Сознание, его происхождение и сущность

Сознание – это вторая по окончании материи предельно широкая философская категория. Ф. М. Достоевский думал, что человек имеется тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сейчас, в то время, когда человек пробрался во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще таинственными и приводят к всеобщему интересу. Эта неприятность неисчерпаема.

В трактовке сознания существовали и существуют разные мнения. Все зависит от того, как те либо иные философы решают главной вопрос философии и в первую очередь вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверх природной сущностью (Платон, Гегель и др.). Кое-какие субъективные идеалисты заявляли, что отечественный мозг не есть обиталище мышления (Авенариус).

Материализм исходит из того, что материя первична, а сознание вторично. Оно имеется свойство материи. Но само это свойство понималось по-различному. Гилозоизм (от греч. hyle – материя, zoe – жизнь) думал, что сознание есть свойством всей материи (Б. Спиноза, Д. Дидро и др.). Панпсихизм (от греч. pan – все, psuche – душа) кроме этого признает общую одушевленность природы (К. Циолковский). С позиций диалектического и современного материализма Сознание – это функция мозга, отражение внешнего мира.

Неотделимость сознания от материи не свидетельствует их тождества. Они существуют реально. Но это разные действительности. Материя – Объективная действительность, а сознание – это Субъективная действительность.

Сознание – это верховная, характерная лишь человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой содержится в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде совершенных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и публичной средой.

Структура сознания:

1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.

2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.

3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

4. Эмоциональные элементы – ощущения человека и внутренние чувства: ненависть и любовь, горе и радость, антипатии и симпатии, веселие, бодрость, оптимизм, пессимизм и т. д.

5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на осмысление и отражение собственных внутренних эмоций, заинтересованностей, мотивов поведения, действий и т. д. Тут внутренний мир человека выступает Объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек поймёт себя в конечном итоге как личность. Последовательность авторов высказывают идея, что самосознание – это не независимый элемент сознания, а только грань сознания, «направленная» на самого себя.

Как появилось сознание? С позиций диалектического материализма Сознание – Это продукт долгого исторического развития самой материи, которая на протяжении эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы Отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения (сознания) направляться искать в самой материи, ее эволюции. Отражение – это общее свойство материи, это свойство всей материи удерживать, сохранять следы, результаты сотрудничества в собственном внутреннем состоянии, собственной структуре. Отражение – это необычная «Память» материальных объектов о предшествующем сотрудничестве. Отражение постоянно выступает как следствие сотрудничества.

Сознание социально не только с позиций генезиса, происхождения. Оно Неизменно имеет социальную сущность. Это что может значить?

1. Сознание человека имеет биологический носитель, но у него нет генов наследственности, а потому оно биологически ненаследуемо. Новорожденный имеет мозг, нервную совокупность, но не имеет сознания, в случае если его изъять из социальной среды, из общества, сознание у него не покажется.

2. Вне связи с конкретными социальными условиями сознание групп и человека людей растолковать кроме этого нереально. Мысли, взоры, интересы, рвения, эмоции людей в различные исторические эры весьма отличаются. Обстоятельство этого кроется не в самом мозге, а в трансформациях публичных деятельности людей и условий жизни.

3. Сама по себе физиологическая база сознания не отвечает и на вопрос: из-за чего в одну и ту же историческую эру в одном и том же обществе сознание людей различное? Это разъясняется тем, что люди занимают различное положение в социально – экономических отношениях. Исходя из этого и существует сознание рабовладельца и раба, патриция и плебея, феодала и крепостного, пенсионера и бизнесмена.

4. Вступающее в судьбу человеческое существо только в том случае может стать настоящим человеком, в случае если постоянно будет пребывать в мире людей и созданных ими вещей. Сознание ребенка формируется в его предметно-практической деятельности: он сталкивается и осваивается мир вещей, в которых уже воплощен человеческий разум, человеческое сознание. Постигая мир вещей, он через них постигает, осваивает и разум человека и сам получает его.

5. Благодаря языку, неразрывно связанному с людской сознанием, человек осваивает, овладевает не только настоящим, но и историческом прошлым. Как раз социальная природа человека снабжает ему осознание прошлого, истории науки, культуры, истории Отчизны, природы и человечества. А без этого нет сознания.

6. Социальная сущность сознания человека проявляется в том, что он сознательно воздействует на собственное бытие и природу.

Так, ни происхождение, ни сущность сознания нельзя объяснить из него самого. Необходимо видеть материальные истоки сознания, понимать сущность отражения и видеть его эволюцию, четко воображать роль социального фактора в его формировании и возникновении сознания в разные исторические эры.

функции и Структура сознания. Видеоурок по обществознанию 10 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: