Современный урок и эффективные методы обучения .

Основной задачей современного урока в классической школе есть целостное формирование личности ученика на базе обучения, воспитания и развития. Следовательно, современный урок обязан:

• вооружать обучающихся глубокими и осознанными знаниями;

• учить обучающихся обучаться, потому что практически во всех случаях отставание в учёбе связано не врождённым отсутствием свойств, а применением непродуктивных способов учебной работы;

• помогать формированию прочных мотивов учения;

• содействовать воспитанию умственных возможностей школьника;

• вырабатывать нравственные базы личности, ориентированные на общечеловеческие сокровища;

• помогать духовному обогащению личности ученика Целесообразность урока – следующее требование. Выясняя для себя задачи и цели определённого урока, нужно иметь в виду не только образовательные, воспитательные и развивающие задачи и цели, но и уровень усвоения того либо иного предметного содержания урока.

Целесообразность урока выстраивается постановкой задач и целей (возможностью) урока. Возможность урока возможно обозначить, отвечая на вопросы: что обязан ученик определить на данном уроке, чему обучиться (каким умениям обязан обучиться ученик в границах данного урока)?

Ответственной чёртом урока есть сотрудничество преподавателя и учащегося в ходе обучения. Оно может проявляться в рамках личностно-отчуждённого либо личностно-ориентированного процесса обучения.

Личностно-отчуждённый образовательный процесс. Личностно-ориентированный образовательный процесс

статичность и Повторяемость ученика взаимодействия и форм учителя (некоторый стереотип в работе преподавателя);¢

Прямое поэлементное управление действиями ученика либо отсутствие оного;¢

Преобладание внешней стимуляции, внешней обратной связи, репродуктивной рефлексии;¢

Главными показателями эффективности работы ученика смогут быть: точность и полнота воспроизведения, умение повторить учебный материал за преподавателем, предугадать то, что желает преподаватель, и соответствовать этим требованиям.¢

Применение разнообразных форм сотрудничества преподаватель-ученик, ученик-ученик;¢

Отсутствие мелочной опёки со стороны преподавателя; неспециализированное управление, рефлексивное управление как условие, снабжающее самоуправление;¢

Внутренняя стимуляция, преобладание продуктивной рефлексии;¢

Показателями эффективности работы ученика считаются: самостоятельность, творческий рост соразмерно его возможностям;¢

Современный урок обязан создавать условия для постепенного контроля над качеством усвоения:

• предварительно преподаватель определяет результаты усвоения отдельной единицы содержания (раздел, модуль учебного материала);

• обозначает критерии результатов и объявляет их обучающимся;

• подбирает формы и содержание контроля, в условиях которых ученик обязан показать умения и свои знания и кроме этого объявляет их классу;

• определяет сроки изучения данной единицы содержания для всех обучающихся класса, наряду с этим объявляет и дополнительные сроки, которыми смогут воспользоваться ученики с пробелами в развитии и обучении;

• информирует о дополнительных формах оценки достижений обучающихся, выраженных в отношениях к работе, предмету.

Самоконтроль, являясь этапом проведения и подготовки независимой работы, непременно, ответственная составляющая контроля, показатель независимого усвоения знаний обучающихся, критерий эффективности процесса обучения. Сформированность у ученика умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценки, взаимооценки характеризует рефлексивную личность, талантливую регулировать процесс усвоения знаний, и поведение и свои потребности.

Один из вероятных вариантов типовая схема учебного занятия, которая окажет помощь сделать учебный процесс более действенным. Типовая схема учебного занятия включает в себя следующие главные элементы (этапы): диагностику итогов прошлой работы, презентацию нового материала, практику под управлением преподавателя, свободную независимую практику обучаемых, самоконтроль и самооценку результатов работы, подведение итогов занятия, определение домашнего задания, особое повторение, контроль знаний обучающихся.

Первый этап – проверка итогов прошлой работы. Основная задача – обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность. Главные действия педагога: помощь ученикам при включении в работу – разбор нескольких вопросов на повторение; организация живого диалога самих школьников с целью уточнения неспециализированного уровня усвоенных знаний; создание проблемной учебной обстановке, которая снабжает активное включение школьников в изучение нового материала. Как видим, начало урока не связано с опросом в классическом его понимании. В базе повторения – живой диалог обучающихся, на протяжении которого школьники вольно говорят, высказывают собственную точку зрения, спорят. Они не опасаются подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное вывод. Преподаватель поддерживает разговор, направляет, дополняет, но ни при каких обстоятельствах не оценивает. Он в праве применять лишь три типа высказываний, каждое из которых хорошее: похвалить ученика; направить, уточнить; заново поведать ту часть материала, которая осознана неправильно. В данной ситуации школьники не ожидают от педагога проблем либо наказаний. Они смогут допускать неточности либо неточности, каковые помогают преподавателю лакмусовой бумажкой для более правильного определения содержания новой порции способа и учебного материала его выстраивания. Довольно часто в таких классах ученики проявляют желание определить больше того, что им предлагает программа либо учебник, а на протяжении повторения они требуют от преподавателя дополнительных знаний. Отыщем в памяти, как в большинстве случаев начинается урок в массовой школе, как организуется опрос обучающихся, и сравним привычный метод с предлагаемым вариантом. В классической школе, в большинстве случаев, преподаватель сперва задаёт вопрос на повторение изученного материала. Ученик поднимается и говорит всё, что он знает по этому вопросу. Наряду с этим он не думает, не рассуждает, говорит лишь то, что от него желают услышать. Чем ближе его ответ к рассказу преподавателя либо к тексту книжки, тем выше отметка. После этого задаётся следующий вопрос, поднимается второй ученик, та же процедура повторяется. Наряду с этим преподаватель намерено «пробегает» глазами по классу, дабы заметить тех школьников, каковые по какой- или причине не готовились к уроку, и задать вопрос их, считая, что при таком методе работы он проявляет «заботу» об уровне знаний обучаемых и стимулирует их активность при подготовке домашних заданий. Не вспоминая о психотерапевтических последствиях собственных действий, преподаватель довольно часто вызывает совсем противоположенный эффект, что создаёт угрозу временной необучаемости детей. Дело содержится в том, что большинство учащихся в ходе пристрастного опроса испытывает эмоции тревоги, страха, неспециализированного дискомфорта и довольно часто пребывать в классе с единственной установкой – предпринять всё, дабы избежать нехорошей отметки, а вместе с ней и укола по самолюбию. Приходится замечать достаточно многочисленную группу обучающихся, которым полностью безразлично, какую отметку им поставит преподаватель и поставит ли он её по большому счету. Индифферентное (равнодушное) либо негативное отношение к происходящему в классе – эта реакция школьников на подобное обучение. В это же время сразу после стрессовой ситуации, которая связана с фронтальной проверкой домашнего задания и пристрастным оцениванием его исполнения, классическая методика предусматривает изучение нового материала.

Советы по трансформации классической структуры урока.

1. Начало учебного занятия должно создать психотерапевтический настрой обучающихся на последующую работу, его целесообразно применять для самого главного – активного включения в грядущую познавательную деятельность.

2. На этом этапе работы нужно исключить поверхностное оценивание, сравнения, каковые способны убить всякое желание детей быть включёнными в учебный процесс.

3. Безоценочное начало урока будет содействовать не только готовности обучающихся к включению в новые познавательные процедуры, но и созданию неспециализированного хорошего, доброжелательного и ровного эмоционального фона в работе ученика и учителя.

Второй этап — презентация нового материала. место и Время учительского монолога в учебном ходе должно быть строго выяснено. Он не редкость, нужен для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено обучающимися без помощи преподавателя, для ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемому вопросу, и для мотивации к грядущей независимой познавательной деятельности. В монологе преподавателя с целью сообщения новых знаний материал обязан излагаться укрупненными блоками и включать в себя базисные знания (несокращённый минимум). В условиях данной модели обучения время на объяснение нового материала ограничено необходимостью как возможно стремительнее переходить к независимой работе школьников. Действия преподавателя на этом этапе работы смогут включать: выделение главной информации, структура которой будет являться базисом для изучения темы; систематизацию этого материала, оформление его в таковой форме, которая окажет помощь ученикам легче его осознать и запомнить; поиск приёмов, содействующих активизации мысли обучающихся в ходе освоения нового материала; рвение при доведении информации к простоте и чёткости изложения, к применению аналогий и примеров, применению демонстраций, показу моделей, диаграмм; готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней испытывает недостаток; применение научно точной информации в изложении нового материала, использование и видение вариативных подходов к ответу учебных неприятностей.

Третий этап – практика под управлением преподавателя. Она проводится с целью установления «обратной связи» и своевременного исправления неточностей в понимании нового материала школьниками (в случае если таковые обнаруживаются). Действия преподавателя: задаёт вопрос и приглашает учеников отреагировать на него (поднять руки, в случае если учебный материал осознан, ответить хором на поставленный вопрос, пробует личные ответы, краткие письменные работы и т.п.); останавливается и корректно исправляет неточности либо повторяет материал заново, в случае если ощущает, что школьники чего-то не осознали, пытается не допускать неточностей и недопонимания; выясняет, имеется ли необходимость проведения письменной работы, которая продемонстрирует, верно ли осознан материал.

Четвёртый этап- свободная независимая практика обучающихся Это групповая дискуссия по изучаемой проблеме между школьниками по поводу изученного материала. Педагогу отводится роль «спикера», организатора обмена мнениями. В ходе организации свободной практики педагог в праве реализовать следующие функции: задать вопрос, переадресовать его от одного обучающегося к второму; резюмировать с целью выделения главных подведения и вопросов темы итогов её изучения. Нужны трансформации в поведенческом стиле преподавателя. В случае если дети не включаются в дискусия по вопросу, молчат – значит, некорректно, недискуссионно сформулирован сам вопрос либо преподаватель «придавливает» учеников своим авторитетом. Задача педагога – быть посредником, стараться втянуть в дискуссию как возможно больше учеников, но наряду с этим удержать тему дискуссии, оказать помощь школьникам самостоятельно подойти к формированию выводов. Данный этап учебного занятия мало похож на классический опрос тем, что преподаватель задаёт вопросы, выслушивает ответы обучающихся, реагирует и уточняет подробности, но это лишь внешний рисунок. Суть свободной практики содержится в том, что главное содержание изученной части темы школьники должны обсудить самостоятельно. Групповая дискуссия – это полезнейший инструмент познания. Как бы она не отправилась, преподаватель видит степень освоения изучаемого материала, появившиеся недопонимания эти наблюдения и разрешат ему правильнее сориентироваться в содержании следующих занятий. Главные действия преподавателя: удержание дискуссии в тематических рамках; применение разных приёмов для вовлечения в дискуссию как возможно большего числа школьников. Нужные трансформации в классической структуре урока. Требование обучать ученика на протяжении занятия выдвигалось отечественной педагогикой в течении всей её истории. Вместе с тем классический урок предполагал в лучшем случае пара ответов школьников на вопросы по лишь, что услышанному объяснению нового материала. Всё другое предназначалось для домашней работы. Новые подходы к обучению должны обеспечить независимую познавательную активность получающих образование освоении нового материала на учебном занятии, потому, что большая часть услышанной, но не освоенной самим школьником информации весьма скоро стирается из его памяти. Трудность работы на этом этапе связана с тем, что преподавателю крайне важно не только самому обладать методикой организации групповой дискуссии, но и научить школьников верно формулировать мысли, слушать, осознавать и принимать мнения вторых, корректно задавать вопросы. При переходе к таковой форме обучения первостепенной задачей есть активизация оценочной деятельности обучающихся. Она связывается с организацией самооценки взятых результатов самим школьником. самооценки и Этап самоконтроля завершает не только ответ каждой учебной задачи, которых на уроке возможно пара, но и изучение всей темы.

Шестой этап-подведение итогов учебного занятия. Оно должно быть тесно связано с когнитивными целями, поставленными на определенных этапах обучения. Сравнение целей, поставленных преподавателем до начала его работы, с взятыми результатом и разрешает объективно подвести итог.

Седьмой этап-информация о домашнем задании. Активная позиция школьника на учебном занятии ведет к тому, что центр познавательных упрочнений переносится на время школьного обучения. Количество домашнего задания в этом случае существенно уменьшается, работа дома довольно часто носит вариативный темперамент, включает задания на выбор. Домашнее задание в младших и подростковых классах значительно чаще получает творческий темперамент, может включать пара вопросов на повторение, занимая наряду с этим непродолжительное время.

Восьмой этап — особое повторение. Повторение предусматривается нескольких видов: недельное, в то время, когда в течение первых 20 мин. занятия преподаватель вместе с учениками останавливается на главных понятиях изученных за чемь дней; помесячные, каковые оказывают помощь сконцентрировать внимание учеников на изученном и освоенном за этот месяц. Основная задача этого этапа – систематизация и обобщение знаний, формирование целостной совокупности ведущих понятий по теме, курсу, выделение главных идей программы.

Девятый этап-контроль усвоения знаний обучающимися. Контрольные функции на протяжении учебного занятия делают разного вида тесты, каковые употребляются и для отдельных обучающихся, и для всего класса, как по усмотрению преподавателя, так и по предложению администрации. Они выявляют уровень успешности продвижения детей на протяжении изучения нового материала, и высвечивают затруднения и проблемы, каковые появлялись в ходе работы школьников. Посредством тестов проводятся и нужные контрольные испытания по окончании учебной четверти, полугодия, года. Тесты в этом случае предлагаются осуществляющими контроль организациями. В живом ходе обучения пара этапов смогут быть объединены в один, а время, отводимое на любой из них, варьироваться в соответствии с учебной обстановкой. Но как бы, ни была эластична педагогическая обстановка, направляться не забывать, что исключение либо перешагивание любого из этапов учебного занятия в работе преподавателя способно привести к понижению результата педагогического процесса.

Изменение классической структуры урока, безоценочное начало учебного занятия, деятельный диалог самих учащихся в ходе осмысления нового материала будут содействовать увеличению продуктивности учебного процесса, созданию нужных условий для успешного качественного обучения школьников.

использование активных способов обучения на уроках


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: