Современное состояние и перспективы психологии журналистики

По мере становления психологии журналистики все более актуальными становятся вопросы ее внутреннего самоопределения. Это связано не только с уточнением самого предмета изучения и пониманием данной науки как целостной и вместе с тем достаточно дифференцированной совокупности научного знания, вместе с тем и с определением ее статуса. Важность четкого представления о статусе психологии журналистики как научной дисциплины диктуется следующими событиями: а) необходимостью разобраться в связях, каковые соединяют эту науку с совокупностью вторых дисциплин о журналистике; б) неизбежностью сопоставления тех принципиальных подходов, каковые были привнесены в психологию журналистики из давших ей жизнь наук; в) по изменения положения и меря становления психологии журналистики в последовательности наук, каковые изучают массмедиа, испытывает недостаток в пересмотре и внутренняя самооценка данной дисциплины, которая от потребительской роли аккумулятора, приобретающего подзарядку, переходит к новой роли энергетического источника для творческой стимуляции вторых наук; г) определение статуса психологии журналистики нужно для прогнозирования ее сотрудничества с другими наукам о журналистике.

Что направляться осознавать под статусом психологии журналистики? Имеется основание под статусом психологии журналистики осознавать чёрта ее положения в последовательности вторых наук о журналистике.Место психологии журналистики в последовательности вторых наук может анализироваться с точек зрения: определения характера ее границ и связи соприкосновения с другими дисциплинами о журналистике по области и предмету изучения; распределения ролей во взаимодействии с другими дисциплинами; определения того, опирается ли психология журналистики на методику вторых наук либо сама есть методологической базой для них; есть ли она только продуктом, дочерним образованием каких-то наук либо сама способна продуцировать новые дисциплины; есть ли она только частью каких-то наук либо имеет собственный независимый предмет изучения, находящийся в собствености никому, не считая психологии журналистики.

Исследователи сходятся в том, что психология журналистики наука междисциплинарная. Она, к примеру, берет из социологии и философии — учение об обществе как социальной совокупности, о общественных отношениях и социальном общении, материальном и духовном производстве; из теории журналистики – концепцию о главном социальном назначении СМИ и о социально-ролевых чертях массмедиа, и главные положения социожурналистики; из кибернетики – учение о совокупности, информации, коммуникациях и т.д.; из неспециализированной психологии – учение о личности, характере и темпераменте человека, мотивах и потребностях поведения, психотерапевтических и социальных установках, о сознании и бессознательном, о деятельности и единстве сознания, о творчества и психологии мышления; из социальной психологии – положение о массовой коммуникации как общении многочисленных социальных групп, вербальных и невербальных способах действия на аудиторию и психотерапевтических эффектах, ролевую теорию личности; из герменевтики и лингвистики способы кодирования и раскодирования вербальных текстов на массовую аудиторию и личность, истолкование, интерпретация текстов.

Интерес к изучению журналистики разных научных дисциплин определяется ее широкими техвозможностями. Так, философия журналистики видит в массмедиа одно из атрибутивных особенностей материи, обусловленное материальным единством мира и, следовательно, связью, взаимозависимостью процессов и явлений действительности. Социология журналистики изучает публичные нюансы журналистики, уделяя особенное внимание значению СМИ, как опосредующих публичные нормы, культуральные ценности и социальные методы поведения. Политология журналистики разглядывает политические, правовые, экономические неприятности совершает основной упор на «политике» коммуникации и СМИ. Лингвистика, исследуя журналистику, разбирает в основном тексты, изучает понятность и понимание медиапосланий. Педагогика медиаобразования в первую очередь исследует воспитания и вопросы обучения посредством СМИ. Психология журналистики журналистики уделяет громадное внимание проблемам медиапроизводства и медиавосприятия.

В случае если разглядывать изучение журналистики на макро-, мезо- и микроуровне, то процессы, происходящие на макроуровне (на уровне культуры, нации, общества) исследуют политология и социология. Вопросами на мезоуровне занимается педагогика и социология, объектом изучения которых являются маленькие группы. Медиапослания на всех трех уровнях обрисовывает лингвистика. Психология журналистики по большей части, исследует переживания и поведение индивида, другими словами проводит микроаналитические изучения. Но, наряду с этим нельзя забывать, что влияние СМИ на отдельного человека направляться разбирать с учетом действия на него макро-(культурных, политических и др.) и мезоструктур (домашних, опытных и др.). Исходя из этого психология журналистики, дабы обезопасить себя от сужения перспектив и фиксации лишь на психотерапевтических качествах, обязана ориентироваться на междисциплинарные связи. К примеру, в случае если на протяжении психотерапевтических изучений проводится контент-анализ посланий СМИ, медиапсихологи должны сотрудничать с учеными, каковые воображают лингвистику, литературоведение.

Кроме этого утверждается, что психология журналистики не смотря на то, что и появилась на пересечении наук о человеке и о журналистике, но в праве на самоопределение и собственный своеобразный предмет изучения, что не дублирует ни предмет неспециализированной психологии, ни журналистики, ни вторых дисциплин. К примеру, мы уже отмечали, что имеется психологии журналистики и общие интересы социологии. Но первая хочет попасть в основном к обнаружению состояния социальных факторов и общественного мнения, а последняя больше заинтересована в изучении механизмов сотрудничества средств массовой информации с сознанием людей. Из этого и принципиальная отличие в целях и психологии исследований журналистики и методах социологии. Некий материал для психологии журналистики, как уже отмечалось, дает лингвистика в ее социальном и психотерапевтическом качествах. Так, выбор понятий, определений и по большому счету отдельных слов не учитывая их психотерапевтических оттенков может существенно поменять суть и эмоционально-оценочную окраску всего сообщения.

В случае если сказать о психологии журналистики и связи психологии, то в появляющихся дискуссиях по данной проблеме отмечается, что психология журналистики есть одной из отраслей психологии. Это разъясняется в первую очередь тем, что одной из главных задач неспециализированной психологии считается поведения человека и объяснение переживаний, и изменения условий и анализ возникновения этого поведения. Для этого она в ходе собственного развития создала теоретическую и методическую базу, которая всегда пополняется. Исходя из этого задачу психологии журналистикиисследователи видят в первую очередь в том, дабы растолковывать поведение и переживание человека, испытывающего на себе влияние СМИ. Но психология журналистики изучает не только переживания и поведение «потребителей» (реципиентов) медиапродукции, но «производителей» (коммуникаторов). Вследствие этого в психологии журналистики в первую очередь выделяют такие специализации, как психология медиапроизводства, которая изучает переживания и поведение «отправителей» — в первую очередь журналистов, и психология медиавосприятия, которая непосредственно связана с «получателями» информации – аудиторией СМИ.

Согласно точки зрения Е.И.Пронина в современной массовой коммуникации очевидна тенденция к психологии и сращению журналистики: «На телевидении и в газетах применятся чисто психотерапевтические методики организации материала фактически в качестве новых жанров: фокусированное интервью; очерк на базе глубинного тестирования; обозрение с психотерапевтической проработкой символики и т.п. Со своей стороны, новейшая практическая психология, применяя журналистские способы, расширяет собственный действие до отметки массовой коммуникации».

Само сочетание слов «психология журналистики» показывает на своеобразное место, которое занимает эта наук в совокупности научного знания. Появившись на стыке журналистики – и наук психологии, психология журналистики имеет статус, особенность которого пребывает в том, что любая из составляющих ее дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность позвана тем, что существует последовательность объективных фактов публичной судьбе, каковые смогут быть изучены только при помощи объединенных упрочнений двух журналистики: и наук психологии.

В общем же замысле круг вопросов, которыми занимается психология журналистики, рассматривается по схеме, предложенной еще в 1930-е годы известным психологом и американским политологом Г.Лассуэллом, что выделяет главные элементы процесса коммуникации: коммуникатор – сообщение – канал (средство) коммуникации – аудитория – эффект сообщения. Либо в более несложной форме: кто сказал – что – кому – каким методом – с каким результатом. Исходя из данной схемы выделяются объекты изучения: коммуникатор (журналист), его характеристики и их влияние на эффективность информации, содержание информации, форма ее изложения и все ее особенности, каковые смогут иметь значение при ее восприятии; аудитория с ее социальным, политическим, и социально-психотерапевтическими чертями, определяющими ее отношение к коммуникатору и информации (журналисту); канал, их особенности и средство информации; итог либо эффективность информации, проявляющийся в трансформации позиции аудитории в тех либо ин вопросах. Элементы названной схемы традиционно выделяются как объекты научного изучения. Но с позиций конкретно психологии объектами изучений выясняются кроме этого свойства и процессы людской психики.

Тут указана только часть наук, с которыми взаимодействует психология журналистики. «Психология журналистики», изучаемая будущими журналистами, кроме этого конкретно связана с этими учебными направлениями как «Базы творческой деятельности журналиста», «Опытная этика журналиста», «журналистика и Актуальные проблемы современности» и другими дисциплинами. Растущие междисциплинарные связи изучения журналистики являются изюминкой как современного этапов и прошлого ее развития, так ее будущего. Всесторонний анализ разных измерений журналистики обусловливает необходимость ее междисциплинарного изучения, привлечения потенциала многих наук, с которыми обязана взаимодействовать психология журналистики.

Статус психологии журналистики как междисциплинарной науки не оставался и не остается неизменным. Имеется основание сказать, что за время собственного развития она прошла три главные стадии трансформации собственного статуса, начиная с фазы самоопределения как течения мысли в начале ХХ века. Первой стадией можно считать статус данной дисциплины как течения мысли, в то время, когда нет еще четкого определения предмета и психология журналистики не есть независимой и сложившейся совокупностью научного знания. Тут лишь имеется сообщение медиапсихологической проблематики со проблемами и сферой породивших ее дисциплин – философии, социологии, теории журналистики, лингвистики и т.д. Вторая стадия связана с оформлением статуса психологии журналистики в качестве независимой совокупности научного знания. Ее характеризуют появление собственного предмета, формирование собственных областей психологии журналистики – психологии журналистского творчества, психологии общения в журналистике, психология редакционного коллектива, психология действия СМИ, психология аудитории средств массовой информации, психология телевидения и др.. В это время она еще не отделяется от теоретического ядра изучения собственной сферы своеобразных медиапсихологических явлений, но на третьей стадии начинается процесс отделения прикладных разделов психологии журналистики от общей медиапсихологической теории. На данной стадии психология журналистики обязана делать функции неспециализированной теории, методологической базы. От дифференцированных прикладных разделов ей обязан остаться только раздел практической медиапсихологии. Предполагается, что психология журналистики лишь вступает в собственную третью стадию развития.

Контрольные вопросы

1. Факторы, выяснившие появление психологии журналистики как науки.

2. Главные современные концепции, разглядывающие массовую коммуникацию с позиции психологии.

3. Статус психологии журналистики как науки в совокупности знаний о журналистике.

Литература

Волковский Н.Л., Гришанина А.Н. Психология журналистики: Учеб. пособие.СПб.,2009.

Гальперин П. Я., Ждан А. Н. История психологии: XX век. М., 2005.

Еникеев М. И. Психотерапевтический энциклопедический словарь. М., 2006.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. СПб., 2006.

Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2003.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

Пронин Е.И. Психотерапевтические неприятности журналистики / Неприятности психологии: Сборник /Под ред. Е.Е.Прониной. М., 2002, С.15 – 18.

Рощин С.К. журналистика и Психология. М., 1989.

Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2007.

Часть вторая

ПCИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Возможности развития всемирный совокупности журналистики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: