Современное состояние этики

Главные неприятности этики

Неприятность параметров добра и зла, пороков и добродетели.

назначения смысла человека и Проблема жизни

Неприятность свободы воли

Неприятность должного, его совмещение с естественным жаждой счастья

Классификация этических сокровищ

В соответствии с Н. Гартману, всё разнообразие нравственных сокровищ подразделяется на главные и частные. К первым, каковые лежат в базе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, чистоты и полноты. Частные сокровища, либо ценности-добродетели, подразделены на три группы:

ценности древней морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; ко мне же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; искренность и правдивость; верность и надежда; вера и доверие; скромность, смирение, расстояние; ценности внешнего обхождения;

другие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

История этики

Выделение этики как особенного нюанса философии связано со сделанным софистами (V в. до н. э.) открытием, что установления культуры значительно отличаются от законов природы. В отличие от природной необходимости, которая везде одинаковая, законы, обычаи, нравы людей разнообразны и изменчивы. Показалась неприятность сопоставления разных нравов и законов с целью узнать, какие конкретно из них лучше. Выбор между установлениями культуры, различающимися у различных народов, и изменяющимися от поколения к поколению, был зависимым от их обоснования. Источником их оправдания появился разум.

Эта мысль была подхвачена и развита Платоном и Сократом.

Этика неотделима от философии уже при самом её происхождении. Данный термин в первый раз употреблён Аристотелем как обозначение особенной области изучения «практической» философии, потому что она пробует ответить на вопрос: что мы должны делать? Главной целью нравственного поведения Аристотель именовал счастье — деятельность души в полноте добродетели, другими словами самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, каковые избегают крайностей и держатся золотой середины. Исходя из этого главные добродетели — это благоразумие и умеренность.

В соответствии с ученику Платона Аристотелю, цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что имеется благо, в этике связан с вопросом о том, как его достигнуть. «Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики)».

Исходным пунктом этики являются не правила, а опыт публичной судьбе, исходя из этого в ней недостижима такая же точность, какая характерна, к примеру, математике; истина в ней устанавливается «примерно и в общем».

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — собственная цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, направляться допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна для неё самой, а не являться средством для какой-то другой цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, либо высшее благо, будет определять меру социальных институтов и совершенства человека.

Высшее благо принято именовать счастьем. Для счастья необходимы внешние блага и успех, но в основном оно зависит от идеальной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души функционировать сообразно добродетелям и образовывает, в соответствии с Аристотелю, предмет этики.

В широком значении этика у Аристотеля — наука о полисе (политическая наука), задающая базу для политики и для экономики.

Так именуемое «золотое правило этики» — «не делай вторым того, чего не хочешь себе», — существовало в том либо другом виде независимо в различных культурах. Оно присутствует у Конфуция, видится в Мишне.

В ходе развития этических теорий философы встретились со серьёзными трудностями в унификации терминологии, поскольку в различных теориях объявлялись базисными различные понятия, довольно часто неизвестные, субъективные либо противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.). Более того, в силу того факта, что этика разглядывает личную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубочайший анализ затрудняется срабатыванием психотерапевтической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.

Особенности религиозных этических совокупностей пребывают в том, что в религиях, содержащих персонифицированного Всевышнего, Всевышний есть объектом морали, и базисными становятся нормы, императивно заявленные религией как божественные, этика публичных взаимоотношений как совокупность моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (либо подменяется) божественной этикой — совокупностью моральных обязательств по отношению к Всевышнему, впредь до того, что может вступать в конфликт (время от времени социальный либо кроме того массовый) с публичной моралью. направляться иметь в виду, что хорошие изучения этики проводились, в основном, умозрительно, исследователем на своем примере, и потому довольно часто изобилуют генерализацией личных ограничений и принципов на этику в целом. Преодолеть данный субъективизм пытается аналитическая этика, применяющая, например, формальную логику для анализа этических построения и высказываний общезначимых этических суждений.

Современное состояние этики

Современность приводит с одной стороны к релятивации этики (нигилизм), а иначе — к расширению поля этического: понятие хороша распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные опыты (биоэтика).

На волне феминизма этика взяла гендерное истолкование: вместо абстрактной человечности либо человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции «смерти человека») добродетели смогут группироваться по женственности и оппозиции мужественности.

Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед судьбой, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В собственной книге «этика и Культура» А. Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в двадцатом веке, и наметил пути её развития.

Тейяр де Шарден в собственном труде «Феномен человека» объединяет классическую этику с теорией эволюции.

Развитие биотехнологий и медицины стало причиной стремительному формированию биоэтики как анализа появляющихся при принятии медицинских, судебно-юридических и других аналогичных ответов этических затруднений.

Логико-математические нюансы морального выбора изучаются в теории игр, пример — задача осуждённого.

Разделы этики

Являясь практической, нравственной философией, обрисовывающей верное и хорошее поведение, этика одновременно с этим есть совокупностью знаний о природе и происхождении морали. Это определяет наличие двух главных её функций — нравственно-воспитательной и познавательно-просветительской, исходя из этого в этике возможно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на различные, не смотря на то, что и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века.

Теоретическая этика

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая разглядывает мораль как особенное социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и нравственности и другие аспекты морали. Её методологической базой являются знания, идеи и концепции, касающиеся научного познания морали.

Существуют научные дисциплины кроме этики, изучающие мораль в составе собственной предметной области:

социальная психология и Социология занимаются публичными функциями морали, декларируемые ею правила в сравнении с другими публичными явлениями;

Психология личности изучает физиологическую базу морали;

Логика и лингвистика — язык морали, формы и правила нормативно-этической логики.

Данные исследований, взятых этими науками, имеющие отношение к сущности, происхождению и нравственности и функционированию морали, применяет и обобщает теоретическая этика.

Метаэтика

Направление аналитической этики, разбирающее саму этику как научную дисциплину, и значение и происхождение этических понятий и категорий способами логико-лингвистического анализа[10]. С метаэтикой связываются середины и этические исследования начала XX века. Первым изучением в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Правила этики». Вопросами о предмете, структуре и назначении этики в словарях, учебниках и справочниках практически занимается метаэтика.

Нонкогнитивизм, как направление метаэтики, подвергает сомнению когнитивный статус этики, другими словами познаваемость этических понятий в связи с их неопределённостью и сам факт допустимости существования этики как науки. Стремясь адекватно изучить разнообразные этические концепции и разобраться в доводах когнитивизма и нонкогнитивизма, метаэтика применяла представления и понятия аксиологии и общей философии, неспециализированной и социальной психологии, социологии, биологии и т. д. когнитивистский подход не ограничен одной лишь областью этики, он есть одним из наиболее значимых методологических правил философии сознания в целом. Тем самым знание понимается не в узком смысле этого слова (как отражение действительности), но и включает в себя человеческие сокровища, цели, нормы, предпочтения, интересы, волю, аффекты и пр. Реально в истории философии практически господствовал когнитивизм, он представлялся ярким и самоочевидным, не требующем обоснования либо формулирования.

Нормативная этика

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (либо правил), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих параметры оценки нравственного хороша, и правила, которое может выступать в качестве неспециализированного принципа для всех случаев.

Нормативная этика ставит перед собой цель поддержание в обществе основополагающих нравственных сокровищ, задаёт нормы поведения в повседневных жизненных обстановках. Апеллируя к разуму, нормативная этика применяет подтверждение, аргумент, довод, этим она, в отличие от морализаторства, привлекательна для критически мыслящей личности, формирует нравственные убеждения. Рассуждения, осмысленно обосновывающие положения морали, превращают внешние для личности моральные нормы во внутренние эмоции, мотивирующие поведение.

Непререкаемость статуса моральных оценок и понятий осуществляется двумя главными дорогами — придания им или сверхъестественного мистического, божественного смысла, или естественно-объективного смысла.

Нормативная этика может рассматриваться с двух позиций: когнитивистской и нонкогнитивистской. Наряду с этим с позиций нонкогнитивистской позиции нормативная этика рассматривается как элемент морального сознания и ей противопоставляется дескриптивная этика как знание о морали. С когнитивистской позиции нормативная этика не различается с моралью и, так, есть собственным объектом изучения, а знания и понятия морали о морали смешиваются.

Исторические направления нормативной этики — стоицизм, гедонизм, эпикуреизм; современные — консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.

Прикладная этика

Прикладная (практическая) этика изучает применение и частные проблемы моральных принципов и идей, сформулированных в нормативной этике, в конкретных обстановках морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.

Современное состояние христианства (МПДА, 2018.02.06) — Осипов А.И.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: