Сосредоточение (минимизация отвлечений)

НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Выше мы говорили о том, что в базе помогающих взаимоотношений лежит познание. Со своей стороны, важную роль в понимании играется слушание. Говорящий, стремясь передать партнеру по общению какой-то суть, кодирует его посредством знаков — слов конечного звукового языка и отправляет сообщение адресату (реципиенту). Реципиент осуществляет обратную процедуру: декодирует слова, восстанавливая исходный суть фразы. Разумеется, что чтобы адресат верно осознал суть сообщения, ему в первую очередь необходимо слушать собеседника.

Для любого человека слушание — труд, требующий громадных энергозатрат, а для психолога-консультанта слушание — это еще и профессиональная обязанность, которая требует развития определенных навыков. приёмы и Навыки слушания возможно поделить на группы по показателю их родственности:

— нерефлексивное слушание;

— рефлексивное слушание;

— эмпатическос слушание;

— активное слушание (расспрашивание).

В данной работе мы ознакомимся с техниками нерефлексивного слушания. Оценивая, уточняя либо разбирая то, что нам говорят другие, мы, в большинстве случаев, все же уделяем больше внимания своим делам, чем тому, что нам говорят. Более того, мы, случается, перебиваем собоеседника. Все это не только искажает сообщение, но и нарушает процесс общения. Способ нерефлексивного слушания — несложной сповнимания сохранения и соб заинтересованности в ходе устного общения.

Нерефлексивное слушание есть, по существу, несложным приемом и пребывает в умении пристально молчать, не вмешиваясь в обращение собеседника собственными замечаниями. Такое восприятие возможно накликать пассивным условно. Это деятельный процесс, требующий физического и психотерапевтического внимания. В зависимости от обстановки, в ходе нерефлексивного слушания смогут быть выражены понимание, поддержка и одобрение. Подчас нерефлексивнос слушание — отечественная единственная возможность, потому, что собеседник, в особенности если он эмоционален, возбужден либо испытывает трудности в формулировании собственных мыслей, желает, дабы его услышали, и не интересуется отечественными замечаниями.

Узнаваемый американский эксперт в области людских коммуникаций Иствуд Атватер внес предложение вычислять, что слушателю во время беседы нужно решать три главные задачи:

1) осознавать текст;

2) побуждать продолжение беседы;

3) запоминать сообщённое.

Познание ТЕКСТА

Слушание — деятельный процесс, оно предполагает желание услышать, внимание к собеседнику. Довольно часто ли мы вправду слушаем, в то время, когда обращение собеседника нам скучна либо в то время, когда мы ощущаем себя усталыми? Само собой разумеется нет. Значительно чаще мы практически ничего не слышим из того, что нам говорилось, потому, что в действительности мы не слушали, и по большей части вследствие того что не желали.

Мадэлин Беркли-Ален в собственной книге «Забытое мастерство слушать» внесла предложение поделить процесс «слушания» на три уровня. Эти уровни характеризуются определенными типами поведения, каковые влияют на эффективность восприятия услышанного. Между этими уровнями нет четких границ — они являются усредненные типы поведения людей и смогут сменять друг друга в зависимости от ситуации. По мере перехода с третьего уровня на первый возрастает отечественный потенциал понимания и возрастает эффективность общения.

Уровень 1. Слушание-сопереживание. На этом уровне слушающий воздерживается от суждений по поводу говорящего, стремясь максимально и без искажений осознать его. Данный уровень характеризуется следующими показателями:

? чувство присутствия в данном месте и в данное время;

? уважение к говорящему и чувство контакта с ним;

? сосредоточенность; концентрация на манере общения говорящего, включая язык тела;

? сопереживание мыслям и чувствам говорящего;

? игнорирование собственных чувств и собственных мыслей — внимание направлено только на процесс «слушания».

Такое слушание требует установки «Я — О’кей; Ты — О’кей», а также демонстрации слушателем вербального и невербального подтверждения того, что он вправду слушает.

Основное внимание уделяется наряду с этим искренности данного процесса, «слушанию сердцем», которое «открывает двери» пониманию, выражению сочувствия и заботы.

Уровень 2. Мы слышим слова, но в действительности не слушаем. На этом уровне слушатель «скользит по поверхности» общения, не осознавая всей глубины сообщённого. Он формально пробует осознать содержание того, что говорит собеседник, но не предпринимает попыток осознать его намерения и мотивы. На этом уровне слушатель принимает сообщение, опираясь лишь на логику, но игнорирует эмоции, оставаясь, таким образом, эмоционально отчужденным от акта общения. Такое «слушание» может привести к страшному недопониманию, потому, что слушатель не хватает сконцентрирован на том, что говорится.

Уровень 3. Слушание с временным отключением. Слушающий наряду с этим и слушает, и не слушает, он отдает себе некий отчет в происходящем, но по большей части сосредоточен на себе. Время от времени наряду с этим он смотрит за темой дискуссии краем уха, ловя только момент, дабы встувыпивать в нее самому. Слушание на этом уровне — пассивный процесс без реакции на высказанное. Довольно часто слушающий человек теряет нить, вдумавшись о чем-то постороннем либо заблаговременно готовя возражения либо рекомендации, и придумывая, что сообщить самому. Таковой слушатель отличается «безлюдным» взором и более заинтересован в ходе говорения, чем слушания.

При том, что большая часть из нас зависимости от событий в различное время в течение дня слушают на разных уровнях, М. Беркли-Ален уверен в том, что задачей человека, стремящегося быть эффективным коммуникатором, будет выработка в себе умения слушать на уровне 1 в произвольных обстановках.

Но слушать действенно выясняется совсем не так легко, как может показаться на первый взгляд. Слушание делается возможным благодаря различия между скоростью устной речи и скоро-стью умственной деятельности слушающего. В большинстве случаев люди говорят со скоростью 125 слов в 60 секунд, не смотря на то, что мы можем принимать обращение, произносимую со скоростью в несколько раз выше простой, другими словами до 400 слов в 60 секунд. В случае если обращение говорящего достаточно медленная, у нас остается время на ее понимание и декодирование. Но отличие между скоростью умственной деятельности и речи может стать обстоятельством невнимания, в особенности в случаях, в то время, когда говорят медлительно либо неинтересно. В случае если человек говорит через чур медлительно (100 — 200 слов в 60 секунд), нам характерно отвлекаться, потому, что внимание подвержено естественным ритмам колебания концентрации.

В следствии мы начинаем додумывать суть еще не сказанных фраз, обгоняя обращение говорящего — «читаем мысли», приписывая ему то, о чем он не сказал. Конечно, это ведет к искажению понимания. Ослабление концентрации внимания довольно часто ведет к тому, что слушатель непроизвольно начинает думать на посторонние темы, вызванные ассоциациями с рассказом говорящего.

Неточности слушания довольно часто связаны с тем, что на протяжении рассказа слушатель:

? не уточняет содержание сообщений, воспринятых с акустическими искажениями;

? по-своему осознаёт неясные по содержанию и по форме высказывания клиента, не пробуя проверить правильность восприятия;

? вместо того дабы слушать, ищет доводы либо контраргументы;

? весьма озабочен тем, как он выглядит;

? весьма интересуется наружностью говорящего;

? спешит поделиться с говорящим ответственной идеей либо выводом, что только что пришел ему в голову;

? неточно принимает эмоциональный компонент высказывания;

? приписывает ему собственные намерения, мысли, эмоции (проекция).

В ходе слушания мы делим с говорящим ответственность за общение. Частенько слушатель обвиняет говорящего в том, что тот говорит неясно. не меньше довольно часто говорящий обвиняет слушателя в нежелании осознать либо слушать. Для увеличения действенности коммуникации мы предлагаем вычислять, что говорящий несёт ответственность за то, дабы ясно сформулировать сообщение, а слушатель — за то, дабы его услышать и осознать. Если вы — коммуникатор, то потрудитесь сказать ясно; а вдруг вас не знают, значит, вы подобрали не самые лучшие коммуникативные средства. Наоборот: если вы слушатель, то, обвиняя собеседника в непонятности, вы не достигнете многого. Как говорится: «Пианист играется, как может…» Так как это вам необходимо его осознать, вот вы и старайтесь!

К примеру, вы задали вопрос, как пройти на ту либо иную улицу. Выслушав путаные объяснения, вы пошли, но через какое-то время обнаруживаете, что заблудились. Многие при таких условиях начинают обвинять человека, что дал рекомендацию. Не смотря на то, что так как это вы сами, слушая, не показали достаточно активности и внимания, дабы получить устраивающие вас объяснения.

Преодолеть трудности слушания возможно посредством использования некоторых приемов, либо техник, нерефлексивного слушания.

Сосредоточение (минимизация отвлечений)

Наиболее значимая задача, без ответа которой нереально познание принимаемого сообщения, — это управление вниманием.

Мы говорим: «Я целый — внимание», в то время, когда горим особенным жаждой услышать что-нибудь занимательное. Бессознательно мы принимаем «соответствующую позу: поворачиваемся лицом к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, иными словами, внимаем собеседнику. Такое слушание «всем телом» не только высказывает готовность слушать, физическое внимание, но и оказывает помощь процессу слувосприятия и шания. Мы принимаем эту позу безотчетно. Но этим приемом возможно пользоваться сознательно, потому, что умение быть внимательным — действенное средство увеличения качества восприятия речи собеседника. Слушать и принимать свидетельствует не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, устойчивый визуальный контакт и применять позу как средство общения.

Устойчивое внимание при общении оказывает помощь устранить все, что может отвлекать от процесса слушания. Необходимость быть внимательным так очевидна, что призыв быть внимательным может привести к удивлению. Но именно это — самое тяжёлое в ходе слушания, как раз исходя из этого так много людей слушают не хорошо. Необходимость внимания к устному сообщению особенно возрастает в случаях, в то время, когда визуальный контакт затруднен либо отсутствует, как, к примеру, при телефонном беседе. Направленное внимание повышает отечественную свойство принимать обращение уже тем, что вызывает в мозгу «волны ожидания», каковые стимулируют готовность услышать, что сообщит собеседник.

Пауза

Вторая серьёзная техника нерефлексивного слушания пребывает в том, дабы выдерживать паузу по окончании реплик собеседника.

Одна из чаще всего видящихся неточностей слушателя пребывает в том, что он, испытывая неловкость на протяжении появляющихся пауз, пробует их заполнить, задавая вопросы. Отвечая на эти вопросы, рассказчик уходит от главной темы собственного рассказа и говорит не о том, о чем ему принципиально важно было поведать, а о том, о чем задал вопрос слушатель.

Опыт говорит, что в случае если мы не перебиваем рассказ человека, стремясь заполнить тяготящие нас паузы комментариями и своими репликами, то он, хотя быть верно осознанным, будет развивать тему собственного рассказа, дополняя его подробностями.

ПООЩРЕНИЕ РАССКАЗЧИКА

Вторая задача, решаемая слушателем, это поощрение рассказчика продолжить разговор. В случае если говорящий осознаёт, что партнер его внимательно слушает, интересуется его рассказом, он, в большинстве случаев, укрепляется в собственном жажде говорить совершает это более с радостью. Экспериментальные изучения публичных выступлений и нередокных бесед говорят о том, что в случае если слушатели от сознательного игнорирования говорящего переходят к активному вниманию, то тот начинает сказать стремительнее, чаще применять жесты, иными словами, «входит в роль» коммуникатора, и процесс общения делается более интенсивным.

Обсуждаемый на данный момент метод влияния на жажду собеседника продолжить рассказ основан на следующей закономерности: в случае если человек приобретает вознаграждение, которое для него привлекательно, то у него проявляется тенденция повторять то поведение, которое предшествовало стимулу. Данный принцип, открытый и подробно изученный известным американским психологом Берресом Скиннером, лежит в базе многих методик учения животных. Но, с громадным либо меньшим успехом, он действует и по отношению к людям: в случае если человек достигает того, к чему он стремился, появляется тенденция в дальнейшем применять способ, что привел его к успеху. В собственную очередь, об успехе в ответе коммуникационной задачи он делает выводы по реакции партнера в общении. Следовательно, выступая в качестве собеседника, мы собственными реакциями можем поощрять либо не поощрять отечественного партнера к какому-либо поведению.

К примеру, отечественный собеседник хочет нас разозлить. В случае если мы демонстрируем ему, что утрачиваем душевное равновесие, то это будет поощрять его к продолжению избранной линии поведения. В случае если же собеседник хочет быть услышанным, то поощрять его рассказ будет заинтересованное выслушивание.

О степени заинтересованности слушателя мы судим по его поведению: слушающий человек выглядит в противном случае, чем неслушающий. Для простоты возможно выделить следующие элементы поведения, по которым рассказчик делает вывод о степени внимательности слушателя:

— взор;

— мимика;

— поза, телодвижения и жестикуляция;

расстояние между собеседниками и его изменение.

Взор

Область лица, расположенная рядом с отечественными глазами, направление движения и взгляда глаз передают собеседнику огромное количество информации о отечественном состоянии. Взор возможно добрым, злым, недоверчивым, открытым, радостным, грустным и т. д. Чтобы укрепить отечественного партнера в жажде сказать, мы можем поощрять его взором.

Весьма ответственным знаком, свидетельствующим о отечественной готовности нести разговор, есть контакт глаз с глазами собеседника. В случае если мы избегаем общаться с его взором, наблюдаем в сторону, в пол, и потолок либо «через» собеседника — он, возможно, интерпретирует это как незаинтересованность в общении с ним.

Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но и воодушевляет собеседника продолжать обращение, что, со своей стороны, оказывает помощь слушать его еще внимательнее. Когда представится случай, обратите внимание, на что направлен куда и ваш взгляд наблюдает собеседник. Как наблюдает на вас собеседник? Как вы отвечаете на его взор? Легко подметить, что вы смотрите на говорящего, в большинстве случаев, больше, чем он на вас. Для начала естественной, непринужденной беседы как правило первым шагом обоих собеседников есть установление краткосрочного визуального контакта, после этого глаза мгновенно отводятся в сторону, по окончании чего контакт восстанавливается, причем так происходит в течении всего беседы.

О собеседнике, что наблюдает в глаза, создается благоприятное чувство. Само собой разумеется, тут ни за что нельзя переусердствовать, пристальный взор может поставить говорящего в неловкое положение. Неизменно следящий взор возможно истолкован как враждебность, в особенности в напряженных обстановках. Совершенным есть обоюдное рвение к контакту, что был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.

Мимика

Мы можем передавать партнеру хорошее отношение с помощью выражения лица и, в первую очередь, посредством ухмылки. Радуясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен. Но, радуясь, нужно не забывать о следующем. Во-первых, ухмылка ухмылке рознь. Бывают ухмылки добрые, скромные, благожелательные, но бывают и ехидные, иронические, отталкивающие собеседника. Во-вторых, ухмылка возможно полностью неуместной, в случае если собеседник говорит о событиях, каковые его огорчили: он может сделать вывод, что нас смешит его горе.

Позы и жесты

Ключевую роль в установлении контакта играется язык жестов и поз. Поза может высказывать желание либо нежелание слушать либо общаться. В то время, когда мы мало согнулись вперед к собеседнику и одобрительно наблюдаем на него, мы тем самым передаем ему: «Я целый — внимание». В случае если же мы неосторожно разваливаемся в кресле, то показываем, что не заинтересованы в общении.

Позы смогут сказать об отношении к собеседнику либо к теме разговора. Так, скрещенные на груди руки, в большинстве случаев, означают оборону, руки на бедрах — пренебрежение. В случае если мы прячем руки, скрещиваем их на груди, закидываем ногу на ногу, ставим на колени сумку — мы бессознательно «возводим преграды», скрываясь за ними от собеседника. Открытые позы, наоборот, будут поощрять к искренности и продолжению беседы.

Не нужно думать, что задача построения психотерапевтического контакта машинально решится, в случае если выработать у себя привычку сидеть в стандартно-открытой позе (позе «трудящегося психолога»): ноги не скрещены, вольно стоят на полу обеими ступнями; носки ступней направлены на собеседника; поясницы прямая, но не напряженная; руки вольно лежат на бедрах; кисти рук не сцеплены; ладони видны собеседнику; доброжелательный взор направлен в его глаза, голова мало склонена набок, на лице — доброжелательная улыбка. Говорящему скорее будет понятен и близок тот собеседник, который адекватно реагирует посредством жестов и поз на его рассказ и текущее состояние. Обрисованная выше поза в глазах рассказчика далеко не всегда будет смотреться адекватной, потому, что он может рассчитывать на познание и соответствующую ему эмоциональную реакцию со стороны слушателя, а получаст в ответ только нейтрально-доброжелательное отношение.

Еще один ответственный метод поощрения к рассказу — изменение позы слушателя. Трансформацией позы, перемещениями рук (жестами) и другими телодвижениями мы можем передавать партнеру отечественное отношение к услышанному. Возможно выразить согласие либо одобрение, кивая головой, а возможно — осуждение, внимание либо нетерпение, покачивая готовой из стороны в сторону, барабаня пальцами по столу, сжимая кутки, качая ногой либо постукивая ею по полу.

Повысить эффективность речевого общения либо помешать ему смогут и другие элементы невербального общения, такие как установление неадекватной дистанции между собеседниками (подробнее данный вопрос будет рассмотрен в следующей главе).


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: