Спрос на фактор производства, когда переменным является только один фактор

Кривые спроса на факторы производства имеют наклон вниз, совершенно верно так же как кривые спроса на готовые товары, являющиеся итогом производственного процесса, не смотря на то, что и по другой причине. В отличие от потребительского спроса на услуги и товары спрос на факторы производства (к примеру, спрос на рабочую силу) есть производным спросом — он зависит от издержек производства и объёма фирмы на производственные факторы (таких, как ставка заработной плата). К примеру, спрос компании «Эппл Компьютер» на программистов есть производным спросом, что зависит не только от нынешних окладов программистов, вместе с тем и от того, сколько пакетов и компьютеров ПО «Эппл» собирается продать.

Дабы проанализировать спрос па факторы производства, мы используем материал из гл. 7, что показывает, как компания выбирает количество применяемых факторов производства. Мы предположим, что компания создаёт собственную продукцию, применяя два фактора — капитал К и труд L, каковые возможно приобрести по стоимостям г (арендная плата за капи- тал) и w (тарифная ставка заработной плата) соответственно. Мы кроме этого предположим, что компания обладает собственными оборудованием и заводом, но обязана решить, сколько нанять рабочей силы.

Компания уже наняла определенное число рабочих и желает знать, рентабельно ли нанять одного дополнительного рабочего. Наем этого дополнительного рабочего имеет суть, в случае если дополнительный доход от него больше, чем издержки на зарплату. Дополнительный доход от добавочной единицы рабочей силы именуется предельной доходностью труда и обозначается MRPL. Мы знаем, что компании направляться нанять больше рабочей силы, в случае если MRPL есть по крайней мере равным издержкам на заработную плат w.

Как мы измеряем MRPL? Это дополнительный количество выпуска продукции, приобретаемый от применения добавочной единицы труда, умноженный на дополнительный доход от дополнительной единицы выпуска продукции. Дополнительный количество производства выражается предельным продуктом труда MPl, а дополнительный доход — предельным доходом MR. Так:

MRPL= (MPL) (MR). (13.1)

Это ответственное равенство выполняется для любого конкурентного рынка факторов производства независимо от того,

есть ли рынок готовой продукции конкурентным либо нет. Но дабы изучить характеристики MRP L, начнем с совсем конкурентного рынка готовой продукции (и ресурсов). На совсем конкурентном рынке готовой продукции компания будет реализовывать всю собственную продукцию по рыночной цене P. Тогда предельный доход от продукта труда равен предельному продукту труда, умноженному на цену продукта:

MRPL= (MP L) (P). (13.2)

Верхняя кривая на рис. 13.1 является кривой MRP l для компании на конкурентном рынке готовой продукции, на котором у компаний нет монопольной власти. Напомним, что предельный продукт труда понижается по мере того, возрастает рабочее время, по причине того, что действует закон убывающей доходности. Следовательно, кривая предельной доходности труда идет вниз, несмотря кроме того на то, что цена на продукцию остается постоянной.

Нижняя кривая на рис. 13.1 есть кривой MRP L, в то время, когда компания владеет монопольной властью на рынке готовой продукции. В то время, когда компания имеет монопольную власть, она может опустить цену на готовую продукцию, дабы расширить количество реализации. В итоге предельный доход неизменно меньше, чем цена (MR

Конкурентный рынок

Монопольный ранок продукции

Часы работы

Рис. 13.1.Графическое изображение предельного продукта по доходу

Сравним кривую MRPL компании без монопольной власти с такой же кривой, но при, в то время, когда компания владеет монопольной властью. Кривая MRPL компании с монопольной властью круче, чем кривая M RP L компании без монопольной власти, и лежит ниже. Математически это возможно представить так:

MRPl (монопольная власть) = (MPL) (MR) (MPL) (P)== = MRPL (без монопольной власти).

Одно из последствий результата содержится в том, что при любой заданной заработной компании с монопольной властью на рынке готовой продукции наймут меньше рабочих, чем подобные компании, у которых монопольной власти нет.

Концепция предельной доходности продукта возможно применена к найму компанией рабочих. Каким бы ни был рынок готовой продукции, предельная доходность продукта показывает, сколько компания готова заплатить, дабы нанять дополнительную рабочую силу. До тех пор пока MRP L больше тарифной ставки заработной плата, компания будет нанимать дополнительную рабочую силу. В случае если предельная доходность продукта меньше, чем тарифная ставка заработной плата, компании направляться выгнать с работы часть рабочих. Лишь в то время, когда предельная доходность продукта равна сумме заработной плата, применяемой компанией, количество трудовых ресурсов будет максимизировать прибыль. Так, максимизирующим прибыль условием

есть

MRP l= w.

(13.3)

Рис. 13. 2 иллюстрирует данное условие. Кривая спроса на труд D l сходится с кривой MRP L. Напомним, что спрос на трудовые ресурсы возрастает по мере того, как ставка заработной плата понижается. Так как рынок труда совсем конкурентен, компания может нанять столько рабочих, сколько она захочет при рыночной заработной w*, и исходя из этого кривая предложения трудовых ресурсов, применяемых компанией sl, есть горизонтальной линией. Максимизирующее прибыль количество трудовых ресурсов, применяемых компанией, L* находится на пересечении спроса и кривых предложения.

Рис. 13. 3 показывает, как изменяется спрос на трудовые ресурсы в следствии понижения на рынке ставки заработной плата с wi до W2. Ставка заработной плата может снизиться, в случае если растущее число рабочей силы выходит на рынок в первый раз (как

t

I

SJ Ul*

MRPL=HL

L* Копичестбо труда

Рис. 13.2. Зависимость цены на труд от его количества на конкурентном рынке

случается, к примеру, в то время, когда молодежь достигла совершеннолетия) . Начальный спрос на труд li находится на пересечении кривых MRPLи Si. Но в то время, когда кривая предложения труда смещается с Si к S2 и ставка заработной плата падает CWi до\У2, спрос на труд возрастает с li до L2.

Рынки факторов производства во многом подобны рынкам готовой продукции. К примеру, максимизирующее

t

I

W,

MRPL=DL

L2 Количество труда

Рис. 13.3. Изменение спроса на труд при трансформации его оплаты

прибыль условие для рынка факторов производства, что предельная доходность продукта должна быть равна ставке заработной плата, подобно правилу для рынка готовой продукции, что предельный доход должен быть равен предельным издержкам. Дабы заметить, из-за чего это так, отыщем в памяти, что MRPL— (MPL) (MR), и поделим обе стороны уравнения (13.3) на предельный продукт труда. Тогда мы возьмём

MR=w/MPL. (13.4)

Так как MP L представляет собой дополнительный выпуск продукции на единицу ресурса, правая часть уравнения (13. 4) равна издержкам производства дополнительной единицы продукции (тарифная ставка заработной плата, умноженная на затраты труда, нужные для производства единицы продукции), т. е. предельным издержкам производства. Уравнение (13.4) говорит о том, что выбор как количества трудозатрат, так и количества выпуска продукции компании подчиняется одному и тому же правилу: объём факторов выпуска и количество производства продукции выбираются так, дабы предельный доход (от сбыта продукции) был равен предельным издержкам (на приобретение производственных факторов) . Данное правило выполняется как для конкурентных, так и для неконкурентных рынков.

Спрос Ценовые и неценовые факторы спроса


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: