Сравните теории т. парсонса и р. дарендорфа

СЕМИНАР 1

Часть1 Ведение в социологию

Главные понятия:

объект науки, предмет науки, социология, общество, способы социологии,

функции социологии, социологический номинализм,отраслевая социология,

социологический реализм, уровни социального познания.

Вопросы семинара:

Определение социологии, её объекта, предмета.

Функции, уровни, методы и структура социологии.

Социология как отрасль научного знания и как учебная дисциплина.

Сообщение других наук и социологии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1

1. Какое из определений социологии есть самоё полным?

а) социология – наука об обществе.

б) социология – это наука об изюминках, закономерностях и тенденциях становления, взаимодействия и развития разных социальных совокупностей;

о формах и механизмах проявления этих закономерностей в действиях личностей, общества и социальных групп в целом в совокупности определённых социальных взаимоотношений и в определённых исторических условиях.

2. Дайте определение общества.

3. Какие конкретно две позиции существуют в современном понимании публичного бытия? Разъясните сущность этих научных позиций.

4. Дайте определение объекта и предмета социологии как науки.

5. Что есть обстоятельством различий в определении предмета социологии различными учёными?

6. Что понимается под термином «научный способ»?

7. Какие конкретно способы используются в социологии?

8. Дайте определение термина «парадигма». Чем отличается парадигма от научной теории?

Какие конкретно парадигмы в развитии социологии выделял Дж. Ритцер?

10. На какие конкретно три уровня в зависимости от масштаба изучаемых

явлений возможно поделить теоретическую социологию?

11. Верно сопоставьте функции социологии и их описание в

таблице:

Наименование функции социологии Описание функции, которую делает социология
Идеологическая (воспитательно-идеологическая) Оказывает помощь разрабатывать научно основанные прогнозы грядущих социальных трансформаций.
Прогностическая Связана с выработкой рекомендаций, технологий и социальных проектов, каковые смогут быть использованы в управленческой деятельности для ответа практических задач в целях оптимизации функционирования разных социальных объектов (групп, регионов, государств и т.д.).
Организационно-управленческая функция Связана с изучением социальной действительности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, законах и фактах строения, развития и функционирования общества.
Гносеологическая (познавательная) Связана с явной либо неявной пропагандой разного рода идей социально- политического, нравственного, религиозного (атеистического) характера. Как и каждая вторая наука, изучающая публичную сферу, социология не имеет возможности отмежеваться от тех оценок, каковые связаны с изучаемыми явлениями и событиями и каковые она пытается утвердить в публичном мнении.

12. Имеется ли, на Ваш взор, различие между гуманитарными и социальными науками? В чём оно содержится? К каким наукам верно было бы отнести социологию?

13. С какими науками социология имеет неспециализированный объект изучения? В чем различие подходов к изучению общества у социологии и

вторых наук?

14. Как социология связана с правильными и естественными науками?

15. Какой подход в социологии есть господствующим в современности? В чём его сущность?

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ и СООБЩЕНИЙ НА СЕМИНАРЕ

1. общества и Проблема человека, специфика её анализа в социологии.

2. Общество как объект научного познания.

3. Значение социологии Сейчас.

4. статистики и Связь социологии.

5. истории и Связь социологии.

Часть 2

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ и История Становления.

Главные понятия:

позитивизм, эволюционизм, механицизм, «осознающая социология»,

марксизм, эмпирическая социология, макросоциология, теория конфликта,

структурно-функциональный анализ, микросоциология

Вопросы семинара:

Становление социологии как науки об обществе.

Хороший этап развития социологии: подходы и основные концепции

Развитие отечественной социологии

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 2

1. Как связана позитивизм и социология? Кто есть основателем позитивизма? Кого принято именовать «отцом» социологии?

2. Изложите «Закон трёх стадий» О. Конта. Заполните в таблице

чёрта каждой стадии:

Теологическая стадия Метафизическая стадия Хорошая стадия

3. Как повлияли на социологию естественные науки?

4. Охарактеризуйте теорию эволюционизма.

5. Что такое «осознающая социология»?

6. Функциональная и конфликтная теория.

7. Какое направление воображают Т. Парсонс и Р. Мертон?

Сделайте анализ концепций.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Сравните теории Т. Парсонса и Р. Дарендорфа

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ и СООБЩЕНИЙ НА СЕМИНАРЕ

1. Взор на Аристотеля и общество Платона

2. Теория О. Конта

3. Теория Г. Спенсера

4. Вклад в социологию М. Вебера

5. Творчество Э. Дюркгейма.

6. Социальная психология Г. Тарда.

7. Изложите сущность теории К. Маркса

8. Функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона

9. Конфликт в теории Р. Дарендорфа

10. Главные теоретические направления русской социологии в конце XIX – начале ХХ ст.;

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 3

1. Дайте определения понятия «совокупность». Возможно ли разглядывать общество как совокупность? Что такое «социальная совокупность»?

2. Какие конкретно системы в обществе как совокупности возможно выделить?

Охарактеризуйте их.

3. Назовите элементы социальной системы.

4. Охарактеризуйте общество как целостное, динамично развивающееся, системное образование.

5. Назовите главные компоненты структуры общества.

6. Чем близки понятия «страна» и «общество» и чем они различаются?

7. Поведайте о модели социальной совокупности, предложенной

Т. Парсонсом.

8. Кто внес предложение дробить общества на классические (армейские) и

индустриальные (промышленные)?

9. Поведайте о современной типологии обществ, принятой в социологии.

10. Какие конкретно законы развития общества Вы понимаете?

Теория социального действия Т.Парсонса


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: