Создание классификации, типологии

Это кроме этого тяжёлая исследовательская задача, требующая широких знаний и профессионального опыта. Разработка классификации предполагает, в первую очередь, обоснование и поиск параметров классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть светло соотнесена с определенной теорией, концепцией. В случае если эти задачи решены, то возможно потом выяснено количество видов (типов, групп) и выделены их отличительные показатели.

К числу преимуществ хорошей классификации возможно отнести: новое познание класса явлений, создание на ее базе более действенных диагностических процедур, расширение возможностей прикладных применений психотерапевтических знаний.

Создание методики

Необходимость разработки новой методики возможно обусловлена многими обстоятельствами, а не только полным отсутствием диагностического инструментария для измерения интересующего вас психологического качества либо совокупности качеств. Новые методики имеют несомненную сокровище, если они разрешают:

— повысить точность измерения, надежность;

— давать более дифференцированную либо более неспециализированную, полную, чёрта качеств;

— сократить время обследования;

— увеличить контингент испытуемых (по возрасту, уровню образования, состоянию психологического здоровья, развития и т.д.);

— уменьшить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать).

Советовать методику к широкому применению в разных сферах практики возможно только в том случае, если осуществлен комплекс всех психометрических испытаний, выяснены нужные психометрические характеристики. Данный процесс сверхсложный и в большинстве случаев долгий. Требования к психометрической проверке возможно отыскать в литературе (Неспециализированная психодиагностика, 1987; Standards…, 1974). Но для научно-исследовательских целей и не имеющая полной психометрической проверки методика может употребляться, давать полезную данные и иметь, так, определенное научное значение.

Адаптация психодиагностической методики

Это модификация имеющейся методики чтобы она сохранила собственный назначение, диагностические возможности при применении ее в новой культурной, этнической, языковой среде. Адаптированная методика обязана проходить те же психометрические испытания, что и каждая новая методика, включая диагностику на валидность (соответствие назначению). Часто объем работы по адаптации соизмерим с разработкой новой методики, а процесс адаптации очень схож с процессом создания уникальной методики. Прежде всего это относится к вопросникам либо методикам, применяющим вербальный стимульный материал. требования и Процедура адаптации к ней обрисованы в работах последовательности авторов, а также отечественных. (см. к примеру, Забродин и др., 1987; Ханин, 1977).

Нужно учесть, что при адаптации многопараметрических вопросников, созданных на базе факторных ответов (процедуры факторного анализа), при числе шкал более двух-трех, весьма редко удается взять такое же факторное ответ, которое отыскал создатель методики и на нем выделил шкалы.

Между перечисленными видами целей нет четкого разделения, в изучении они в большинстве случаев в той либо другой степени переплетаются.

Задачи изучения

Определение задач — это выбор средств и путей с целью достижения цели изучения. Они смогут быть сформулированы как вопросы, ответы на каковые разрешат прийти к цели изучения. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели изучения на подцели (цели второго порядка).

Среди задач изучения должны быть как те, каковые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что окажут помощь включить их в совокупность имеющихся психотерапевтических знаний. Изучение будет восприниматься как целостное и законченное в том случае, если изучаемое явление не будет смотреться в вашем описании как изолированное от вторых психологических явлений либо как бесструктурное. Исходя из этого в число задач изучения нужно включить такие, каковые позволят найти место изучаемого явления в психике — его связи с другими психологическими явлениями. В любом изучении нужно установить уровень психики, к которому относится изучаемый феномен, выделить детерминанты и ближайшие уровни психики изучаемого феномена, имеющиеся на этих уровнях; уточнить внутреннее строение явления (его компоненты, частные феномены, отдельные характеристики…).

Для будущего читателя вашей работы, вероятнее, принципиально важно составить целостное представление об изучавшемся феномене, заметить все звенья в той цепи опосредований и связей, в которую они включены. В определении задач нужно стремиться к тому, дабы в данной цепи стали известными как возможно больше звеньев. Обнаружение отдаленных связей без прояснения ближайших снижает сокровище работы.

В психике много процессов и качеств, каковые являются стержневыми в смысле их принадлежности к многим уровням психики. К примеру, энергичность, тревожность, внимание, память и т.д. Выделение линии отдельных точек и стержневого качества на данной линии оказывает помощь правильнее обрисовать предмет изучения и очертить круг задач изучения. Любой психологический феномен относится к одной либо нескольким сферам психики, связан с теми либо иными стержневыми качествами. Исходя из этого любой психологический феномен возможно разглядывать не только в координатах, границах одной из главных сфер психики (эмоциональной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной), но и в рамках вторых частей психики, имеющих определенную структурную оформленность. К примеру, в личности в качестве таковых смогут быть забраны: мотивационная сфера, сфера ценностных ориентаций, картина мира, опыт, способности и т.д. Тут нельзя дать неспециализированных и универсальных рекомендаций, потому, что само деление психики возможно независимой задачей. Ее ответ определяется теоретической позицией, методологическим подходом, неспециализированной направленностью изучения.

Нередкая неточность в формулировании задач изучения в том, что создатель подменяет изложение исследовательских задач описанием замысла грядущей работы. В этом случае задачи формулируются приблизительно так: 1) проанализировать литературу по теме, 2) совершить опыт (обследование), 3) обработать эмпирические эти, 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Это описание простой последовательности шагов научного изучения. В этом описании нет новизны, оно вряд ли весьма интересно читателю. Нетрудно додуматься, что собранную информацию нужно обработать, после этого трактовать, формулировать выводы…

Перечисление задач должно оказать помощь читателю осознать темперамент работы и определить сможет ли он отыскать в данной работе то, что ищет. Каждому читателю комфортно с первых же шагов знакомства с текстом, что находится в руках, оценить полезность грядущего чтения. К примеру, уже в начале принципиально важно определить ставились ли задачи создать (модифицировать, приспособить) методики для изучения феномена, забранного в качестве предмета изучения? Проводились либо нет обучающие, формирующие опыты? Изучение носило срезовый либо лонгитюдный темперамент? Ставил ли создатель задачу выстроить модель изучаемого явления либо ограничивался получением новых информации о его чертях? Изучение каких как раз сторон явления создатель вычислял наиболее значимым в собственной работе? Для того чтобы рода нюансы и должны быть отражены в перечисляемых исследовательских задачах.

Типы клиентов. Типология DISС: светло синий-желтый-зеленый-красный!


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: