Сопоставление тем лирики егэ по литературе с4

Тема Создатель Содержание
Дружба А.Пушкин «19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей кличет», а идея о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. именует «мой брат родной по музе, по судьбам» «Пущину» «Мой первый приятель, мой дорогой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/В то время, когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил» Няню П. именует «подругой дней моих жёстких», а возлюбленную «приятель прелестный»
Б.Окуджава «Возьмемся за руки приятели» «Возьмемся за руки приятели, /Чтобы не пропасть поодиночке» В.Высоцкий «Песня о приятеле»(В случае если приятель был внезапно)«Пускай он в связке в одной с тобой-/В том месте осознаешь, кто таковой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»
Свобода А.Пушкин Ода «Вольность» «Желаю прославить свободу миру,/На тронах поразить порок!» «К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души красивых порывов» «Узник» «Мы свободные птицы,/ пора, брат, пора»
М.Лермонтов «Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня» «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает рвение к свободе)
Любовь А.Пушкин «Я вас обожал», «На буграх Грузии», «Я не забываю чудное мгновение»(К***). Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но определю по всем приметам Заболевание любви в душе моей» «Признание»
Ф.Тютчев Любовь — большая близость людей, «альянс души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «поединок» и –«сочетание роковой» («Предопределение»)
А.Фет Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический храбрец. «Шепот, робкое дыханье» — 12 строчек рисуют картину страстного амурного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания утром.
В.Маяковский «Лиличка!» — взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное амурное чувство храбреца ст. Амурная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- амурное интимное переживание переводится в замысел социально-политический. В амурной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.
А.Ахматова В большинстве случаев, А. фиксирует нюансы мыслей, эмоций отвергнутой дамы, осознающей, что вместе с любимым, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было, Уйдешь, я погибну!» Улыбнулся, нормально и жутко, И сообщил мне: «Не находись на ветру» «Сжала руки под чёрной вуалью» Любовь у А. преобразовывается в поединок сильных личностей (ст. «Он обожал», «А я думал, я также такая», «Тебе покорна? Ты сошел с ума!») В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении амурной тоски, о понимании того, что жизнь красива, нескончаема, непостижима, что бог и природа смогут врачевать незарастающие раны любви: «Я обучилась легко, мудро жить, Наблюдать на небо и молиться всевышнему. И продолжительно перед вечером бродить, Чтобы утомить ненужную тревогу. В то время, когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я радостные стихи О жизни тленной, тленной и красивой.» «Я обучилась легко, мудро жить»
М.Лермонтов «Молитва»- лирический храбрец молится не за себя, («не за собственную молю душу пустынную»)а за возлюбленную. «Бедный»- любовь приносит не радость, а страдания и боль: «Так я молил твоей любви, С слезами неприятными, с тоскою, Так, эмоции лучшие мои Одурачены навек тобою!»
Природа А.Пушкин «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж является средством раскрытия душевного состояния поэта.
Ф. Тютчев Природа свидетельствует «мир, мирозданье» (цельный образ) «И шум лесной, и шум нагорный— Все вторит радостно громам!» «Весенняя гроза» Природа у Т. одухотворена, наделена сознанием и душой. Об осеннем вечере: «Та кроткая ухмылка увяданья, Что в существе разумном мы кличем Божественной стыдливостью страданья». человек и Природа связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)
А.Фет Фет прославляет неповторимость и красоту каждого мгновения людской судьбе, единство человека и природы,мирозданья и личности. «И как в росинке чуть заметной Целый солнца лик ты определишь, Так слитно в глубине заветной Все мирозданье ты отыщешь.» «Добро и зло» Фет обучился видеть разнообразную, полную большого значения жизнь в листочке и каждой травинке и пытается поделиться собственными наблюдениями со всем миром: «Поведать, что солнце поднялось, Что оно горячим светом По страницам затрепетало. Поведать, что лес проснутся. Целый проснулся, веткой каждой. Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой» «Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак Природа, вечность- это отсчет, критерий всех чувств и поступков. Поэт преклоняется перед таинственной красотой зимы: «И белому, мертвому царству, Бросавшему в мыслях в дрожь. Я негромко шепчу: «Благодари! Ты больше, чем просят, даешь». «Зазимки»
М.Лермонтов «В то время, когда переживает желтеющая нива»- природы и единение человека
Одиночество М.Лермонтов «И скучно, и безрадостно» Поэт одинок среди людей — «и некому руку подать», ему нет места среди света и толпы – «как довольно часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»
В.Маяковский Ст. «Скрипка и самую малость жадно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, его миссии и тему поэта, толпы и взаимоотношений поэта, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» — поднимается непонимания и тема одиночества человеком человека. Милая история об упавшей лошади — это лишь предлог поведать читателю о самом себе, о собственной «звериной тоске». Плачущая лошадь — необычный двойник автора: «Деточка Все мы самую малость лошади, Любой из нас по-своему лошадь» Кроме этого поднимается толпы и тема поэта : «Смеялся Кузнецкий, Только один я Голос не вмешивал в вой ему»
М.Цветаева Тоска по отчизне! В далеком прошлом…» Изгнание М.Лермонтов «Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому храбрецу.
Ф.Тютчев «Вот бреду я на протяжении громадной дороги/ В негромком свете меркнущего дня»
Н.Некрасов «Кому в Киевской Руси жить прекрасно»
Творчество А.Фет Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души «Не знаю сам, что буду Петь — но лишь песня зреет» «Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Дотянуться чернил и плакать») Верховная сложность судьбы — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст: «Во всем мне хочется Дойти до самой сути: В работе, в отыскивании пути, В сердечной смуте. Все время схватывая нить Судеб, событий. Жить, думать, ощущать, обожать, Свершать открытья.» Сообщение поэта и времени в ст. «Ночь»: «Не дремли, не дремли живописец, Не предавайся сну, Ты вечности заложник У времени в плену»
М.Цветаева Ощущает сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в собственных ст. не вследствие того что вычисляет себя равной им, а вследствие того что вычисляет себя единомышленницей, помогает тому же великому и испепеляющему мастерству, что и они: «Я знаю: отечественный дар неравен, Мой голос в первый раз – негромок. Что вам, юный Державин, Мой невоспитанный стих!» «Никто ничего не забрал»
поэзии и Тема поэта/ Назначение поэта М.Лермонтов «Смерть поэта», «Поэт» — толпы и тема поэта «Но скучен нам несложный и годный твой язык Нас тешат блестки и обманы»
А.Пушкин «Я монумент себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»
Н.Некрасов Формирует образ собственной «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков». Поэт не отделяется от толпы: «Я от костей твоих и плоти, Остервенелая масса людей» «Для чего меня на части рвете?»
А.Фет Подлинная поэзия — это умение претворить страдание в эйфорию, осознать вторых людей и поделить с ними эмоции, заметить бесконечность и красоту мира: «Дать жизни вздох, Дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг ощутить своим, Шепнуть о том, о чем я зык немеет, Усилить бой безбоязненных сердец- Вот чем певец только избранный обладает, Вот в чем его и показатель, и венец!» «Одним толчком согнать ладью живую»
В.Маяковский В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию живописца – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия обязана подняться в строй созидателей новой действительности: «Светить неизменно! Светить везде! До дней последних до конца» «Немыслимое приключение…» Возможности мастерства бесконечны («ласка и — Рифма поэта, и лозунг, и штык, и кнут» — ст. «Разговор с фининспектором о поэзии») Поэма «Во целый голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительных работах новой судьбе утверждается как основное основной критерий и достоинство поэзии оценки ее уровня. Подводит результат собственного творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое на большом растоянии»
А.Твардовский «Вся сущность в одном — единственном завете» Центральная идея ст.- право творца на безотносительную свободу. «О том, что знаю лучше всех на свете, Сообщить желаю. И так, как я желаю»
Отчизна М.Лермонтов «Отчизна» Любовь «необычная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»
А.Блок В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о неосуществимости судьбы без России, чувствует родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная часть населения — украины: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю» В ст. «Русь» Отчизна предстает сказочным заколдованным царством. В ст. «Российская Федерация» предстает Отчизна как «нищая Российская Федерация», ее «серые избы», «расклябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы судьбы и поэты Отчизны. Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» — цикл ст., в которых поэт обращается к истории. В ст. «Грешить бессовестно, беспробудно» появляется образ ужасной России. Но это Отчизна, с которой он ощущает нерасторжимую сообщение: «Да и таковой, моя Российская Федерация, Ты всех краев дороже мне» Ст. «Коршун»
С.Есенин В ст. «Русь» практически интимно обращается к отчизне, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя отчизна кроткая». По-лермонтовски именует необъяснимой собственную любовь к Российской Федерации: «Но обожаю тебя, отчизна кроткая, А за что, разгадать не могу» В философском ключе осмысливается тема отчизны в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая» «Дайте мне на родине любимой, Все любя, нормально погибнуть!» Ст. «Гой ты, Русь моя родная»: «В случае если крикнет Рать святая: «Кинь ты все, живи в раю!», Я сообщу: «Не нужно рая, Дайте Отчизну мою!»» Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»
Ф.Тютчев «Умом Россию не осознать»
Философская лирика Ф.Тютчев Сожалеет о быстротечности судьбы: «Что смерть и жизнь? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет, уходя…» «Далекий приятель»
А.Фет Мастерство — всегда. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение дамы рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении мастерства, талантливого примирить и объединить людей собственной непостижимой красотой: «Судьбы нет финиша, и цели нет другой, Когда вровать в рыдающие звуки, Тебя обожать, обнять и плакать над тобой»
М.Цветаева В ст. «Другие с личиком и очами ярким» она так говорит о смысле собственного бытия на земле: «Другие всей плотью во плоти блуждают, Из уст пересохших дыханье глотают… А я руки настежь!- застыла – столбняк! Чтобы выдул мне душу российский сквозняк!»
М.Лермонтов «Парус» — суть людской судьбе в борьбе и исканиях. «Три пальмы» — неприятность смысла жизни: пальмы не желают жить «без пользы».
Б.Пастернак «Снег идет» — быстротечность судьбы
Гражданская лирика Н.Некрасов Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, ее заблуждений и страстей»
А.Ахматова В 1917 г, в то время, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным сумасшествием, она отказывается это сделать, осознавая невозможность прожить без того, с чем окончательно срослась душа. На предложение покинуть отчизну она не вычисляет вероятным отвечать. Кроме того слышать она не хочет этих оскорбительных для ее преимущества слов: «Но равнодушно и нормально Руками я замкнула слух, Чтобы данной речью недостойной, Не осквернился скорбный дух» «Мне голос был» Воистину жалок необязательный изгнанник, поскольку его жизнь тщетна. В годы жёстких опробований не себя выручать нужно: «А тут, в глухом чаду пожара, Остаток молодости портя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя» «Не с теми я, кто кинул почву» В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не вынудит!»
А.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»
Сатира В.Маяковский Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Главный объект сатиры — бюрократизм и мещанство. В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической совершенной модели новой судьбе, о которой он грезил. В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина нескончаемых совещаний советских государственныхы служащих — бюрократов. Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Мертвые души» «Ревизор»
Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….»
Некрасов «Кому в Киевской Руси жить прекрасно»
Булгаков «Мастер и Маргарита»
Народ Н.Некрасов «Я лиру посвятил народу собственному» — эллегия «Тройка» — ужасная будущее русской дамы, беспомощной перед судьбой. «Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу: «Где народ. В том месте и стон….Эх, сердечный! Что же значит твой стон нескончаемый? Ты проснешься ль, исполненный сил…» Ст. «Железная дорога»

Задание № 9 ЕГЭ по литературе. Сопоставление произведений в заданном направлении


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: