Список как бесконечность умберто эко о своей книге

Его работы по семиотике стали прорывом в современной науке. Имя Символа, лицо Знака, носитель энциклопедических знаний о современной и средневековой культуре, сейчас Умберто Эко решил составить книгу о перечнях.

О теме перечней

В то время, когда в Лувре мне внесли предложение организовать в ноябре 2009 года цикл лекций, выставок, публичных чтений, концертов, видеопросмотров и т. п. на любую тему по моему усмотрению, я, ни 60 секунд не сомневаясь, остановил собственный выбор на списке, либо перечне (либо каталоге). Как пришла мне в голову такая идея?

Мои романы изобилуют перечнями, и тому имеется два объяснения, и оба связаны с научными увлечениями моей молодости – это определенные средневековые тексты и очень многое в творчестве Джеймса Джойса (но, не следует упускать из виду влияние текстов и ритуалов Средневековья на формирование молодого Джойса). Само собой разумеется, от литаний до списка всего, что лежит в коробке кухонного стола Леопольда Блума (в предпоследней главе Улисса) прошло много столетий, и еще больше столетий отделяют средневековые перечни от эталона всех перечней – списка судов в Илиаде Гомера, с которого и начинается эта книга.

О перечне у Гомера

В XVII песни Илиады Фетида обращается к Гефесту прося изготовить для Ахилла щит, и тот придает ему вид великолепно организованного микрокосма. Щит имеет круглую форму с тройной каймой и пятью концентрическими кольцами, на поверхности которых изображены почва, небо, море, луна и солнце со всеми созвездиями. От астрономии и географии мастер переходит к гражданской судьбе, к городу со свадебными церемониями, рынками, судами. После этого направляться война, а потому, что она разворачивается за муниципальными стенками, тут же возможно видеть полевые работы и диких животных, а позже опять пляски и празднества, другими словами мастерство. Около всего – первородная стихия Океана. энциклопедия и – Щит всего, что было известно людям того времени и к чему они использовали понятия сокровища, критерия и порядка. Он является формой мира.

Но в то время, когда в той же Илиаде, во второй песни, троянцам надлежит понять, кто их соперник и каковы его силы, описание не имеет возможности принять завершенную форму и преобразовывается в перечень. Так рождается список ратей и кораблей, и многие комментаторы полагают, что именно именно поэтому списку мы можем сейчас строить предположения о географических, экономических и политических реалиях средиземноморской цивилизации того времени.

Иными словами, завершенные формы создаются при условии уверенности в собственной культурной идентичности, а перечни выстраиваются в том случае, в то время, когда, появлявшись перед лицом многих еще разрозненных явлений, культура в них-то и пробует эту идентичность получить. Либо же в то время, когда классические формы перестают быть неоспоримыми.

Перечень судов у Гомера – это явление, названное топос невыразимости. Перед лицом чего-то поразительно громадного либо неизвестного, чего-то, о чем до тех пор пока известно мало либо ни при каких обстоятельствах не будет известно достаточно, создатель говорит, что бессилен что-либо сообщить, но однако предлагает список, довольно часто как образчик, пример, намек, предоставляя читателю вообразить другое. С данной точки зрения перечень постоянно предполагает некое «и без того потом», он возможно нескончаем, читатель волен продолжить его по собственному усмотрению.

О теории перечня

Разнообразные формы перечней – это разновидности риторической фигуры, именуемой аккумуляция, другими словами последовательности либо сближение слов, так или иначе относящихся к единой концептуальной сфере. Один из видов аккумуляции – энумерация довольно часто видится в средневековой литературе, в то время, когда перечисляются свойства Всевышнего, каковые по определению выразимы лишь через несхожие подобия. Так, Эннодий (V век) говорит, что Христос – это «родник, путь, десница, камень, лев, светоносец, агнец – врата, надежда, добродетель, слово, мудрость, пророк – жертва, побег, пастырь, гора, сеть, голубь – пламя, гигант, орел, жених, терпение, червь…». Тут, как и при литаний Пресвятой Деве Марии, речь заходит о панегирических, либо энкомиастических, перечнях.

О бесконечности перечня

направляться совершить различие между перечнями практическими и перечнями «поэтическими» (последний термин предполагает любое художественное назначение перечня, независимо от вида мастерства, в формы которого он облекается). Примерами практического списка могут служить перечень того, что нужно приобрести; перечень гостей, приглашенных на праздник; библиотечный каталог, каждая инвентарная опись. У этих перечней три фундаментальных особенности: во-первых, они относятся к предметам внешнего мира и делают чисто практическую задачу: назвать и перечислить предметы (если бы предметов не существовало, перечень не имел бы смысла); во вторых, эти перечни конечны, поскольку призваны перечислить все подлежащие перечислению предметы и никакие иные; наконец, эти перечни не подлежат трансформации – было бы неправильно, да и нелепо, вносить в каталог музея картину, которой в музее нет.

Поэтический же перечень, как я уже сказал, пытается быть нескончаемым, открытым, и совсем необязательно, дабы в нем перечислялись реально существующие предметы. Так, ничего из отысканного Астольфо на Луне в поэме Ариосто Неистовый Роланд, в действительности нет в природе.

О перечне в визуальном мастерстве

В корзину

Очевидно, скульптура ограничена пространством (тяжело представить себе статую, говорящую «и без того потом», другими словами намекающую, что она может продолжиться за пределами собственных физических границ), картина ограничена рамой.

А также при том, что Джоконда Леонардо изображена на фоне пейзажа, что очевидно возможно продолжен за пределы рамы, никого не интересует, куда простирается лес за ее спиной, никому не приходит в голову, словно бы Леонардо желал создать чувство, что пейзаж простирается до бесконечности. Одновременно с этим имеется такие памятники искусства, глядя на каковые думаешь, что в рамы продемонстрировано не все, что это только пример некоей совокупности, исчислить которую по крайней мере столь же тяжело, как солдат у Гомера.

Пример тому – «галереи » Джованни Паннини: они отображают не только то, что на них запечатлено, но и всю по большому счету (неизвестных размеров) коллекцию, по отношению к которой являются образчиком. Второй пример – Сад земных удовольствий Босха: картина наводит на идея, что чудеса, на ней изображенные, – только часть чудес, длящихся и за ее пределами. взглянуть на полотна апофеоз и Распятие десяти тысяч мучеников на горе Арарат Карпаччо либо Одиннадцать тысяч мучеников Понтормо. Очевидно, распятий нарисовано не десять тысяч, и палачей в конечном итоге было намного больше, чем возможно видеть на картине, но эти композиции очевидно призваны поведать нам о множестве агонизирующих тел, не исчерпывающемся пределами полотна; картины как будто бы рассказать о собственном бессилии назвать (продемонстрировать) всех мучеников.

То же происходит со многими художественными изображениями ратей и битв в боевом порядке (все по той же гомеровской модели), и с иными броскими образами необъятных людских скоплений. Это визуальные произведения, каковые «кишат» вещами либо персонажами и наводят нас на идея, что в действительности их значительно больше, чем возможно видеть на картине. Многие голландские натюрморты с изображением плодов, дичи либо рыбы скреплены формой, и не только вследствие того что ограничены рамой, но и вследствие того что предметы на них сгруппированы в центре; и одновременно с этим в них так очевидно присутствует рвение передать эффект несказанного разнообразия и изобилия, что мы можем причислить их к примерам визуальных секвенций.

О музейных перечнях

Каталоги музеев являются образцами практических перечней, в которых перечислены предметы, собранные в конкретном месте – другими словами перечней в обязательном порядке конечных. Музейная же коллекция неизменно открыта, она не только может в любую секунду пополниться новым элементом, она дает визитёру осознать, что в большинстве случаев его взгляду доступно вовсе не все многообразие творений, каковые имели возможность бы стать частью собрания. Помимо этого, перечень, воплощенный в музее, как и многие литературные перечни, грешит некоей разнородностью. Инопланетянин, не опытный отечественной концепции «изобразительного мастерства», недоумевал бы, из-за чего в Лувре собраны домашняя утварь (вазы, тарелки либо солонки), образы божеств, наподобие Венеры Милосской, пейзажи, портреты простых людей, остатки захоронений, а также мумии, изображения уродов, предметы культа, изображения людей, подвергаемых мукам, картины сражений, обнаженные тела, вызывающие беспокойство плоти, а также фрагменты архитектурных сооружений.

Обычный пример головокружительного перечня предметов – это средневековые сокровищницы. драгоценные камни и Тут, и прекрасные, необычные, неожиданные диковины. И конечно же реликвии. В соборе Святого Витта в Праге сохраняются Святого Святого и черепа Адальберта Вацлава, клинок Святого Стефана, частица Подлинного Креста, скатерть Тайной вечери, зуб Святой Маргариты, частица берцовой кости Святого Виталия, ребро Святой Софии, подбородок Святого Эобана, посох Моисея, одеяние Пресвятой Девы. В каталоге сокровищ герцога Беррийского значилось обручальное кольцо Святого Иосифа, а в Вене выставлены на обозрение частица вифлеемских яслей, сума Святого Стефана, копье, пронзившее бок Спасителя, гвоздь Подлинного Креста, клинок Карла Великого, зуб Иоанна Крестителя, локтевая кость Святой Анны, цепи апостолов, клок одеяния Иоанна Евангелиста, еще одна частица скатерти Тайной вечери.

О философии перечня

Да, в том смысле, что, начиная с Аристотеля, считается, что определять вещи следует по сущности. Определение по сущности, скажем, тигра звучит приблизительно так: плацентарное млекопитающее, либо хищник подотряда Fissipedia. Но в случае если ребенок поинтересоватся у мамы, что такое тигр, вряд ли мама начнёт объяснять, что это плацентарное млекопитающее либо хищник подотряда fissipedia, скорее она просто скажет, что это дикий зверь, похожий на кошку, но лишь большой, проворный, рыжий в тёмную полосу, живет в джунглях, время от времени нападает на людей, и без того потом. Хорошее описание, дабы определить тигра и при случае попытаться избежать с ним встречи. И это будет определение, хоть и не упорядоченное, по перечню особенностей.

К определению по особенностям прибегают, в то время, когда не существует определения по сущности либо же оно оказывается неудовлетворительным. Соответственно, оно характерно либо для примитивной культуры, еще не обучившейся строить видов и иерархии родов, либо для культуры весьма зрелой (и быть может, переживающей кризис), которая норовит поставить под сомнение все прошлые определения.

Об избыточных перечнях и о хаотичном перечислении

Существует поэтика перечня для перечня, составляемого легко из любви к перечислению, она-то и порождает избыточные перечни. Величайшим мастером избыточности был, конечно же, Рабле, чьи списки занимают несколько страницу. Многие избыточные перечни несут в себе какое-то объединяющее начало. Забрать к примеру предметов и перечисления фактов, на первый взгляд ничем между собой не связанных, во внутренних монологах у Джойса: они смогут показаться чисто случайным скоплением совсем разнородных элементов, если не принимать в расчет, что все они всплывают в сознании одного персонажа, в определенном порядке, в силу ассоциаций, о которых создатель вовсе не обязан информировать, и это объединяет их в связное целое.

Тяжело на первый взгляд уловить загадочную связь между чертами, которыми Кол Портер наделяет собственную любимую в композиции You are the top!: он сравнивает ее с Колизеем, Лувром, симфонией Штрауса, сонетом Шекспира, Микки-Маусом, Нилом, ухмылкой Моны Лизы, Махатмой Ганди, коньяком Наполеон, фиолетовым светом летней ночи в Испании, Национальной галереей, Гретой Гарбо, целлофаном, ногами Фреда Астера, драмой О`Нила, Портретом матери Уистлера, камамбером, розой, носом Джимми Дюрана, картиной Боттичелли, с Китсом, Шелли, луной, плечами Мэй Уэст, с корабликом, скользящим по водам залива Зюйдерзее, с картиной голландского мастера, леди Астор, русской степью и без того потом, без всякого ценностного различия между Дантовым Адом и капустой брокколи. Но сколь бы необычным ни показался данный перечень, тут перечислено все, что нравится Колу Портеру, и это придает некую связность целому.

Но существуют перечни вовсе несуразные, в связи с чем и зашла обращение о хаотичном перечислении.

Шедевр хаотичного перечисления является перечнем животных из придуманной Борхесом китайской энциклопедии Небесная империя благодетельных знаний, по которому все животные делятся на «1) принадлежащих императору, 2) набальзамированных, 3) прирученных, 4) молочных поросят, 5) сирен, 6) сказочных, 7) бродячих псов, 8) включенных в эту классификацию, 9) бегающих как сумасшедшие, 10) бесчисленных, 11) нарисованных узкой кистью из верблюжьей шерсти, 12) других, 13) разбивших цветочную вазу, 14) похожих с далека на мух». В то время, когда имеешь дело с подобными явлениями, поймёшь, что по сравнению со перечнями древности случилось что-то новое.

Гомер, как мы замечали, прибегал к перечню, по причине того, что ему недоставало слов; топос невыразимости столетиями игрался определяющую роль в поэтике перечня. Но перечни Джойса либо Борхеса, светло, составлены вовсе не вследствие того что авторы не могут сообщить в противном случае, — легко им неизменно необходимо хватить через край, объять необъятное, упиться словами. Хаотичный перечень делается средством перебудоражить мир, одним из способов разъятия форм, к которому по-различному прибегали футуристы, кубисты, дадаисты, новые и сюрреалисты реалисты. О перечнях в массовой культуре Поэтика перечня пронизывает кроме этого многие нюансы массовой культуры. Отыщем в памяти парад девушек в перьях, спускающихся по лестнице, из фильма Безумства Зигфельда, либо серию прыжков в всевозможных русалок и воду из телешоу Красивые женщины на воде, либо бессчётные шествия из фильма Огни рампы, либо дефилирующих моделей из фильма Роберта – и без того впредь до нынешних дефиле высокой моды. Тут появление все новых и новых завлекательных прелестниц призвано всего лишь создать чувство изобилия, продемонстрировать несколько чудный образ, но большое количество, довольно много, дать в распоряжение потребителя неисчерпаемый запас сладострастных соблазнов.

Второй обычный пример перечня в современной культуре – это витрины, где выставлены последовательности предметов, иногда чрезмерные, но в действительности только выборочно воображающие то, что возможно отыскать в. Либо еще – промышленные выставки образцов, где самим заглавием провозглашается, что экспозиция неполна и что число предметов, каковые предлагаются, вечно. И наконец – царь всех перечней мира, Интернет, нескончаемый по определению, поскольку постоянно находится в развитии, лабиринт, увлекающий в невообразимо мистическую, полностью виртуальную упоенность, Интернет, предоставляющий в отечественное распоряжение каталог информации, от которого мы ощущаем себя богатыми и всесильными, но теряем представление о том, что в нем относится к данным настоящего мира, а что нет, и утрачиваем свойство отличать истину от ерунды.

ГРОМАДНЫЕ КНИЖНЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ // Тёмная ПЯТНИЦА


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: