Специфика теоретического знания. структура и функции научной теории.

Теоретический. Лишь на этом уровне делается вероятным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого необходимо мочь заметить за бессчётными, довольно часто совсем непохожими снаружи фактами, как раз значительные, а не просто повторяющиеся свойства и явлений и характеристики предметов. Основная задача теоретического уровня познания содержится в том, дабы привести полученные данные в стройную совокупность и создать из них научную картину мира. Для этого отдельные чувственные эти складываются в одну целостную совокупность — теорию.
Но при построении теории употребляются другие, более высокие способы познания — теоретические.
Теоретический уровень познания в большинстве случаев расчленяется на два типа — теории и фундаментальные теории, каковые обрисовывают конкретную область действительности.. Задача теоретич. познания: объяснение исследуемых явлений.

Итог: научные теории. Нацелен на обнаружение глубоких причинно-следственных связей изучаемых объектов.

Понятия исследования – совершенные конструкты, аналогов в конечном итоге нет и быть не имеет возможности. Совершенные конструкты создаются чтобы зафиксировать в чистом виде отдельную сторону, отдельную связь между объектами.

Все результаты исследования привязаны к совокупностям, собранным из совершенных конструктов – моделям. В теоретическом изучении обращение ни при каких обстоятельствах не идет о природе напрямую. Из этого неприятность интерпретации. Существовать для совершенного конструкта – значит быть элементом логически непротиворечивой конструкции – модели. Специфика теоретического знания : язык, где совершенные конструкты создаются для ответа определенных задач и употребляются для развертки более сложных способов исследования, первым делом, знакового моделирования. Сокровище теоретического знания – предвидение. И эту функцию обнаруживает, в первую очередь, научная теория.

Способы:

  • формализация ( способ, сущность и последовательность операций которого , , задается правилами применяемого математического либо логического исчисления, на базе которого она выстроена, т.е. формально)
  • мысленный опыт (опыт,разрешающий создать новые понятия, сформулировать правила научной концепции, содержательную интерпретацию математического аппарата научной теории)
  • аксиоматический способ (предполагает комплект заданных свободных друг от друга исходных теорем либо постулатов,)
  • способ математической догадки (объяснение научной догадки при помощи мат.способов +: 1) привлечение новых либо поиск уже употреблявшихся в научном познании математических моделей; 2) перенос их на новую изучаемую область действительности; 3) применение правил соответствующих математических исчислений для ответа задач; 4) необходимость в содержательной интерпретации и последующей оценке взятых новых научных результатов.
  • способ вычислительного опыта (это опыт над математической моделью объекта на ЭВМ, при кот-м по одним параметрам модели вычисляются другие ее характеристики и на данной базе делаются выводы о особенностях явлений, репрезентированных математической моделью.
  • идеализация (конструир-ие абстрактных объектов, которыми оперирует теорет.познание, создавая модельные представления об изучаемой предметной области. это разновидность абстрагирования, конкрет-ая с учетом потребностей исследования) Пути идеал-ии: 1)последовательно осуществляемое многоступенчатое абстрагирование; 2) фиксация и вычленение некоего свойства; 3) рассмотрение отдельных характеристик и свойств объекта в режиме предельного перехода;
  • способ восхождения от абстрактного к конкретному
  • вычислит.опыт (при отсутствии математической модели исследуемых явлений, последние удовлетворительным образом отслеживаются и контролируются в заданном диапазоне параметров посредством компьютерных устройств, реализующих определенные программы и прячущиеся за ними вычислительные методы)..
  • Знаковое моделирование (в роли моделей — схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей).

Осн.требования к научн.теориям:

— д.б. внутренне непротиворечивыми;

— должны различаться полнотой

— должны быть объяснимы связи между разными ее компонентами.

— эвристичность (х-ет объяснительные и предсказательные возможности н.теор).,

— конструктивность (несложная проверяемость результатов и основных выводов)

— простота (объяснение более широкого круга явлений, исходя из предельного количества свободных допущений без введения произвольных догадок)

Структура теории. В контекст теории входят: понятия и теоретические утверждения, другие соглашения и определения, операционные структуры (правила измерения, правила конструирования моделей, интерпретационные процедуры, связывающие эмпирические и теоретические уровни), нормы, предположения и другие составляющие.

Для изучения структуры научной теории вероятно исходить из идей, выдвинутых философом И.В. Кузнецовым (1911-1970). Выделяют три составляющие научной теории: основание; ядро; приложения.

Основание научной теории — это её неспециализированный предпосылочный контекст (метафизический контекст базисных допущений, среди них — единообразие и постоянство мира, его познаваемость, существование причинно-следственных взаимоотношений), и содержательные предпосылки более конкретного характера, задающих смысловой фундамент теории. И.В. Кузнецов именует тут эмпирический базис, на котором вырастает теория (сравнительно маленькое число значительных фактов, в большинстве случаев, не укладывающихся в прошлые теории), первичный объект теории.

Ядро научной теории — совокупность её базных утверждений. Конкретный вид ядра зависит от характера теории. В математике — теоремы либо главные теоремы, в физике — совокупности законов, в гуманитарных науках —тезисы, главные положения и т.п.

Приложения главных утверждений — совокупность операций и суждений, относящихся к конкретизирующему контексту — от общих утверждений ядра научной теории к частным её нюансам.

Функции н.теории: объяснительная, предсказательная и синтезирующая.

1. Синтезирующая функция — объединение отдельных точных знаний в единую, целостную совокупность.

2. Объяснительная функция — обнаружение причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его значительных черт, законов его развития и происхождения, и т.п.

3. Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные способы, приёмы и способы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы о существовании малоизвестных ранее фактов, объектов либо их особенностей, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, каковые существуют, но пока не распознаны) именуют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное назначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «управлением к действию» по трансформации настоящей действительности. Исходя из этого в полной мере справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Главные компоненты н.теории:

  • математический формализм;
  • абстрактные либо идеализированные объекты;
  • модели либо теоретические схемы;
  • базисные правила либо теоремы теории;
  • теоретические законы.

У Степина: частные теоретические схемы (либо модели) и фундаментальная теоретическая схема.

А 1.14 Наука: путь от факта к теории — Философия науки для аспирантов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: