Сознание как ноэзис: смыслоформирование

Философия Эдмунда Гуссерля и феноменологическая философия

Предмет феноменологии

Феноменология – это философия сознания. Совсем сравнительно не так давно, во второй половине 90-ых годов двадцатого века, отмечалось двадцатилетие со времени созыва Первой Интернациональной конференции феноменологов. Первые же шаги феноменологической философии связаны с именем Э.Гуссерля – математика, логика, философа, и выросли из Психотерапевтического Мюнхенского Альянса, трудившегося в начале ХХ века. По примеру мюнхенского, создается философский клуб в Геттингене. В 1910-1912 годах Гуссерль закладывает фундамент истории феноменологии, а с 1939 года в Бельгии, куда были вывезены главные исходники Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться Гуссерлиана,– полное собрание сочинений философа с комметариями.

Сходу направляться подчернуть, что та предметная область, которую исследует феноменология, есть новой областью, а потому не имеет непротиворечиво организованного категориального аппарата философии. В этом и лишь в этом состоит сложность понимания неприятностей, поднятых Э.Гуссерлем и решаемых его последователями. Но речь-то идет о отечественном сознании, о том, знаем ли мы, что такое отечественное сознание, можем ли мы осознать другого человека, наделенного таким же сознанием (либо не таким?); и в случае если мы не понимаем другого, то чтоименно мы не понимаем, чтоне можем понять отечественным сознанием и, наконец, можем ли мы им пользоваться.

Феноменологический анализ предполагает … полное исключение каких бы то ни было допущений, убеждений и установлений относительно объективности предмета [1; 6], потому, что феноменологические эти сущность постижения времени [1; 7], а исходя из этого при помощи феноменологического анализа нельзя обнаружить кроме того самую малость объективного времени, потому, что переживаемое Сейчас, забранное как таковое, не есть точка объективного времени и т.д. Объективное пространство, объективное время и вместе с ними объективный мир настоящих вещей и процессов – все это трансценденции [1; 8].Порядок вещейи связи между ними, каковые обнаруживает человек в собственных переживаниях, не видятся в самом объективном мире, не есть объективным порядком. удержание и Схватывание сознанием какого-либо предмета, считает Гуссерль, не свидетельствует схватывания объективности, не свидетельствует усмотрения объективной действительности. Объективность принадлежит к опыту и притом к единству опыта, к закономерностям данных в опыте связей природы. Говоря феноменологически: объективность конституируется именно не в первичных содержаниях, но в особенностях схватывания и в закономерностях, которыми владел к сущности этих особенностей [1; 10].

Первая фактически феноменологическая работа Гуссерля – двухтомник Логические изучения написан в 1900-1901 г.г. Гуссерль приходит к выводу, что его рвение к поиску последних оснований, т.е. психотерапевтических оснований, науки (математики), не оправдалось и он выступает с резкой критикой психологизма в логике. Он именует собственные первые психотерапевтические испытания детской наивностью, страдавшими отсутствием философского знания. Уже тут намечается различение, пока на арифметическом материале – материале числа, следующих качеств: 1) числа-в-себе, либо символа,2) понятия число, либо , мысли о предмете (=предметное содержание мысли)3) осознание понятия число, либо значения (=суть).

В случае если И.Кант уже в конце XVIII века выделил вещь-в-себе как сознания и особый предмет бытия, то необходимость различения а) содержания понятия (предметное содержание мысли) и б) сознания этого содержания (значение=суть),было четко понято Гуссерлем.

Понятие ноэма и учение о феноменологической редукции

В собственной первой работе Философия математики Гуссерль исследует процесс образования понятиячисло (то, как образуется понятие число). В Логических изучениях Гуссерль, наоборот, разбирает содержание понятиячисло и говорит, что предметом научного интереса ученого есть не вещь-в-себе, а понятие о вещи-в-себе, как единство смысла и значения. Иначе говоря ученый удивляется не самому предмету объективной действительности, а понятию об этом предмете, тому содержанию, которое имеется в представлении субъекта довольно данного понятия. Как раз тут, в Логических изучениях, Гуссерль наметил принципиальную установку на очищение научного изучения от всякого рода неявных предпосылок, тех предпосылок, что носят метафизический характер.

Дабы достигнуть неоспоримых баз знания, Гуссерль пытается сделать предмет науки нейтральным для познания, феноменологически очищенным – вот принцип феноменологической установки, либо феноменологической редукции. (Тут разумеется влияние на Гуссерля Р.старшего и Декарта современника – Р.Авенариуса.)

Как феноменологически очистить существованиепредмета в мысли от множества функций и формы проявления? Как сделать, дабы предмет мысли остался лишь предметом, без дополнительных функциональных, прагматических, ценностных и т.п. черт, т.е. без антропоморфного, субъективного содержания?

Дабы приблизиться к пониманию феноменологической редукции, необходимо отыскать в памяти понятия логики, которыми оперирует Гуссерль. Это, в первую очередь, значение=суть и символ. Сейчас мы можем заявить, что понятие значение отождествляется Гуссерлем с понятием суть. Но различение логического смысла и логического значения осуществлено Г.Фреге уже по окончании выхода Логических изучений и навеяно этой работой Гуссерля. Фреге деятельно смотрел за публикациями Гуссерля.

Значение предметав понимании Гуссерля , т.е. как суть предмета, имеется ноэма(от греч.: noema – идея), т.е. мысленное содержание о предмете, либо, иначе говоряпредметное содержание мысли.

Одинаковый предмет, к примеру, конь, может иметь в разных высказываниях разные, кроме того противоположные, смыслы (значения):

  1. конь – это Пегас, крылатый конь, что совместно со своим братом Хрисаором появился из туловища Медузы Горгоны, по окончании того, как Персей отсек ей голову;
  2. конь – это и ветхий конь, либо попросту, кляча, о котором поется в песне: А сейчас плетемся негромко по асфальтовой… ты, да я поникли оба головой…

Разные смыслы смогут быть не только у неспециализированных понятий, таких, как конь. У единичного понятия Пегас кроме этого возможно распознать разные смыслы, к примеру:

  1. Пегас – это конь поэтов, по причине того, что он смог ударом копыта выбить источник на Геликоне – месте обиталища муз;
  2. Пегас – это конь, подносящий Зевсу, на Олимп, молнии и гром.

О вашем однокурснике – некто А, возможно заявить, что он имеет разные смыслы (смысловые содержания):

  1. на первом курсе был троечником;
  2. на втором курсе он стал хорошистом;
  3. начиная с третьего курса стал (делается) отличником.

Символ – это материальный предмет, воспроизводящий свойства либо отношения другого, незнакового по природе предмета. Посредством символа, либо знаковой совокупности, возможно отобразить ноэму (суть, значение). К примеру, Q, W, R, F– символы британского алфавита, @ – необходимый символ Е-mail (электронной почты), (c) – символ авторского права. Кроме того, символ имеется метод существования ноэмы и может выступать в разных видах – как символ-образ (карта, фотография, рентген-снимок), как символ-показатель (дым – это символ огня, температура – символ заболевания), символ-знак (горный козел – знак города Самара, дерево с шикарной кроной – знак РОУ-УРАО, чаша со змеей – знак медицины).

Лозунг Назад, к предметам!

Итак, наука, дабы оставаться наукой, обязана пользоваться лишь очищенными понятиями о предметах. Понятие о предмете в настоящей науке должно пройти горнило феноменологической редукции, из-за которой Предмет (его возможно писать уже с громадной буквы), очищен от причинно-следственных связей с другими предметами, отделен от целей человека, где он делает определенную функцию. Очищенный предмет уже никак не связан с результатами чьей-то деятельности и не есть продуктом каких-то сил. Это – чистый Предмет науки, предмет как такой. Это указывает: получить феноменологический взор на вещи, что сам Гуссерль именовал назад, в предметам!В этом пункте обнаруживается неприятие и критика Гуссерлем философского натурализма.

Ж.-П.Сартр в Позициях (Situations), разбирая главную идею Гуссерля и понимая его, писал, что неспециализированная иллюзия натурализма и идеализма пребывает в том, что субъект познавая вещь, формирует понятие о вещи и это понятие якобы тождественно самой вещи, т.е. действительно. Получается, что Дух-паук обволакивает вещи собственной паутиной, покрывает их белой слюной и, медлительно проглатывая, превращает их в собственную субстанцию. Дух похож на емкость, куда возможно положить вещь. Вещь растворили в познании, знании, сознании. Сартр приводит слова Гуссерля: вещь и сознание даны в один момент, они связаны во времени, но они не подменяют друг друга. Познание запрещено без натяжек сравнивать с обладанием. Сознание, которое принимает вещь, не то же самое, что познание вещи. То, что в вещи от познания, есть субъективным, значит нужно удалить,– таково требование Гуссерля. Нужно очистить вещь от черт, привнесенных познанием. Девиз Возвращение к предметам свидетельствует в гносеологическом замысле воздержание от ноэмы,воздержание от суждений о особенностях предметов,– это и имеется известное эпохеГуссерля .

Сознание как ноэзис: смыслоформирование

Но что свидетельствует возвращение к предметам? Очищение предмета от ноэмы? Чемстановится вещь, в то время, когда ее очистили от всего значительного и нужного, что заключает в себе понятие? Понятие о предмете это и имеется совокупность показателей предмета, причем показателей значительных и нужных. Эти фиксируемые в понятии показатели представляют собой свойства исследуемых предметов, их способности вступать в определенные отношения с другими предметами. В случае если очиститься от показателей, взятых в ходе познавательной деятельности, т.е. в ходе определенных субъект-объектных взаимоотношений, и содержащих в себе показатели этих самых взаимоотношений, чем делается предмет мысли?

Предмет мысли, он же вещь, делается полной субъективностью,как выражался сам Гуссерль, либо Духом, о котором писал Сартр, но уже не Духом– пауком,что проглатывал вещь, а Духом-пауком, ткущем паутину из себя. Предмет мысли делается чистым ноэзисом(от греч.: noesis – мышление).

Явление вещи не есть являющаяся вещь: сами явления не являются, они переживаются. Что такое полная субъективность? Это – сознание, направленное к предмету,илипоток сознания.

Исходной и фундаментальной чёртом сознания исходя из этого есть предметность. Сознание предметно вследствие того что оно интенционально (intentio – рвение). На каждом шагу сознание являет собой постоянный выход за собственные пределы – выход к предмету. Интенциональность не наличествует, она функционирует. Интенциональность сознания нереально обрисовать как что-то постоянное, как субстанцию [1; 88-89]. Сознание формирует суть о предмете.

В интенциональности сознания, т.е. смыслоформирующей направленности к предмету, в первый раз появляется феномен сознания, в отличии от явления сознания. В феномене сознания в первый раз появляется предмет-существующий. Для феноменологически очищенного сознания предмет имеется предмет-существующий, а не предмет-функционирующий (в предметной деятельности). Предмет, о котором сознание формирует суть. В этом пункте Гуссерль говорит от имени математики, стремящийся установить статус существования математическим объектам. Дабы разобраться, что такое чистое существование предмета, Гуссерль разбирает понятие нуль.

В случае если имеется какое-либо понятие ,должен быть предмет, что обозначается этим понятием: в случае если имеется понятие конь, то должны быть настоящие кони на лугу либо в стойле; в случае если имеется понятие студент, то должны существовать настоящие студенты – на лекции, в библиотеке либо дома под одеялом.

Что такое нуль в математике? Это – ничто. В случае если имеется понятие нуль, то предмет нуля – это отсутствие предмета, это – несуществование. Следовательно, понятие нуль отражает показатели небытия. Но сознание схватывает что-то, в то время, когда оперирует понятием нуль (либо понятием небытие). Какой предмет схватывает сознание, в случае если предмета не существует?

О чем мы мыслим и говорим, в то время, когда мыслим и говорим о небытии?

Гуссерль считает, что именно здесь-то и появляется чистое сознаниепредмета, потому, что самого предмета нет . Появляется сознание как смыслоформирование. (Тут Гуссерль на время как бы забывает об интенциональности, заостряя внимание на ходе порождения смысла предмета).

Итак, Гуссерль различил феномен сознания (либо чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (либо являющееся сознание, проявление). За Гуссерлем возможно различить, к примеру, феномен хороша (чистое добро, добро как таковое) и явление хороша (проявление хороша в поступке); феномен красоты (красота как таковая) и проявление красоты (мастерстве, людской поступке) и т.д.

Феноменологическая редукция помогла распознать два нюанса сознания: сознание как ноэму (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис (смыслоформирование предмета).

Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи, владеющей особенностями в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый замысел смысловой (смыслоформирующей) предмета и связи субъекта – вот результат долгих философских размышлений Гуссерля. В этом – суть феноменологии, различившей явление сознания(содержание сознания, ноэма) и феномен сознания(смыслоформирование, ноэзис).

Смысл жизни, сознания и формирование личности Лев Клыков


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: