Специфика социологического подхода к изучению института образования

Во-первых, процесс образования рассматривается в контексте социального сотрудничества как одна из систем социальной совокупности, в которой формируются устойчивые, стандартизированные образцы поведения (роли и статусы).
Вторая особенность социологического анализа содержится в том, что совокупность образования рассматривается как тип социальной организации с присущей ей социальной структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных социальных ролей и позиций, при помощи которых осуществляются разные типы деятельности.
Третья, основная изюминка пребывает в том, что образование рассматривается в качестве одного из наиболее значимых университетов общества, делающего последовательность своеобразных функций.

Понятие образования в социологии до сих пор владеет полифункциональным содержанием, в зависимости от контекста оно свидетельствует:

u довольно независимую совокупность, функциями которой являются воспитание членов и систематическое обучение общества, ориентированные на овладение определенным знанием, идейно-нравственными сокровищами, умениями, навыками, нормами поведения, обусловленными публичным строем, уровнем его материально-технического развития;
u совокупность систематизированных умений и знаний, купленных индивидом самостоятельно либо в ходе обучения в соответствующих учебных заведениях;
u социальный университет, делающий включения индивида и функции подготовки в разные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к определенной культуре.

По мере исторического развития общества, расширения его публичного пространства публичное назначение образования неуклонно усиливалось. Но это усиление в условиях социально дифференцированного общества имело классово ограниченный темперамент и социально-исторические формы.

Потому, что развитие образования органически связано с духовным и практическим овладением мира, потребовались узнаваемые институциональные отношения, каковые стали закреплять и упорядочивать социальные взаимоотношения как в самого образования, так и между ним и обществом. Показались

u правила и социальные нормы, регулирующие эти взаимоотношения,

u процедуры, их закрепляющие,

u санкции, устанавливающие дифференцированность их применения в различных образовательных случаях,

u соответствующая статусно-ролевая совокупность.

Институциализация образования тесно переплетается с процессами формирования вторых собственности и (социальных институтов семьи, страны и права и т.д.) и имеет прочную экономическую базу.

Совокупность образования- наиболее значимый социальный университет. С функциональной т.зр. совокупность образования включена в число институциональных структур, снабжающих социализацию индивидов. Социализация снабжает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению.

В их деятельности воспроизводится неоднозначная функция процесса социализации –

u передача культуры и

u развитие личности.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ- область социологии, изучающая образование как социальный университет (его функции в обществе и связь с др. университетами), его учреждения (школы, институты и т.п.) как социальные организации, и социальную политику в области образования.

Базы социологии образования заложены Э.Дюркгеймом и М.Вебером, каковые изучили

u социальные функции образования,

u его сообщение с экономическими и политическими процессами,

u учебные заведения

u педагогические процессы с социологической т.зр.

Позднее Парсонс внес предложение изучить образование как

u университет социализации в современном обществе, а

u учебные учреждения как социальные совокупности.

В рамках этого подхода изучаются

u школы,

u классы,

u неформальные группы обучающихся,

u социально-психотерапевтический климат,

u источники распрей,

u сообщение социальной стратификации и образования.

В отечественной социологии попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, каковые всесторонне и основательно обрисовали состояние школьного дела в России[2]. Но фактически социологические работы по проблемам образования показались в Российской Федерации лишь в XX в.

Изучения советских социологов в 1920-е гг. содержали предложения по обучению трудящейся молодежи, по подготовке новой интеллигенции, по реализации программы ликвидации неграмотности (Е.А.Кабо, Л.Е.Минц, B.C.Овчинников).

Интенсивное развитие социология образования взяла в конце 1960-х-1980-х годов (работы Ф.Р.Филиппова, Н.А.Аитова, В.Н.Турченко, В.Н.Шубкина, В.Г.Харчевой, A.M.Гендина, А.А.Овчиннникова, Д.Л.Константиновского, И.В.Бестужева-Лада и др.).

В современной отечественной социологии до тех пор пока еще мало работ, в которых были бы осмыслены те кардинальные трансформации, каковые реально происходят в совокупности образования, в вопросах овладения знаниями, оценки его эффективности и действенности.

Образование связано со всеми сферами публичной судьбе.

Экономика определяет материальную базу сферы образования, обусловливает его содержание в плане структуры дисциплин, профессий и спектра специальностей.
Политическая сфера оказывает яркое действие на совокупность образования. В зависимости от того демократический режим в обществе либо тоталитарный, открытое общество либо закрытое, формируются и соответствующие содержание и структура совокупности образования.
Социокультурная среда на макро- и на микроуровне кроме этого воздействует на всю совокупность образования. Речь заходит о религиозных и нравственных сокровищах семьи и общества, традициях, принадлежности к тому либо иному социальному слою и группе и т.д.

Социология равно как и другие науки, опирается на обобщенную данные:

u что собой воображает совокупность образования,

u численность преподавателей и обучающихся в целом и по отдельным формам,

u инфрастуктура образования,

u сравнение с другими государствами и т.д.

Вместе с тем социология имеет собственные своеобразные задачи:

• изучение потребностей в образовании, оценка его роли в личной жизни и жизни общества;
качества знаний и оценка уровня в контексте их социальной значимости;
• отношение обучающихся и общества к образованию, изучение его социальной ценности;
• обнаружение роли образования как фактора социального статуса;
• определение степени его влияния на динамику интересов и духовных потребностей.

Образование — независимая совокупность, имеющая относительную самостоятельность, талантливая оказывать активное действие на развитие и функционирование общества.

От уровня образования зависит уровень качества трудовых ресурсов, следовательно, и состояние экономики общества. Как раз модернизируя совокупность образования, Япония, Китай, Корея, Сингапур и т.д. смогли добиться качественного прорыва в экономической сфере.

Со своей стороны совокупность образования, формируя гражданина, оказывает действие на политическую сферу публичной судьбе, а через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества и т.д. Совокупность дошкольного воспитания и общеобразовательная школа формируют неспециализированную культуру личности, что есть условием любой опытной подготовки в будущем.

Итак, ОБРАЗОВАНИЕвыступает причиной воспроизводства социально-опытной структуры общества.

Помимо этого, оно есть каналом социальной мобильности.Оно разрешает человеку из низших страт в иерархической структуре общества достигнуть большого социального статуса.

Социальный университет образования -это огромная совокупность, охватывающая совокупность ролей и статусов, статусов и социальных норм, социальных организаций (учреждений, фирм, университетов, академий, университетов, компаний и т.д.), каковые опираются на персонал, особые процедуры и аппарат управления.

СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ-обучения и целенаправленный процесс воспитания в интересах человека, общества (страны), сопровождающийся констатацией успехи гражданином (обучающимся) установленных страной образовательных уровней (образовательных цензов)[3].

СОВОКУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУТвключает следующие компоненты:

Встреча-беседа с Александром Эткиндом


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: