Современного естествознания”.

ВВЕДЕНИЕ

1. Неспециализированные представления о предмете “Концепции современного

естествознания”. Методические советы по работе над курсом.

2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

3. Научный способ в изучении окружающего мира. Способы освоения,

распространения и накопления достижений современного естество-

знания на примере практики военной деятельности.

4. Главные сведения об измерении размеров в естественных науках.

Неспециализированные представления о дисциплине “Концепции

современного естествознания”.

Методические советы по работе над курсом

Современное естествознание образуется из таких областей научного знания, как

¦ физика, химия, физическая химия, механика;

¦ география, геология, минералогия;

¦ метеорология, астрономия, астрофизика, астрохимия;

¦ биология, ботаника, зоология, генетика;

¦ физиология и анатомия человека, —

и многих-многих вторых, изучающих отечественную планету, дальний Кос и ближниймос, жёсткое вещество, жидкости и газы, живое вещество и человека как продукта природы.

Нереально назвать всех ученых, внесших в развитие естествознания самый весомый вклад, но нельзя говорить о естествознании, не вспоминая таких гениев, как Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт, М. В. Ломоносов, Ч. Дарвин, Г. Мендель, М. Фарадей, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский.

Ниже описываются главные концепциисовременного естествознания. Как мы знаем, под термином «концепция» понимается совокупность взоров, то либо иное познание явлений, процессов либо единый, определяющий план, ведущая идея какого-либо произведения.

Цель КСЕ – ознакомить студентов с естествознанием, как составной частью культуры, с его концепциями и основополагающими принципами, организовать целостный взор на мир, проявляющийся как единство природы, человека, общества.

С целью достижения сформулированных в программе целей в учебном пособии нашли отражение следующие нюансы. Рассмотрена черта диалектической связи естественной и гуманитарной составляющих культуры. Изложены базы научного познания окружающего мира, классифицированы научные способы его изучения. Приведены сведения об измерении размеров в естественных науках. Мотивирована необходимость изучения КСЕ с целью формирования представлений современной картины мира. Обрисованы этапы зарождения рационального познания как методологии изучения мира, которое происходило в следствии диалектической борьбы разных научных и религиозных направлений. Изложены главные сведения о научных их сути и картинах мира. Результатом развития способов научного познания стала диалектическая неразрывность экспериментальных и теоретических изучений.

Рассмотрена эволюция естественнонаучной картины мира на основании трудов Исаака Ньютона, названную механистической.

Следующим этапом развития естественнонаучных знаний явилось множество открытий в химии живого и биологии. В рамках последней зародились и сформировались эволюционные представления, вошедшие в будущем в естествознание, как обязательный атрибут теории развития.

Открытие в XVIII -XIX столетиях электрических и магнитных полей стало причиной формированию электромагнитной картины мира, решающая роль в у которых в собствености теории близкодействия. С открытием же его строения и атома наука, например, физика, пережила последнюю и самую бурную революцию. К началу XX века накопилось много фактов, необъяснимых с позиций электромагнитной картины мира. Нужно было выстроить новую, названную современной. Она неразрывно связана с квантовой механикой, теорией относительности, и с последними достижениями генной инженерии и проч.

Разобраны принципиальные концепции современной научной картины мира, к каким относятся – системный способ изучений, принцип глобального эволюционизма, теория самоорганизации либо синергетика. Основываясь на этих концептуальных изюминках возможно представить главные тенденции современного мира, разглядеть панораму современного естествознания.

Показывается, что исходя, из масштабов наблюдателя возможно разглядывать каждые объекты материальной природы или с позиций корпускулярной, или с позиций континуальной концепции описания природы. Принципиальной отличия тут не отмечается, не смотря на то, что, непременно, проявляется один из глобальных законов философии “о переходе количества в уровень качества”.

Осуществляется переход к изучению беспорядка и соотношения порядка в природе. Даны его меры и определения хаоса – энтропии. Обсуждены модели и механизмы хаоса и порядка, рассмотрена их сообщение с уровнем энергии материальной совокупности.

Основываясь на системном подходе в науке, выделены три уровня организации материи. Рассмотрен микромир с позиций современной картины мира, проявление в нем корпускулярно-волнового дуализма. Макромир обрисован с позиций хорошего естествознания, в соответствии с которому материя существует в виде поля и вещества. Узнана системная организация мегамира.

Изложены главные сведения о пространстве и времени. Продемонстрировано, что структура пространства и времени определяется распределением весов материальных объектов и зависит от скорости их перемещения. Выражением законов симметрии в мире есть сообщение пространства и времени с фундаментальными законами естествознания – законами сохранения. Введены понятия биологического, психотерапевтического, социального пространства и времени.

Рассматриваются фундаментальные сотрудничества. Формируются представления о частицах, осуществляющих сотрудничества, о константах связи. Приведены характеристики сотрудничеств с позиций радиуса действия, интенсивности, источника и рассмотрены примеры конкретных проявлений.

Сконцентрировано внимание на концепциях дально- и близкодействия, законах сохранения. Разобраны примеры их проявления в разных областях естествознания.

Потом рассмотрены базисные правила физической картины мира, к которой относятся принцип относительности, неопределенности, дополнительности, суперпозиции, симметрии. Сконцентрировано внимание на тесной связи изложенных таких атрибутов и принципов материи как время, пространство, масса, энергия. Изложены главные представления теории относительности Эйнштейна. Раскрыт суть принципа неопределенности дополнительности и принципа Гейзенберга. Приведены конкретные примеры проявления принципа суперпозиции в электродинамике, волновых процессах, квантовой механике а также в гуманитарной области знаний.

Рассмотрено понятие состояния, динамические и статистические закономерности в природе. Изложены базисные, основные законы природы и на их базе растолкованы свойства и поведение сложных многоатомных совокупностей. Приведены конкретные примеры функционирования разных совокупностей и проявление для них для того чтобы ответственного понятия естествознания как точка бифуркации. Познание рассмотренных основных законов естествознания разрешает перейти к изучению синергетических представлений о низкоорганизованной материи.

Изложенным материалом утверждается, что в значительной мере происходящие трансформации в окружающем мире связаны с химическим сотрудничеством элементов либо образованных из них комплексов, другими словами, обусловлено химическими процессами. Для вступающих во сотрудничество веществ реакционная свойство определяется строением либо структурой образующих их элементов. Как раз характером строения вступающих в реакции веществ определяются свойства приобретаемых в следствии. Сформулированы концептуальные уровни познания в химии. Продемонстрировано, что эволюция и самоорганизация таких сложных биологических совокупностей как человек вероятна как раз благодаря осуществлению широкого круга химических реакций. Потом формируются представления о звездах, звездных совокупностях, выяснены их главные характеристики. Даны представления о Вселенной и рассмотрены модели ее происхождения. На основании теории глобального эволюционизма сконцентрировано внимание на развитии и происхождении Нашей системы. Изложены главные сведения о истории и внутреннем строении геологического развития Почвы, организованы современные концепции развития геосферных оболочек. Представлены научные знания о литосфере как биотической базе судьбы. Продемонстрировано, что последовательность факторов делает Почву особенной планетой Нашей системы. Наряду с этим гидросфера – колыбель судьбы, а всемирный океан – “химический реактор”. Большое внимание уделено изучению экологических функций литосферы. Выделено два главных направления экологии и раскрыты их задачи. Приведены главные сведения о географической оболочке Почвы и ее параметрах. Географическая оболочка Почвы разрешает определять координаты любой точки поверхности, осознавать механизмы формирования климата, рассчитывать глубины и высоты, фиксировать время происходящих событий. Изложены базы научных знаний об изюминках биологического уровня организации материи, сформулировано понятие клетки и выяснены ее фундаментальные особенности. Рассмотрены колебательные и волновые процессы, их характеристики. На базе этих представлений проанализированы процессы жизнедеятельности организмов и сделан вывод об их цикличности. Продемонстрировано что многообразие живых организмов снабжает устойчивость и стабильность геобиоценозов.

Рассмотрены естественнонаучные догадки происхождения судьбы. Продемонстрированы вероятные дороги ее развития и выделены предпосылки происхождения. Представленный материал разрешает вычислять Почву особенным объектом Нашей системы, где было вероятно появление живых существ.

На базе современных материалистических представлений, в первую очередь о естественном отборе, сформулированы догадки происхождения человека. Выделены группы линия связывающих его с животным миром, и представлены характерные отличия.

Составлена линия родословной человека. На базе палеонтологической информации главными факторами, сделавшими человека социальным существом, являются совместная добыча еды, наличие огня, труд, членораздельная обращение.

Соответственно с принципом глобального эволюционизма продемонстрировано, что развитие живых их групп и организмов подчиняется законам генетики. Ее базисными положениями являются представления о мутации, наследственности, популяции. Выделены главные положения синтетической теории эволюции. Даны краткие представления о здоровье, работоспособности и факторах и эмоциях человека их определяющих. Показано влияние космических циклов на процессы и биосферу Земли в ней. В частности, продемонстрировано дневное, сезонное и второе влияние на судьбу людей, среди них и военнослужащих. Организовано представление по ноосфере, на основании которого намечены пути человечества и окружающего возможного развития мира. Приведенные примеры показывают важность осмотрительного обращения с природой в части неприятностей биоэтики, каковые со своей стороны связаны с принципом необратимого развития материи. Данный же принцип ведет к тому, что таковой параметр материи как время также необратим.

Представлены сведения о самоорганизации в неживой природе, полученные на базе представлений о замкнутых совокупностях.

Продемонстрировано, что время их существования ограничено за счет возрастания энтропии. На базе синергетических представлений об открытых совокупностях продемонстрировано, что они смогут поддерживать постоянным либо кроме того снижать уровень энтропии за счет обмена с внешней средой веществом, энергией, информацией. Развитие живого наряду с этим идет благодаря наличию флуктуаций и хорошей обратной связи. Продемонстрировано что процессы самоорганизации и самоусложнения происходят при нарушении симметрии в совокупностях, т.е. в то время, когда они находятся далеко от равновесия.

Изложенный материал разрешает подтвердить осуществление успешной попытки представления окружающего мира с позиций единой культуры через происхождение таких дисциплин как КСЕ, создание сети “Internet” и проч.

Для независимой работы студентов над темами предмета предлагаются, в первую очередь, базисные учебные пособия, имеющиеся в библиотеке университета. Не считая данной литературы, существуют и другие книжки, каковые возможно применять при подготовке к семинарским занятиям либо экзамену. Самый полно соответствуют программе курса книжки следующих авторов: С.Г.Хорошавиной, В.Н.Лавриненко, С.Х.Карпенкова, Г.И.Рузавина,

На лекциях нужно конспектировать излагаемый учителем материал, с выделением определений, законов, диаграмм и основных рисунков. Нужно оставлять поля для пояснений и внесения дополнений в ходе независимой работы. Нужно перечитывать материал в сутки записи и отмечать в нем неясное.

При подготовке к семинарам направляться усвоить главные положения материала лекций. Уровень усвоения возможно оценить по вопросам, приводимым в конце лекции либо по вопросам к семинару. Вопросы, не помеченные знаком (*) являются необходимыми для понимания. Те же, что отмечены этим знаком, подразумевают более глубокое их изучение и смогут быть представлены в виде сообщения либо доклада на семинарских занятиях. Подготовка к экзамену подразумевает фундаментальную проработку теоретического материала курса, и записей семинарских занятий, выбор из материала того главного, что вошло в вопросы экзаменационных билетов.

На лекционных и семинарских занятиях будет рассмотрена история происхождения науки: сперва как суммы знаний человечества об окружающем мире, достаточно разрозненных, хаотических (древний Египет, Китай, Месопотамия, Индия), а после этого осуществлен переход к совокупности знаний в рамках философии (натурфилософии) Аристотеля, к этапам становления современной науки (развитие и зарождение научных способов) от Коперника до современной космологии и Эйнштейна.

К созданию естественных наук (начиная с конца 18 века): физики, химии, биологии, географии, геологии, астрономии, психологии и др. привела разделение знаний о природе, которая связана с выделением исследуемых явлений, процессов, выработкой способов их изучения и в связи с общностью взятых результатов. На данный момент попытки представить мир как единое целое, распознать самые общие закономерности Вселенной выразились в создании обобщенной, интегративной науки – естествознания. Одной из основных ее задач есть рвение сделать глубокие философские, методологические выводы об универсальности действия общих законов эволюции, о самоорганизации окружающего и системной организации мира. Вместе с принципом историчности они разрешают сказать об объективном восприятии, понимании того мира, в котором мы живем, уяснении смысла и целей существования отечественной цивилизации.

В целом курс КСЕ затрагивает такие темы: эволюция естественнонаучная картина мира (историю естествознания); современная научная картина мира; главные современные космологические представления; главные догадки человека и происхождения жизни; место человека во Вселенной, место науки Сейчас и прогнозирование ее развития и др.

К самые общим понятиям курса относятся:

Концепция (от латинского Conceptio) употребляется в смысле:

а) совокупность взоров, то либо иное познание явлений, процессов;
б) единый, определяющий план, ведущая идея какого-либо произведения, научного труда и т.д.

Естествознание – совокупность знаний о природе; раздел науки, что изучает окружающий нас мир таким, как он имеется, в его естественном состоянии, существующий независимо от человека.

Наука – совокупность знаний о процессах и явлениях человеческого сознания и объективного мира, их сущности и законах развития; наука как социальный университет имеется сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях общества и природы.

Концепциями естествознания – именуют результаты научных изучений выраженных в виде научных теорий, законов, моделей, догадок, эмпирических обобщений.

Успехи естественных наук являются составной частью общечеловеческой культуры, исходя из этого «Концепции современного естествознания» это таковой учебный курс, что обязан продемонстрировать значение и роль естествознания в понимании окружающего мира, в осознании места человека в нашем мире, в формировании научной картины мира.

Концепции современного естествознания. Понятия пространства, времени, главные симметрии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: