Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

Уровень освоения Показатели проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) представление о субординированной совокупности способов, методов и приёмов экономической науки, отражающих специфику природы экономических явлений; знание об других инструментах и методологических подходах экономического анализа; владение способами методологической экспертизы экономических теорий и концепций
Базисный (71 – 90 баллов) умение ориентироваться в главных теоретико-методологических проблемах экономической науки; умение с опорой на исторический опыт формулировать собственную позицию по дискуссионным вопросам практики и развития науки; умение оценивать подходы и теоретические концепции с позиций их возможных сфер и познавательного потенциала применения
Минимальный (41 – 70 баллов) знание об исторически сложившемся многообразии теорий и методологического инструментария экономической науки; умение отслеживать сообщение современных экономических концепций с теориями и концепциями прошлого; познание связи методологических и теоретических достижений экономической науки с программами экономической политики.

Уровневое описание показателей компетенции ОК-6:

Владение навыками публичной и научной речи

Уровень освоения Показатели проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) демонстрация навыков применения взятых знаний в деловом общении, устной и письменной речи; свойство светло формулировать собственную позицию по дискуссионным вопросам экономической экономической методологии и науки; свойство в устной и письменной речи растолковывать зависимость экономических концепций и степень точности их выводов от лежащих в их основании предпосылок
Базисный (71 – 90 баллов) умение связывать знания, полученные из работы с источниками историко-методологической информации в целостное изложение; свойство в устной и письменной речи оценивать экономические идеи и политико-экономические теории, выявляя мировоззренческие предпосылки, лежащие в базе аналитической работы экономистов
Минимальный (41 – 70 баллов) умение демонстрировать в устной и письменной речи использования информации и навыки поиска об экономических концепциях в контексте исторических школ и эпох экономической науки

В следствии освоения дисциплины обучающийся обязан:

Знать:

— историю становления и парадигмальные основания наиболее значимых экономических направлений и школ;

— историю экономической методике и главные направления современных методологических поисков в экономической науке;

— логику развития и становления экономической науки, структуру экономического знания на разных стадиях его развития.

Мочь:

— оценивать экономические идеи и политико-экономические теории, выявляя мировоззренческие (идеологические, ценностные) предпосылки, лежащие в базе аналитической работы экономистов;

— отслеживать сообщение современных экономических концепций, рецептов с установками экономической политики, господствующей идеологией и национальной культуры;

— ориентироваться в теоретических и политико-экономических дискуссиях, как прошлого, так и настоящего;

— формулировать собственную позицию по дискуссионным вопросам развития экономической науки, опираясь на исторический опыт.

Обладать:

— навыками использования и поиска информации об экономических концепциях в контексте исторических школ и эпох экономической науки;

— навыками применения взятых знаний в деловом общении и профессиональной деятельности;

— навыками применения знаний в методологии и области истории экономической науки при изучении вторых дисциплин магистерской программы.

4. содержание и Структура дисциплины

Неспециализированная трудоемкость дисциплины образовывает 2 зачетные единицы, 72 часа.

Содержание разделов дисциплины

№ п/п тема и Раздел дисциплины Триместр Виды учебной работы, включая трудоёмкость и самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
Тема 1. Экономическая наука в зеркале методики 1.1 Выступление на семинарском занятии; контрольный тест по дисциплине
Тема 2. Методологические установки экономической мысли в донаучный период 1.1 Выступление на семинарском занятии; контрольный тест по дисциплине
Тема 3.Методологические основы хорошей политэкономии 1.1 Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
Тема 4. Методологический фундамент политической экономии К. Маркса 1.1 Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
Тема 5. Методологические основания экономического «мейнстрима» 1.1 Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
Тема 6. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли 1.1 Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
Тема 7. Методологические базы теории Д.М. Кейнса 1.1 Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
Тема 8. Современная экономическая методика 1.1 Выступление на семинарском занятии; контрольный тест по дисциплине
ИТОГО

4.2. Лекционные занятия, их содержание

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание
1. Экономическая наука в зеркале методики Экономическая наука как вид и знание людской деятельности. Экономическая наука как объект методологического анализа. Экономическая методика в широком и узком смысле. История экономической мысли как методологическая экономическая субдисциплина. Изучение фактической методике экономических изучений на базе истории экономической мысли. Функции экономической методике.
2. Методологические установки экономической мысли в донаучный период средневековье и Античность: экономия как практическая область, мастерство экономики, экономическая идея – часть моральной философии (этики). Ксенофонт: модель оптимального типа домохозяйства совершенного человека. Аристотель: анализ отдельных экономических категорий и попытка выстроить совокупность их связей. Нормативный темперамент построений древних мыслителей. Экономические идеи как часть моральной теологии в эру средневековья. Хороший анализ настоящих экономических процессов и явлений. Меркантилизм: практическое учение об управлении национальным хозяйством. Переход от донаучного к научному знанию. Первые попытки увязать практическую программу с теоретическими представлениями о хозяйственной совокупности: концепции экономики Р. Кантильона и Дж. Стюарта.Расхождение производственно-продуктовой и поведенческой онтологии.
3. Методологические основы хорошей политэкономии Исторические и философские предпосылки экономических теорий Ф. Кенэ и А. Смита. Становление политической экономии как науки хорошего типа. Картина экономической действительности: экономика как процесс кругооборота публичного продукта. Логический способ и теоретизация экономического знания. Формирование совокупности понятий хорошей политэкономии. Д. Рикардо: политическая экономия как совокупность «чистой теории». «Эмпирик» Т.Р. Мальтус против методики рационалиста Д. Рикардо. Д.С. Милль: политическая экономия – наука об неспециализированных законах рационального людской поведения либо теория достатка? Законы политической экономии как законы-тенденции.
4. Методологический фундамент политической экономии К. Маркса К. Маркс: формационное деление и историзм политической экономии. Методика Маркса: перемещение от истории общества к макроэкономическим теориям и политической экономии. Экономическая диалектика К. Маркса: влияние философии Гегеля. Способ восхождения от абстрактного к конкретному у К. Маркса. «Капитал» как пример для того чтобы восхождения. Производственно-продуктовая онтология: капитал и труд как развивающиеся субстанции. К. Маркс о диалектике производительных производственных отношений и сил. Классовый подход в политической экономии. идеология и Экономическая наука.
5. Методологические основания экономического «мейнстрима» Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов. Задача экономической науки – логическое выведение универсальных законов взаимодействия и экономического поведения. Поведенческая онтология: потребитель как главный хозяйствующий микроанализ и субъект. реализм и Априоризм К. Менгера. Л. Вальрас: «чистая политическая экономия» как аналог физико-математической науки. Математизация экономической теории. У истоков «мейнстрима»: методологические установки А. Маршалла и их отражение в «Правилах экономической науки» (1891). Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла. От общности предмета науки к однотипности способов его получения. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки.
6. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли Разграничение главного («mainstream») и других течений экономической мысли. Институциональная онтология. Историческая наука как другой естествознанию методологический ориентир. «Спор о способе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менгера. Книга Д.Н. Кейнса «метод и Предмет политической экономии» (1890). Компромиссно-перечислительное изложение способа экономической науки. «Ветхий» институционализм: философия прагматизма как методологический фундамент. Эволюционная эволюционная экономика и концепция Дарвина Т. Веблена. Методологическое размежевание неоавстрийской школы с «мейнстримом». Радикальный априоризм Л. фон Мизеса. Методологическая теория Ф. фон Хайека: неприятие сциентизма и методологического монизма.
Методологические базы теории Д.М. Кейнса выделение макроэкономики и Кейнсианская революция в отдельную отрасль экономического знания. Методологические базы теории Дж.М. Кейнса. Кейнс как продолжатель линии Маршалла: экономическая теория как «ветвь логики». Несводимость всех форм объяснения в экономической науке к модели безграничных законов. Возможность моделей, выраженных в виде эмпирических и исторических обобщений, ограниченных в пространстве и времени. Критика Дж.М. Кейнсом теории laissez-faire. Кейнсианская картина действительности: финансовая экономика с пульсирующим уровнем рабочий активности. неопределённости «и» Концепция неведения. роль и Проблема неопределённости здравого смысла. Анализ группового поведения, регулируемого социальными нормами. Кейнс как социальный философ.
8. Современная экономическая методика Размежевание неоклассического «мейнстрима» на эмпириков и рационалистов. Рационализм: переход экономической теории на язык математики и к методологическим стандартам формализованного знания. Эмпиризм: инструменталистская методологическая установка на ограничение независимого значения теоретических моделей. Методологические неприятности как часть научной саморефлексии: формирование экономической методике в качестве независимой экономической дисциплины. экономическая методология и Философия науки: неприятности сотрудничества. Экономическая наука как социальный университет. Постмодернистские интерпретации экономического знания.

4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание

№ темы формы и Содержание проведения
Тема 1 Занятие 1. Экономическая наука в зеркале методики Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии 1. Экономическая наука как вид и знание людской деятельности. 2. методология и Метод. 3. эмпиризм и Рационализм как базисные эпистемологические установки в экономической науке 4. Картины экономической действительности: продуктовая, поведенческая, эволюционно-институциональная.
Тема 2 Занятие 2. Методологические установки экономической мысли в донаучный период Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии 1. Ксенофонт: модель оптимального типа домохозяйства совершенного человека. 2. Аристотель: анализ отдельных экономических категорий и попытка выстроить совокупность их связей. 3. Значение опыта схоластического теоретизирования для экономической науки. 4. Теоретические представления о хозяйственной совокупности: Р. Кантильон и Дж. Стюарт.
Тема 3 Занятие 3. Методологические базы хорошей политэкономии (начало) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии 1. Научный идеал хорошей политэкономии – естествознание: медицина (Ф. Кенэ), физика (А.Смит). 2. Шотландское просвещение и британская хорошая политическая экономия. 3. «Неприятность Адама Смита»: «Изучение о природе и обстоятельствах достатка народов» contra «Теория нравственных эмоций»? 4. Картина экономической действительности: экономика как процесс кругооборота публичного продукта (Ф. Кенэ и А. Смит).
Тема 3 Занятие 4. Методологические базы хорошей политэкономии (окончание) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 1 1. Установление эмпирических зависимостей: Т.Р. Мальтус. 2. Д. Рикардо: политическая экономия как совокупность «чистой теории». 3. Д.С. Милль: политическая экономия – наука об неспециализированных законах рационального людской поведения либо теория достатка? 4. Д.С. Милль: политэкономия как наука и как мастерство.
Тема 4 Занятие 5. Методологический фундамент политической экономии К. Маркса (начало) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии 1. К. Маркс: формационное деление и историзм политической экономии. 2. Методика Маркса: перемещение от истории общества к макроэкономическим теориям и политической экономии. 3. Экономическая диалектика К. Маркса: влияние философии Гегеля. 4. К. Маркс о диалектике производительных производственных отношений и сил.
Тема 4 Занятие 6. Методологический фундамент политической экономии К. Маркса (окончание) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 2 1. «Капитал»: способ восхождения от абстрактного к конкретному. 2. Классовый подход в политической экономии. 3. Производственно-продуктовая онтология: капитал и труд. 4. идеология и Экономическая наука.
Тема 5 Занятие 7. Методологические основания экономического «мейнстрима» (начало) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии 1. Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов. 2. Маржиналистский «экономический человек» как рациональный максимизатор. 3. Маржиналистская картина экономической действительности: атомизм, потребитель как главный агент, принцип равновесия 4. К. Менгер о способах политической экономии.
Тема 5 Занятие 8. Методологические основания экономического «мейнстрима» (продолжение) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии 1. Начальный этап математизации экономической теории: методика Л. Вальраса. 2. Методологические установки А. Маршалла и их отражение в «Правилах экономической науки» (1891). 3. А. Маршалл о соотношении здравого смысла и науки. 4. Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла.
Тема 5 Занятие 9. Методологические основания экономического «мейнстрима» (окончание) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 3 1. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки. 2. Явление «mainstream» в экономической науке. 3. Разграничение мейнстрима и других течений. 4. Феномен «экономического империализма».
Тема 6 Занятие 10. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли (начало) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии Занятие 1. 1. Институциональная онтология: главные характеристики. 2. Критика идеи универсальности людской природы хорошей политэкономии и маржинализма исторической школой в политической экономии. 3. «Спор о способе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менгера. 4. Книга Д.Н. Кейнса «метод и Предмет политической экономии» (1890): компромиссно-перечислительное изложение способа экономической науки.
Тема 6 Занятие 11. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли (окончание) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 4 1. Философия прагматизма как методологический фундамент «ветхого» институционализма. 2. Эволюционная концепция Ч. Дарвина и эволюционная экономика Т. Веблена. 3. Современные предположения экономического эволюционизма в методологическом отношении. 4. Радикальный априоризм Л. фон Мизеса: размежевание с «мейнстримом».
Тема 7 Занятие 12. Методологические базы теории Дж.М. Кейнса (начало) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии 1. Кейнс как продолжатель и ученик А. Маршалла. 2. Дж.М. Кейнс: от философии к экономике. 3. Критика Дж.М. Кейнсом теории laissez-faire. 4. Кейнсианская картина действительности: финансовая экономика с пульсирующим уровнем рабочий активности.
Тема 7 Занятие 13. Методологические базы теории Дж.М. Кейнса (окончание) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии Проверочный тест № 5 1. роль и Проблема неопределённости здравого смысла в построениях Дж.М. Кейнса. 2. Кейнс: анализ группового поведения, регулируемого социальными нормами. 3. Дж. М. Кейнс – завершающий экономист «мейнстрима»? 4. Кейнс как социальный философ.
Тема 8 Занятие 14. Современная экономическая методика (начало) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии 1. Позитивистские установки в неоклассике: «ультраэмпиризм» Т. Хатчисона. 2. Рационализм П. Самуэльсона: критерий научности – логическая строгость выводов. 3. М. Фридмен: инструментализм как методологическая установка. 4. Современные подходы к анализу научного знания: понятия научной научного сообщества и парадигмы.
Тема 8 Занятие 15. Современная экономическая методика (окончание) Семинар по углублению и обобщению знаний с элементами дискуссии 1. Современные подходы к анализу научного знания: динамика и структура научно-исследовательских программ. 2. Постмодернистские интерпретации экономической науки: экономическая наука как риторика. 3. Методологический плюрализм в современной экономической науке. 4. Формирование экономической методике как экономической субдисциплины.

The Vietnam War: Reasons for Failure — Why the U.S. Lost


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: