющий, связывающий;

• типовой, т. е. обычный, модальный, довольно часто видящийся, распространенный.

В каком из трех значений может употребляться понятие «тип» в задаче 1? По-видимому, во всех трех. Одинаково социально значимыми, с позиций отечественной цели, ТА смогут являться и специфические области «одиночки», и группы областей, у которых большое количество неспециализированного. Напомню, что речь заходит о общности и специфичности с позиций управления электоральным поведением. Само электоральное поведение, а правильнее, его единственная черта (число голосов, взятых господином X) представляет собой лишь один из типообразующих показателей. В изучении неизменно существует целая совокупность типообразующих показателей, природа которых разна. А какое из трех значений понятия «тип» интересует нас при изучения времяпровождения студентов (задача 2)? Вероятнее, типовое, распространенное, модальное.

От того, какого именно рода типы нас интересуют, зависит то, как мы будем трудиться с эмпирическим материалом. Так как логическая схема работы с одним и тем же материалом возможно разной. Понятие «тип» есть некой мысленной конструкцией, не поддающейся эмпирической интерпретации в целом. Поэтому-то оно и входит в понятийный аппарат ТА как экзогенное понятие.

Основание типологии

Познание типа играется огромную роль тогда, в то время, когда социолог формулирует основание типологии. Основание типологии¾это совокупность суждений о похожести, близости, схожести, однотипности объектов. Какие конкретно основания типологии смогут быть предложены для задачи 1? К примеру:

Две области похожи, близки по типу электорального поведения, в случае если для них однообразен механизм действия на электоральное поведение (основание 1.1).

В случае если направляться пониманию типа, заложенному в этом суждений, то получается, что совсем не имеет значение, какой процент голосов дан за господина X в разных областях, а принципиально важно… Две области будут однотипными, в случае если мы сумели доказать, что механизм действия на электоральное поведение в этих регионах одинаков. Но мы имели возможность исходить и из другого суждения:

Две области похожи, близки по типу электорального поведения, в случае если в них дано приблизительно однообразное число голосов за господина X и для них однообразен механизм действия на электоральное поведение (основание 1.2).

Тогда две области, в которых дано приблизительно однообразное число голосов за господина X, не всегда будут однотипными. Приведем еще одно основание типологии:

Две области похожи, близки по типу электорального поведения, в случае если в них дано приблизительно однообразное число голосов за господина X и однообразный уровень качества судьбы (основание 1.3).

Из этого основания направляться, что социологу с целью проведения ТА нужны информацию о качестве судьбы. Откуда он их возьмёт, пока не имеет значение. Быть может, они существуют в национальной статистике, быть может, социологу придется самому рассчитывать аналитический индекс по известным социальным показателям, а направлятьсяно, нужно будет провести изучение.

Что касается задачи 2, то в качестве оснований типологии можно предложить, к примеру, следующие суждения:

Два студента похожи, близки по типу времяпровождения, в случае если у них однообразная структура проведения времени и однообразны факторы, растолковывающие их поведение (основание 2.1).

Два студента похожи, близки по типу времяпровождения, в случае если у них однообразные затраты времени на осуществляемые ими виды деятельности (основание 2.2).

Из основания 2.1 мы делаем вывод, что нам необходимы не только информацию о бюджете времени, но еще и информацию об упомянутых «факторах». К тому же необходимо выяснить, что имеется структуравремяпрепровождения. Основание типологии возможно весьма сложным. В ходе ТА основание пара раз корректируется. Сначала социолог впадает в одну крайность ¾ формулирует сверхсложное основание о качественном различии. После этого в другую крайность ¾ крайность излишнего переупрощения. К примеру, основание 2.2 будет примером переупрощения. В этом основании заложена только количественная однородность. Основной критерий при выборе основания типологии таков, дабы оно поддавалось эмпирической интерпретации.

Обратите внимание! Основание типологии ¾ это лишь одно понятие ТА. Но на его примере мы заметили, что нужна продолжительная «кабинетная работа», перед тем как пойти в «поле». До тех пор до тех пор пока логика анализа не выстроена на бумаге, социологическое исследование «не родится». Приходится неоднократно отвечать себе на вопрос: «Куда и как Я буду «двигаться», в случае если возьму то-то и то-то?»

Соотношение типологизации и классификации

В ходе типологического анализа употребляются по большей части две группы понятий. Первая с корнем «тип», а вторая с корнем «класс». Первая несколько понятий ¾ теоретические понятия, отражающие социологическое содержание. Типы ¾это то, что может существовать либо не существовать в действительности. Имеются в виду типы лишь в заданном социологом смысле. Вторая же несколько понятий относится к технике, приемам, способам яркой работы с данными. Классы¾итог разбиения, группировки эмпирических объектов на отдельные группы, похожих между собой объектов по заданному социологом критерию. Существуют особые математические способы, каковые именуются способами многомерной классификации либо способами таксономии, либо способами кластерного анализа. Но классы смогут быть получены при помощи и любых вторых математических способов. Принципиально важно, дабы способ разбиения, способ классификации отражал содержание основания типологии.

Классификацией именуется как сама процедура разбиения на группы, так и итог разбиения. Из контекста неизменно светло, о чем идет обращение. Для обозначения процедуры разбиения время от времени используют термины «классифицирование», «группирование». направляться подчернуть, что в рамках методики науки существует так называемая классификационная неприятность [11], неприятность систематизации знания. В этом случае понятие «классификация» шире, чем содержательные типологии, существующие в рамках отдельных наук.

В процедуре ТА постоянно возникает необходимость перехода от классификации к содержательной типологии. Возвратимся к нашей задаче изучения феномена господина X на выборах, в которой мы контролируем догадку о существовании групп областей, интерпретируемых как объекты социального управления ¾ в том смысле, что механизмы действия на электоральное поведение однообразны в регионах, отнесенных к одному и тому же типу. Что такое в этом случае класс и тип? Тип ¾ несколько областей в обозначенном выше смысле. Но как отыскать эти группы? Для этого необходимо придумать некоторый метод разбиения областей на классы. Очевидно, невозвозможно сразу же выбрать один-единственный универсальный способ. Приходится выбирать некий метод разбиения (алгоритм классификации). Наряду с этим появляются, как минимум, еще три вопроса. Первый ¾ с учетом каких показателей (классификационные показатели) совершить такое разбиение? Второй ¾ все ли области одновременно будут принимать участие в ходе разбиения, т. е. какую совокупность областей именовать объектами классификации. Третий ¾ как задать вид эмпирической закономерности на классах. Последнее направляться пояснить подробнее, потому что это наиболее значимый фрагмент эмпирического уровня проведения ТА. Возвратимся к основанию 1.3. Преддопустим, что у нас имеется информацию об уровне качества судьбы в областях России. Классификационные показатели ¾ «число голосов» (часть голосов, данных за господина X), «уровень качества судьбы» (уровень качества судьбы). Объекты классификации ¾ все области. Они изображены в виде точек на рис.4.2.1 в двумерном пространстве (на плоскости), грамотном показателями «число голосов» и «качество жизни».

«уровень качества судьбы»

«ЧИСЛО ГОЛОСОВ»

Рис. 4.2.1 Распределение областей (точек) в

двумерном пространстве

Отечественные классификационные показатели имеют метрический уровень измерения. Любая область России (точка) имеет конкретные значения показателей: «качество жизни» и «число голосов». Это ¾ координаты точек соответственно по горизонтальной и вертикальной оси. На рис. 4.2.1 видим, что вся совокупность областей как бы делится на три группы, с четкими границами между ними. К первой группе относятся области, в которых низкий уровень качества жизни и маленькая часть голосов, данных господину X. Во второй группе ¾ большой уровень качества судьбы, но громадный разброс по голосам. И наконец, в третьей группе ¾ приблизительно однообразная часть голосов дана господину X, но отмечается громадной разброс по качеству судьбы.

Нас эта картина интересует лишь с позиций того, как выбрать метод какого вида и разбиения эмпирические закономерности искать. В случае если принять основание 1.3, то мы не возьмём эти естественные образования групп. Необходимы ли они нам, это уже второй вопрос. В случае если принять это основание и соответственно ему выбрать методы классификации, то вторая несколько породит некакое количество классов, и третья несколько также. Напомним, что в случае если нас будет интересовать получение как раз этих трех групп, изображенных на рис. 4.2.1, то нужно будет последовательно и параллельно использовать разные способы разбиения. Вследствие того что ни один раздельно забранный метод классификации не позволит желаемого результата. Потому что он постоянно ищет классы, на которых выполняются лишь закономерности некоего жестко заданного вида.

Из этого делаем вывод о том, что приобретаемые классы будут носить неизменно формальный темперамент. Лишь их интерпретация с использованием вторых черт областей, не учитываемых в ходе классификации, но значительных для «управления» электоральным поведением, может привести к искомым типам. Классификацию делает математический способ, компьютер, а типологизацию неизменно социолог.

Понятие «типология» употребляется в социологии в двух смыслах. В широком смысле под этим понятием понимается метод поиска знания о типах, а в узком смысле (на эмпирическом уровне) ¾ это совокупность типов. В случае если речь заходит о сугубо теоретической типологизации, то правомерно сказать о построении типологии. Теоретическая типологизация появляется или на базе уже накопленного в науке знания, или как феномен озарения. В последнем случае она требует эмпирической проверки. В случаях поиска знания о типах малоизученных социальных феноменов лучше не пользоваться термином типология, ограничиваясь терминами тип, типологический синдром, типологический анализ.

Дефиниция ТА и главные понятия

Введем одну из вероятных дефиниций типологического анализа /14, с. 14/. Типологический анализ¾совокупность способов изучения социальных феноменов, разрешающих выделить социально значимые, внутренне однородные, как следует хорошие друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими показателями, природа которых разна, и трактуемых как носители разных типов изучаемого социального феномена.

На схеме 4.2.1 приведены понятия ТА. Эта схема выстроена в соответствии с логикой проведения ТА. Понятия «тип», «типология», «цель ТА», «дефиниция ТА» и «несколько однотипных объектов» являются понятиями экзогенными по отношению к самой эмпирической процедуре ТА. Все остальные понятия, обозначенные на схеме, эндогенен . Среди понятий эндогенного характера особенное место занимают так именуемые главные понятия ТА. Они как бы связывают теорию с эмпирией; понятия, неподдающиеся однозначной эмпирической интерпретации (социальная значимость, качественное различие, внутренняя однородность) с понятиями, поддающимися математической формализации (классификационный показатель, объекты классификации, эмпирическая закономерность, мера близости, класс, метод классификации). К главным понятиям ТА относятся такие понятия, как «типообразующий показатель», «основание типологии», «априорная объект» и «типология типологии».

Схема 4.2.1 Понятийный аппарат типологического анализа

Типообразующие показатели имеют разную природу. В задаче 1 это характеристики электорального поведения, показатели экономического развития областей, показатели качества судьбы, показатели социальной напряженности в регионах, характеристики предвыборной обстановки и т. д. В задаче 2 ¾это характеристики времяпрепровождения студентов, социальное происхождение, политическая активность, ценностные ориентации и т. д. направляться очень выделить, что в изучениях, проводимых по нисходящей стратегии анализа, такая совокупность обязана складываться из трех частей. Любая часть играет своеобразную функциональную роль впроцессе ТА. Это указывает, что одинаковый типообразующий показатель в одном изучении играется одну роль, а в другом ¾ другую.

Первая часть ¾это яркие характеристики изучаемого феномена. Появляются из основания типологии и из понимания объекта типологии. Последнее понятие оказывает помощь социологу обозначить фундаментальную совокупность особенностей социального объекта, на базе которых объекты выступают как носители отдельных типов изучаемого явления. В задаче 1 объект типологии ¾ электоральное поведение, а в задаче 2 ¾времяпровождение. На базе данной части типообразующих показателей формируются классификационные показатели, т. е. те, по которым осуществляем разбиение объектов на классы. Они как бы подаются на вход метода классификации. В задаче 1 для основания 1.1 таковой типообразующий показатель ¾ один, по причине того, что мы имеем лишь одну чёрта электорального поведения. Он же и есть классификационным показателем. Довольно основания 1.3. их возможно большое количество. По причине того, что, не считая числа голосов, употребляются и показатели качества жизни. Классификационных показателей у нас было всего два, по причине того, что мы применяли лишь один аналитический индекс ¾ «уровень качества судьбы».

В задаче 2 таковыми типообразующими показателями являются виды деятельности. На их базе формируются классификационные показатели. Это смогут быть и прямые затраты времени, доли этих затрат в общем количестве свободного времени и т. д. В случае если принимается основание 2.1, то классификационные показатели ¾ доли затрат в общем количестве времени (а это объект типологии). А вдруг принимается основание 2.2, то классификационные показатели ¾ затраты времени на осуществление видов деятельности.

Вторая часть признаков и совокупности играется другую функциональную роль и складывается из показателей, на базе которых проводится априорная типология объектов. Априорная типология ¾предварительное разбиение объектов на как следует разные группы. Цели априорной типологии зависят от задачи. В задаче 1 вероятна следующая обстановка. К примеру, среди областей России имеется две области-одиночки. В одной довольно много голосов дано за господина X, а в второй мало. Эти области необходимо исключить из объектов классификации, в случае если метод разбиения не разрешает учесть такие выбросы. Эти области сами по себе кандидаты в типы. Тогда априорная типология разрешает выделить три разные группы объектов. Тут в качестве типообразующего употребляется тот же показатель.

Третья часть типообразующих показателей складывается из тех, каковые помогают цели интерпретации классификации (термин классификация употребляется в один момент для обозначения как процедуры разбиения, так и результатов разбиения объектов на классы) для перехода к однотипной группе объектов. По сути это факты при помощи которых происходит объяснение существования типов изучаемого феномена в тех либо иных условиях их существования. Представляется ответственным обратить внимание на следующее. В ходе интерпретации результатов разбиения объектов на классы при помощи ЭИ, проистекающих из типообразующих показателей, происходит и формирование как бы и самих этих фактов.

К примеру, автором было продемонстрировано, что главным причиной, обуславливающим существование разных типов времяпрепровождения среди трудящихся, есть «этап жизненного цикла». Из этого последовал вывод, что с целью проведения ТА с целью интерпретации типов времяпровождения как объектов социального управления, «этап жизненного цикла» нужно включать в число типообразующих показателей, обрисовывающих априорную типологию.

Пара усложним обстановке. Представим себе, что у нас имеется предположение, что типы электорального поведения (а это не просто проценты) разны в регионах с различным уровнем социальной напряженности. Тогда предварительно проводим разбиение объектов на большие группы, в которых различный уровень социальной напряженности. Любая такая несколько ¾ отдельная совокупность для классификации. Возможно и без того, что в ходе интерпретации результатов разбиений убедимся в обратном. Окажется, что типы электорального поведения однообразны во всех этих группах. Тогда такая априорная типология не нужна и всю совокупность объектов нужно классифицировать совместно. Как видите, процедура ТА носит неизменно итеративный темперамент.

В задаче 2 ¾изучения типов времяпровождения студентов ¾ появляется подобная обстановка. Студенчество России ¾ неоднородная совокупность. Это разумеется. В ходе ТА нас интересует лишь одна сторона данной неоднородности. В случае если объектами классификации вычислять всех опрошенных студентов, мы можем столкнуться с таким фактом. Допустим, классификационные показатели как следует34; затраты времени на осуществление разных видов деятельности. Тогда для некоторых видов деятельности одно да и то же количество нельзя интерпретировать как одно да и то же уровень качества. Что это значит? К примеру, заберём студента-и студента математика-социолога и разглядим затраты времени на работу в библиотеке в качестве классификационного показателя. Как мы знаем, что студент-математик может нормально решать собственные задачки дома, а студенту-социологу, дабы написать очередной реферат, приходится сидеть в библиотеке. Допустим, по остальным видам деятельности они весьма похожи. Тогда в полной мере возможно, что эти однообразные по типу студенты в ходе разбиения попадут в различные классы (в случае если продолжительность визита библиотек есть отдельным классификационным показателем). Содержательно это не хорошо. Исходя из этого необходимо предварительно отделить математиков от социологов, т. е. выстроить априорную типологию чтобы однообразное количество трактовать как однообразное уровень качества.

Этапы проведения ТА

Мы приводили весьма простые примеры. Они никак не связаны до тех пор пока с математическими способами, каковые возможно применять в ходе ТА. Еще раз выделим, что отечественная главная цель ¾ до тех пор показать, что любая исследовательская стратегия анализа имеет сложный, многоуровневый понятийный аппарати собственную многовариантную стратегию реализации в социологических исследованиях. Среди этих понятий неизменно имеется совершенные понятия (экзогенные), в целом не поддающиеся эмпирической интерпретации. Они играют роль «путеводной звезды» социолога для структурирования логики анализа. Среди них имеется и те, каковые подлежат эмпирической интерпретации и порождают такие, которым в соответствие возможно поставить математические конструкты (формулы, графики, уравнения и т. д.).

Мы детально не рассматривали кое-какие понятия, приведенные на схеме 4.2.1. Для иллюстрации логики проведения ТА это было не столь принципиально важно. Более ответственными являются, на отечественный взор, этапы проведения типологического анализа. По аналогии с этапами ответа школьной задачки. Лишь в отличие от последней в одной социологической задачке кое-какие этапы смогут не понадобиться, а в второй задачке ¾ добавятся новые этапы. Эта не схема, заданная на все случаи судьбы. Итак, последовательно выполняемыми этапами проведения ТА в рамках нисходящей стратегии анализа являются:

1. Построение (проведение) априорной типологии. Для этого вводятся нужные типообразующие показатели и соответствующие им эмпирические индикаторы. При первой интерпретации процедуры ТА данный этап может отсутствовать. При последующих итерациях смогут пригодиться при их формировании и проведении нужные для данной цели типообразующие показатели.

2. формирование объекта и Определение типологии второй части типообразующих показателей.

3. Формирование типообразующих показателей, играющих роль факторов для объяснения существования искомых типов.

4. Формирование классифицируемой совокупности объектов. направляться подчернуть, что при, в то время, когда источником информации есть индивид, в качестве объектов классификации смогут выступить во-первых, семьи, бригады, студенческие группы и каждые другие общности. Во-вторых, объекты идентичности, ценности, страхи, «структуры чего-то…», тексты, статьи, истории судьбы и т. д. В общем случае объекты классификации ¾ это единицы анализа во всех типах данных, выделенных в 2.1.3.

5. Введение одной из вероятных дефиниций понятия «базание типологии».

6. Формирование совокупности эмпирических индикаторов, соответствующих типообразующим показателям (всем трем функциональным группам показателей).

7. Анализ особенностей эмпирических индикаторов, на базе которых будут формироваться классификационные показатели. Ко мне относятся и такие неспециализированные особенности, как тип шкалы, несовпадение физического и фактического типов шкал, интерпретация нулевого значения эмпирического индикатора. Последнее принципиально важно в случае, в то время, когда физический тип шкалы выше порядкового. В этом случае нулевое значение может интерпретироваться или как случайное, или как специфичное для объектов классификации. К примеру, длительность некоего занятия респондента. В каждом изучении смогут появиться своеобразные собственныйства, проистекающие из типов данных, вида эмпирических индикаторов. Данный тип возможно применим и для двух вторых частей типообразующих показателей.

8. Анализ структуры связей эмпирических индикаторов по большей части с целью формирования классификационных признаков. Цели этого этапа: учет разнотипности шкал, переход к меньшему числу обобщенных показателей, формирование специфических показателей структуры связей. В частности, обращение может идти об изучении существования факторной структуры совокупности эмпирических индикаторов, в случае если нет априорных представлений о формировании обобщенных показателей.

9. Формирование классификационных показателей, тех, каковые как бы поддаются на вход метода разбиения.

10. Выбор логики проведения разбиения. В частности, выбор совокупности методов классификации и последовательность их применения. Данный этап трудоемкий, в случае если речь заходит о многомерных способах разбиения.

11. Определение способов и принципов интерпретации классов.

12. Формирование однотипных групп объектов на базе или объединения классов, или классов разъединения.

13. При необходимости корректировка главных понятий типологического анализа и возврат к первому этапу.

Мы не рассматривали этап «анализ особенностей…». К примеру, к особенностям относится разнотипность применяемых шкал, и это собственныйство нужно учесть в ходе ТА. Мы кроме этого не касались этапа «анализ структуры…». Он нужен в силу огромного количества эмпирических индикаторов, соответствующих типообразующим присимволам. Исходя из этого стараются перейти к обобщенным, производным от них показателям. Для этого и нужен этот этап.

Главные этапы проведения ТА в рамках восходящей стратегии анализа приведем лишь для случая работы с текстовой информацией, взятой при помощи проективного способа, способа неоконченных предложений [34]. В отечественном изучении, целью проведения ТА являлся поиск типологических синдромов в образах «культурный человек», т. е. поиск среди опрощеных групп, для которых образ культурного человека похож, близок. Прежде, чем кратко обрисовать эти этапы, необходимо заметить следующее.

Как было отмечено, восходящая стратегия анализа данных употребляется при отсутствии априорных представлений о типах изучаемого феномена. Правильнее при отсутствии объяснительной гипотезы о существовании типов в заданном исследователем смысле. Очевидно, это не исключает того, что существуют сложные, размытые представления и образы о типах, к примеру, характерные сугубо исследованиям типа и качественным исследованиям изучения публичного мнения.

Исследовательские обстановки, в то время, когда появляется необходимость в восходящей стратегии, видятся в практике проведения социологических изучений существенно чаще, чем в нисходящей стратегии анализа (НСА). В этих обстановках, приведенный понятийный аппарат ТА существенно упрощается, но не перестает играть ключевую роль. По большей части изменяется темперамент связей между понятиями. Итак, этапами проведения ТА для одной из разновидностей текстовой информации являются:

Построение (проведение) априорной типологии. Данный этап подобен первому этапу в рамках нисходящей стратегии анализа (НСА). Так как при помощи способа неоконченных предложений изучаются стереотипы, образы, то типообразующими показателями, описывающими априорную типологию, могут служить каждые характеристики индивидов, за исключением черт, вытекающих из «образа».

Выделение «элементарных обоснований» ¾ неделимые части текста окончания предложений.

Формирование из «элементарных обоснований» «элементов» ¾ факторных синдромов для описания образа, а из них «категорий» ¾ совокупность элементов, несущих однообразные факторные синдромы. Строится собственного рода «пирамида» обобщений. Данный этап множество раз повторяется с участием экспертов и респондентов, потому что это собственного рода лингвистический анализ текстов окончания предложений. Обстановка усложняется, в случае если речь заходит об одновременном анализе нескольких предложений (нами был рассмотрен как раз таковой случай). В массовых опросах обстановка пара упрощается, потому что анализируются «образы», заключенные в окончаниях раздельно забранного предложения.

Формирование классифицируемой совокупности объектов. Этап подобен п.4 в НСА за исключением того, что возникает необходимость исключения данных по некоей совокупности опрощеных из-за иррелевантного характера некоторых окончаний предложений по отношению к изучаемому образу.

Введение в один момент множества разных дефинаций понятия «основание типологии». Их сравнительный анализ.

Введение черт структуры образа (структурные показатели). К примеру, степень размытости «образа», «многообразия элементарных обоснований», иерархия элементов и т. д. По сути речь заходит о логической формализации образа.

Формирование классификационных показателей.

Выбор метода классификации. На первых итерациях ТА не представляются целесообразными опыты с выбором нескольких алгоитмов.

Проведение классификации по разным основаниям.

Сравнение результатов разбиения между собой и выделение «периферии и» ядер «образа».

анализ возможностей и Экспликация оснований введения единственного основания.

Возврат к этапу формирования совокупности структурных показателей «образа», потому что эта совокупность может претерпеть изменение.

2001067 10 Аудиокнига. \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: