Специальность 031001 филология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Национальное образовательное учреждение высшего

Профобразования

Тверской национальный университет

Кафедра теории литературы

УТВЕРЖДАЮ

декан филологического факультета

_______________________ М.Л. Логунов

_______________________ 2013 г.

Рабочая программа

По дисциплине

Теория литературы

Для студентов 4 курса очной формы обучения

специальность 031001 ФИЛОЛОГИЯ

Обсуждено на совещании кафедры теории литературы 10.05.2006 протокол № 9 Зав. кафедрой _____________ И.В. Фоменко Составитель: Д.ф.н., проф. _____________ Фадеева Н.И.

Тверь, 2006

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

для студентов дневного отделения филологического факультета IV курса

Задачей курса «Теория литературы» есть овладение понятиями и основными категориями таковой фундаментальной науки, как теория литературы, дающей системное представление обо всех филологических дисциплинах, методах и школах отвлечённого и современного литературоведения, методиках анализа и основных принципах.

Предлагаемый курс лекций строится на теории поэтического слова, его природе и функциях, и на концепции авторства и автора.

Рабочая программа курса

Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия
Лекции Практические работы Независимая работа
Теория литература в совокупности литературоведческих дисциплин.
Теория литературы в совокупности теоретических дисциплин.
Отвлечённые школы в литературоведении
Теоретические концепции поэтического слова
Неприятность автора. авторство и Автор 4
Категория рода с позиций авторского сознания. Лирика
Авторское сознание в эпосе
Авторское сознание в драме
Понятие художественного мира автора
Понятие текста. текст культуры и Текст автора
Культурная ее наследие и школа в ХХ в.
Сравнительно-теория и историческая школа интертекстуальности
Мифологическая школа и логика ее развития. Автобиографический миф
Теоретическая школа и ее главные положения.
.Психотерапевтические ее модификации и школа
Правила анализа формальной школы.
Структурализм.
Слово в лирике
Лирический храбрец Лермонтова.
Слово в эпосе.
формы и Автор выражения его присутствия в романе.
Родовые изюминки лиро-эпоса
герой и Сюжет в драме.
драмы и Поэтика поэмы – отличия и близость
Художественный мир автора.
Итого

Учебная программа курса

Тема 1. Теория литература в совокупности литературоведческих дисциплин. – 2 час

Теория литературы в совокупности литературоведческих дисциплин. История литературы: литературный процесс, неприятность периодизации, понятие о каноне – теоретичность истории литературы.

Литературная критика: сфера и возникновение критики ее заинтересованностей. теория и Критика – позиция субъекта «в» и «извне» ситуации. Литературный процесс в восприятии критика и теоретика. Жанры критики (эссе, литературные очерки, портреты) как извод хороших способов литературоведения (биографического, социологического, психотерапевтического). специфика объекта и Позиция субъекта в теории и критике литературы.

Тема 2. Теория литературы в совокупности теоретических дисциплин. – 2 час

Введение в литературоведение и теория литературы как различные уровни теоретического знания. Сюжет в различных теоретических дисциплинах: их организация и система событий – авторская «концепция действительности» — сюжет как философема (развитие сюжета от трехчленного, с явной либо скрытой мифологической ориентацией на «спасительно-привлекательную» модель мира, к четырехчленному, знаменующему деконструкцию мифологической модели мира) – рождение множественности равноправных, но по-различному разрешаемых сюжетов, акцентирующих невозможность определенной модели мира по большому счету.

Композиция как

— построение произведения

— соотношение уровня повествования и уровня событий

— смена стилевых пластов

— смена точек зрения

— авторский вариант мироздания.

Жанр: типологическая общность формально-содержательных компонент; понятие «памяти жанра»; жанр как вневременной метаязык с особенной коммуникативной функцией; жанр как видение мира; жанр как выражение авторской точки зрения; жанры как различные формы выражения авторского его отношения и присутствия к созданному поэтическому миру. Соотношение жанрового и авторского сознания. Литературный процесс как перемещение от закрытой жанровой формы – к открытой, от большого сближения жанрового и авторского сознания к высвобождению авторского сознания и разрушению жанрового канона.

поэтика и Теория литературы. Типы поэтик: нормативная, историческая, теоретическая.

Описательная и нормативная поэтика: Аристотель – Буало, ее переосмысление и возникновение поэтики. Главные понятия аристотелевской «Поэтики»: деление поэзии на роды как разные формы выражения авторского сознания. Философичность поэзии: правда и правдоподобие, правда и вымысел, необходимости и законы вероятности.

Теория катастрофы, ее эстетическая сущность и цель; понятие катарсиса. Композиция катастрофы: перипетии, узнавание, познание.

концепция и Теория метафоры поэтического слова как такового.

«Поэтическое мастерство» Буало: мастерство как наслаждение, теория триединства как единство места, времени и действия; триединство как единство храбреца, стиля и сюжета. жанровое сознание и Законы жанра.

Принцип иерархичности искусства как аналог социальной иерархии – идеология и искусство.

Историческая поэтика. А. Веселовский. Задачи исторической поэтики и историческая эволюция поэзии. Определение поэзии, понятия «красивое» и «ужасное». Теория сюжета и мотива

Правила исторической поэтики. Развитие поэзии, рождение автора.

Теоретическая поэтика. А. Потебня. язык и Мысль. понимание и Речь. Три уровня слова и три уровня произведения. Теория диалога.

Современное литературоведение как попытка соединения исторической и теоретической поэтик.

Тема 3. Отвлечённые школы в литературоведении. – 10 часов

Филологическая наука и логика ее развития. Зависимость предмета изучения от проблемы автора и концепции искусства. Образ как отражение конкретной личности (биографическая), собственного времени (культурная), сотрудничества времен в их сюжетном преломлении (сравнительно-историческая), сотрудничество временного и вечного начала (мифологического), отражение главных идей времени, формирующих господство определенного класса, “социальный дарвинизм” (социологический). Формальная школа: текст, высвобожденный от внеэстетической действительности. Структурализм и постструктурализм: текст как сделанная «вещь»; всеведение читателя и «позиция» автора.

Неприятность автора: тождество героя и автора – нарушение авторско-персонажного тождества — интерес к автору как биографической личности — «литературная личность» — автобиографический миф об авторе – культурологический миф об авторе – «смерть автора» — рождение читателя как автора и автора как читателя (постмодернизм).

Внутренняя логика развития литературоведения: культурная школа теория И. Тэна и теория М. Бахтина; сравнительно-теория и историческая школа интертекста; концепция и биографическая школа автобиографического мифа; гендерные методики и мифологическая школа анализа; герменевтика и психологическая школа.

Тема 4. Теоретические концепции поэтического слова. – 2 часа

Слово как изначальный поэтизм. Концепция слова как изначально поэтического и символического у Хайдеггера и Потебни. Строение слова по концепции Потебни и Флоренского. звучание и Звук, значение и звучание.

Образ, аллегория, знак. символ и Миф. концепции искусства и Художественное слово как отражения судьбы и как “вечного символизирования”.

Олицетворение как несложный вид метафоры нарушение границ одушевленного и неодушевленного миров изменение модели мира. Теория метафоры: перемещение на семантическом уровне усложненное и «гипертрофированное» олицетворение тотальный метафоризм поэтического мира. Деметафоризация как игра с метафорой. Образное и ужасное поэтическое слово. Знак в его отличии от образа, символа, метафоры. аллегория и Символ в поэтическом тексте – их функция и природа.

Слово монологическое и диалогическое. Формально-лингвистическое отличие монолога от диалога. Относительность разделения речи на диалог и монолог. Формы их сотрудничества: диалогизированный монолог, монологизированный диалог. язык и «Слово молчания».

Концепция “чужого слова” Бахтина. Автора как “организатор” слова. слово автора и Слово персонажа. Создатель – повествователь – рассказчик. Создатель как персонаж. стилизация и Сказ, пародия и стилизация внутренняя «диалогичность» слова и «диалогичность» жанра. Понятие «языковой» личности – язык как персонаж. Сюжет как словесная динамика.

Читатель как персонаж. Происхождение читателя как персонажа изменение совокупности образов деформация структуры повествования соотнесенность образа автора как читателя и персонажа как персонажа сотрудничество текста и внетекстовой действительности имплицированный и эксплицированный читатель разрушение закрытого типа структуры.

Читатель в тексте: методы конструирования образа, его значение и функция. Читатель как соавтор. Читатель как организатор многоуровневого текста.

Тема 5. Неприятность автора. авторство и Автор – 2 часа

Образ автора: гений и автор, формирование представления и этимология слова об авторе – избранность, обреченность, провидчество.

его судьба и Автор: «доавторская» литература — рождение автора в западноевропейской средневековой литературе – пик авторства в эру романтизма. смерть автора и «Рождение авторства».

Общеевропейское, западное, и восточное, конфуцианское, понятие авторства. Творчество как “произведение” и как интерпретация. Типы культуры — закрытая и открытая, традиционалистская и “авторская”. Авторство как сотрудничество классического и личного. Особенность слова в культурах открытого и закрытого типа.

Специфика русской культуры с позиций авторства. Позднее рождение авторства. Этапы рождения авторства: летописное «интерпретаторство» — публицистика – соавторство – псевдоним – создатель в публицистике – создатель в художественном тексте.

Понятие стиля в мастерстве. Стиль эры — стиль направления — стиль автора. Стиль «тенденциозной» и «нетенденциозной» литературы в соотношении с закрытым и открытым типом словесного творчества. Стиль как проявление авторской концепции мастерства – стиль как проявление авторской модели мира. Стиль как организующее начало всех уровней текста. Становление стиля: почерк — манера стиль. маньеризм и Манера. стилизация и Стиль.

.

Литературный процесс как становление авторства. Методы выражения точки зрения в различные художественные эры: Возрождение и античность в их отношениях к закрытому и открытому типу слова, «жанровость» классицизма и «стильность» сентиментализма, формы выражения авторского начала в нетенденциозных формах и романтизме реализма.

Тема 6. Категория рода с позиций авторского сознания. Лирика – 2 часа

Категория рода как форма выражения авторского присутствия: лирика — род литературы, где создатель “все время остается самим собой и не изменяется”; эпос — род, где “создатель либо то ведет повествование со стороны, то делается в нем кем-то иным подобно Гомеру”; драма — род, где создатель “выводит всех подражаемых в виде лиц действующих и деятельных” (Аристотель).

Психо-лингвистические концепции категории рода.

Лирика как род, предполагающий «неизменение» автором собственного лица: отождествление поэта с лирическим персонажем — отчуждение автора от храбреца – ролевая лирика – лирический храбрец. Жанры лирики. Жанровое и лично-авторское сознание.

Литературный род как метод организации текста: монологичность лирики (монологичность авторского сознания), диалогичность структуры драмы при монологичности авторского сознания, соотношение монологичности и диалогичности в эпосе (монологический диалог, диалогический монолог, несобственно-прямая обращение, точка персонажа и зрения автора).

Тема 7. Авторское сознание в эпосе – 2 часа

Рождение эпоса. Эпопейное эпический стиль и мышление. Объективность эпического повествования. Эпическая расстояние. Эпическая картина мира. «Вненаходимость» автора и принципиальная невозможность авторских «посредников» (повествователь/рассказчик). Развитие эпоса от имперсональности к различным формам выражения авторского начала: «личная», лично окрашенная интонация; приближение к тексту и отождествление автора с романным храбрецом; отчуждение автора от храбреца и структурирование образа автора в качестве независимого персонажа; «отчуждение» храбреца от «биографических» событий и эманация идей и мыслей, персонифицированных в храбрец; многогеройность в отношении к типу романа («монологический» и «диалогический» типы романа); полифонизм как верховная степень отчуждения автора от храбреца.

Формы авторской мистификации: издатель, повествователь, рассказчик. Авторство как игра с «чужим словом».

авторская речь и Слово персонажа. Создатель как читатель и персонаж как персонаж.

Рассказ, новелла, роман и повесть в их эстетическом своеобразии.

Профессии будущего для филологов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: