Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Тема 1.Теоретико-методологические базы современных социальных наук.

Философия как интегральная форма научных знаний, среди них и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.

Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

Кризис парадигмы натурализма (органицизма) в социальных науках XIX века.

Проект «наук о духе» В. Дильтея. «Осознающая герменевтика» и психология духа. Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) о методологическом разграничении «наук о природе» и «наук о культуре». Номотетические и идеографические науки. Аксиологическая интерпретация культуры Г. Риккертом. Э. Гуссерль о несоответствии между жизненным миром «и наукой». Проект «осознающей социологии» М. Вебера.

Психоанализ З. Фрейда и снятие демаркации между науками о природе и науками о духе. Динамическая теория личности. Концепция культуры как продукта сублимации. «Аналитическая психология» К.Г. разработка и юнга концепции «коллективного бессознательного». А.Адлер и его «личная психология». В. Райх и его теория «психологии весов».

Философская антропология (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плесснер) о сущности и сущностной структуре человека. оформление и Генезис экзистенциализма.религиозный (Г. Марсель, К. Ясперс,) и атеистический (А. Камю, Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар).

Лингвистический поворот, его характерные черты и этапы. От проектов улучшения языка (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, М. Шлик) к реализации коммуникативной функции (Ю. Хабермас, К.-О. Апель).

Современное общество через призму плюральных конгитивных стратегий (постиндустриальная теория, «информационное общество», «общество спектакля», «общество риска», Goodsociety, knowledgesociety, герменевтика субъекта, теория полей, конструктивизм, шизоанализ, игровой принцип, социосинергетика).

Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: хорошая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Тема 2.Специфика предмета и объекта социально-гуманитарного познания.

отличия и Сходства наук о природе и наук об обществе: современные трактовки неприятности. человека и Особенности общества, его духовной и коммуникаций судьбы как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, механизмы и эволюция сотрудничества. гуманитаризация и Гуманизация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

Тема 3.Субъект социально-гуманитарного познания.

Понятие субъекта в социально-гуманитарном познании. Личный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его интересов и системы ценностей в объект изучения СГН. Личностное неявное знание субъекта. Личное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, сокровищ, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер)в межсубъектном понимании и смыслополагании.

Тема 4.их роль и Природа ценностей в социально-гуманитарном познании.

Аксиологическая нагрузка социально-гуманитарного знания.

И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного регулятивных» принципов и знания в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном изучении. Правила «логики социальных наук» К.Поппера.

Роль научной картины мира, стиля научного познания, принципов и философских категорий, представлений здравого смысла в исследовательском ходе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: правила простоты и красоты в социально-гуманитарном познании.

Тема 5.Жизнь (пространство, время, субъект, воздействие),

как категория наук об культуре и обществе.

Познание судьбы за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия судьбы (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественнонаучных способов, причинных схем. переживание и «Познание» судьбы — главное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления судьбы, объективация судьбы во времени, ни при каких обстоятельствах не завершаемое целое (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль и др.).Различие времени как параметра физических событий и времени как меры становления и общего условия людской бытия, осуществления судьбы. Объективное и субъективное время. Социальное и культурное время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных черт. Особенности «художественногохронотопа».

Тема 6.рациональности и Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.

Рациональное, объективное, подлинное в СГН. Хорошая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Неприятность истины в свете использования на практике СГН. социологическое требование и Плюрализм отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и неприятность истины.

Тема 7.Объяснение, познание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

понимание и Объяснение как следствие коммуникативности науки. типы и Природа объяснений. Объяснение — функция теории. Познание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как органоне наук о духе (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, истории и языку.

Герменевтика – наука о интерпретации и понимании текста. Текст как единица и особая «реальность» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, событиям и явлениям — базовая операция и общенаучный метод социально-гуманитарного познания. Неприятность «исторической расстоянии», «временногоотстояния» (Гадамер) в понимании и интерпретации. понимание и Объяснение в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

Тема 8.Вера, сомнение, ценности и знание в социально-гуманитарных науках.

знание и Вера, сомнение и достоверность, укорененность веры как «формы судьбы» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах. сомнения и Диалектика веры. Встроенность субъективной веры во все жизнедеятельности и процессы познания, скрытый, латентный темперамент вер как суждений и эмпирических представлений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн). верования и Вера — основания и обязательные компоненты личностного знания, итог сенсорных процессов, социального опыта, образцов и установок, апробированных в культуре. понимание и Вера в контексте коммуникаций. истина и Вера. знания и обоснования Разные типы веры. истины и Совместное рассмотрение веры — традиция, укорененная в европейской философии. Философская вера как вера мыслящего человека (К.Ясперс).

Аксиологическая нагруженность СГН. Ценностно-смысловые универсумы и исследователькая практика. Историческое и культурное apriori. Научный текст как социальная и культурная сокровище.

А 1.11 Формирование технических и социально-гуманитарных наук — Философия науки для аспирантов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: