Специализированное интервьюирование

При некоторых типах изучений политологи нуждаются в информации, взятой не от неповторимых в собственном роде опрощеных, как при направленного интервьюирования, и не от опрощеных, воображающих население в целом, как при выборочном опросе, а от обычных представителей какой-то достаточно узкой группы населения. Это приводит к необходимости совершить специальное интервью.

Специальным есть любой опрос, при котором наличие у респондента определенных изюминок требует применения другой опросной техники, нежели при стандартном выборочном опросе. Опрос детей, неграмотных взрослых, заключенных, бродяг из трущобных районов, душевнобольных, рабочих-иммигрантов, не обладающих британским языком, – все это примеры специального опроса. Таковой опрос отличается от выборочного целым рядом линия. Во-первых, при специальном опросе случается, что респондент и исследователь говорят на различных языках. Употребляемые [c.246] исследователем слова респонденту смогут быть подчас непонятны. И совершенно верно так же респондент может использовать жаргонные слова, малоизвестные исследователю, либо же применять простые слова в непонятном для изучения значении. Вторая отличительная черта специального опроса содержится в том, что исследователь не вправе ожидать от респондента умения просматривать, рассуждать либо смотреть за развитием чужой аргументации, т.е. навыков, привычных для простого культурного человека. Вдобавок ко всему этому определенное своеобразие в процесс коммуникации между респондентом и опрашивающим привносит и сама обстановка специального опроса. Тогда как простые респонденты наблюдают на опрашивающих большей частью как на равных, к каким возможно относиться дружелюбно и с доверием, респондент специального опроса в полной мере может держаться недоверчиво либо враждебно, разглядывая опрашивающего как представителя власти. В таких условиях общение возможно очень сильно затруднено; может понижаться и надежность ответов.

В силу всего этого исследователь при специальном интервьюировании не должен думать, что обычное общение с респондентом сложится само собой. Наоборот, контакт с респондентом необходимо налаживать неспешно, и, лишь удостоверившись в его наличии, возможно приступать к опросу.

Разглядим следующий пример. В случае если мы желаем определить, как легитимной, согласно точки зрения школьников, есть американская политическая совокупность, то нам в первую очередь нужно будет определить понятие “легитимность”, и удостовериться, что отечественные юные респонденты верно знают, что мы имеем в виду, в то время, когда говорим “политическая совокупность”. Убедившись в том, что они усвоили эти понятия, и задав после этого отечественные главные вопросы, мы должны будем задать кроме этого и дополнительные, контрольные вопросы, с тем дабы выяснить, придают ли школьники своим ответам то же значение, какого именно возможно было бы ожидать, если бы эти ответы исходили от взрослых людей. Для этого возможно воспользоваться таким приемом: предложить отечественным респондентам примеры, в которых школьники ведут себя так, что оценкаими степени легитимности того либо иного учреждения конкретно ясна, [c.247] и попросить после этого каждого из опрощеных проинтерпретировать обрисованные в примерах действия в терминах легитимности и сообщить, стал бы он сам вести себя подобным образом либо нет. В случае если респондент толкует эти вымышленные действия неверно либо если он допускает, что имел возможность бы совершить воздействие, несообразное с тем пониманием легитимности, которое он ранее показал нам на словах, то вряд ли мы можем вычислять, что этот респондент понимает свои ответы в том же смысле, что и мы.

Интервьюирование возможно весьма богатым источником сведений для социолога. Но дабы быть действенным, интервьюирование требует от исследователя практически артистических навыков. Никакая литература не имеет возможности заменить в этом деле практического опыта. [c.248]

Дополнительная литература

Gorden R.L. Interviewing. – Homewood: The Dorsey Press, 1975. Это одно из самые полных пособий по методикам выборочного и направленного интервьюирования; содержит последовательность полезных советов по методике проведения и планирования обоих типов интервью, тут же разбираются чаще всего видящиеся трудности, приводится широкая библиография. Dexter L.A. Elite and Specialized Interviewing. – Evanston: Northwestern Univ. Press, 1970. Эта книга представляет собой хороший труд по этому предмету, плод многих лет уникальной социологической практики автора. Rich J. Interviewing Children. – N.Y.: Jason Aronson, 1977. Эта книга содержит последовательность рекомендаций по ведению специального интервью. По проблемам психологии опросных обстановок см. работы: [c.248] Davis J.D. Interview as an Arena. – Stanford (Cal.): Stanford Univ. Press, 1971; Sudman S., Bradburn N.M. Response Effects in Surveys. – Chicago: Aldine, 1974.

Неприятность влияния формулировки вопроса на ответ исследуется в статье: Schuman H., Duncan O.D. Questions About Attitude на данный момент Questions. // Sociological Methodology. – San Francisco: Jossey – Bass, 1974. Лучший метод осознать возможности и сущность направленного и специального интервьюирования – почитать изучения, основанные на итогах их применения. Методика опроса детей предлагается в кн.: Niemi R.G. et al. The Politics of Future Citizens. – San Francisco: Jossey – Bass, 1974.

Примеры других типов специального опроса возможно отыскать в кн.: Hannerz U. Soulside: Inquiries into Ghetto Culture and Community. – N.Y.: Columbia Univ. Press, 1969; Lewis O. Life in a Mexican Village. – Urbana: Univ. of Illinois Press, 1951; Liebоw E. Tally’s Corner. – Boston: Little, Brown, 1967.

Среди пособий, опирающихся на эти направленных опросов, приведем работы: Higley J., Field G.L., Grоhоlt К. Elite structure and Ideology. – N.Y.: Columbia Univ. Press, 1976 (изучение норвежской политической элиты); Matthews D.R., Stimson J.A. Yeas and Nays. – N.Y.: Wiley, 1975 (изучение процесса принятия ответов в конгрессе США); Рutnam R.D., Leonardi R., Nanetti R.Y. Attitude Stability among Italian Elites. // American Journal of Political Science. 1979. Vol. 23. P. 463–494. См. кроме этого: Hess R.D., Тоrneу J.V. The Development of Political Attitudes in Children. – Chicago: Aline, 1967. К данной работе даны весьма хорошие методологические приложения по проведению специальных интервью.

Хорошее методическое приложение по специальному опросу (с примерами) приводится в кн.: Hess R.D., Тоrneу J.V. The Development of Political Attitudes in Children. – Chicago: Aldine, 1967. [c.249]

ШКАЛИРОВАНИЕ

Одна из неприятностей, чаще всего видящихся при подготовке инструментария и планировании опроса для него, содержится в том, как направляться приписывать единое репрезентативное значение либо оценку (score) некоему сложному отношению либо поведению. Как пример разглядим, как возможно было бы измерить предубежденность населения против студентов колледжей. Такая предубежденность может проявляться в самых различных формах в зависимости от того, на каких показателях студентов сосредоточено внимание конкретного индивида (респондента). Так, кое-какие люди делают выводы о студентах по одежде, другие – по манерам, третьи – по поведению в повседневной судьбе, по социально-экономическому статусу а также по уровню личной гигиены. У иных стереотипное вывод имело возможность сложиться на основании всего одной-двух встреч (приятных или нет) с какими-то конкретными студентами; а кто-то, быть может, по большому счету чуть ли способен отличить студента от вторых людей. Элементы суждения смогут очень сильно варьировать по содержанию, направленности, степени оценки, но любой и” них представляет собой – по крайней мере возможно – компонент более широкого понятия “предубежденность”.

В случае если мы желаем учесть все эти моменты, то нам нужно подобрать таковой инструмент, что сумеет выявлять и измерять как возможно больше аналогичных составных элементов понятий и в один момент хватит точен, дабы разрешать осмысленным образом определять степень проявления неспециализированного понятия в единичном наблюдении. Иными словами, нам необходимо такое средство, которое бы улавливало и отображало понятие, подобное понятию “предубежденность”, во всех подробностях, а помимо этого, показывало бы нам, сколько (какая часть) этого понятия содержится в том либо другом случае либо ответе респондента. Одно из таких средств именуется шкалированием.

Шкалирование – это процедура объединения последовательности довольно узких показателей (в отечественном примере это пункты [c.250] опроса, касающиеся отдельных отмеченных респондентами показателей студентов) в единую суммарную меру, которая принимается за отображение более широкого главного понятия (в нашем случае – предубежденности), частью которого есть любой отдельный показатель. Так, мы имели возможность бы измерить отношение респондента к разным видам поведения студентов (к примеру, к тому, сколько они употребляют спиртных напитков, либо к тому, сколь шумны их вечеринки) либо к манерам студентов (к тому, как они чванливы, самонадеянны либо невнимательны к вторым людям), но ни один из этих показателей в отдельности мы не могли бы принять за полноценное отображение столь широкого понятия, как предубежденность. Нам скорее следовало бы каким-то образом свести все эти меры воедино, дабы иметь возможность делать выводы о более неспециализированной мнению, которую любая из них в чем-то дополняет и отображает. Более того, нам необходимо решить эту задачу так, дабы возможно было сравнивать количество предубежденности (либо любого другого измеряемого нами понятия), содержащееся в ответе одного респондента, с числом ее, содержащимся в ответе другого респондента, и в конечном счете делать выводы о том, кто из опрощеных предубежден более.

Унифицирующая мера, отображающая определенное главное понятие, называетсяшкалой. Частное значение степени проявления в каждом данном случае главного понятия называетсяшкальной оценкой. Шкалирование, либо построение шкалы, – это процедура, благодаря которой исследователь формирует шкалу и приписывает отдельным случаям оценки на данной шкале. [c.251]

Школьное телевидение Интервьюирование на примере Юрия Дудя и Badcomedian


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: