Сравнительная эффективность методов обучения

Способ Формирование
кругозора, мировоззрения теоретических знаний практических трудовых умений умений добывать, системати- зировать и использовать знания Умения обучаться, навыков самообра зования навыков упрочения знаний, умений
Рассказ +! + _ + _ +
Беседа +! +! + + +
Лекция +! +! + + +
Дискуссия + + + + + +
Работа с книгой + +! + + + +!
Демонстрация + + + + +
Иллюстрация + + + +
Видеометод + + + +!
Упражнения + +! +! +! +! +!
Лабораторный способ + +! +! + +!
Практический способ + + +! +! +! +
Познавательная игра + +! +! + +!
Способы программированного обучения +! +! +! + +!
Обучающий контроль + + + + +!
Ситуационный способ +! +!
Способ Развитие
мышления Познавательного интереса активости памяти воли методности высказывать мысли чувств
Рассказ + + + + +
Беседа +! +! +! + + + +!
Лекция + + + +! +! +
Дискуссия +! +! +! + + + +
Работа с книгой +! +! + + + + +
Демонстрация + +! + + + + +!
Иллюстрация + +! + + + + +!
Видеометод + + + + + + +
Лабораторный способ + + + + + +
Практический способ + + + + + + +
Познавательная игра +! +! +! +! +! + +!
Способы программированного обучения +! + + +! +
Обучающий контроль + + + + +
Ситуационный способ +! +
Способ Побуждение к
продуктивному мышлению применению взятых знаний, умений проявлению инициативы, самостоятельности соревнованию коллективному сотрудкакое количество
Рассказ
Беседа + + + + +
Лекция +
Дискуссия +! + + + +
Работа с книгой + + +
Демонстрация +
Иллюстрация +
Видеометод +
Упражнения + + + +
Лабораторный способ +! + + +
Практический способ + + + + +
Познавательная игра +! + + + +
Способы программированного обучения +! +! + +
Обучающий контроль + + + + +
Ситуационный способ +! + +! +

Ответьте на вопросы, пользуясь предложенными вариантами ответов.

II. Возможно ли вычислять анализ, синтез, индукцию, дедукцию способами обучения? Опираясь на знания из области философии, педагогики, психологии, проанализируйте альтернативы и придите к верному ответу, опредробив тем самым собственный отношение к правомерности выделения индуктивных и дедуктивных способов обучения.

1. Возможно, поскольку они показывают путь овладения знаниями.

2. Анализ, синтез, дедукция и индукция являются базными формами мышления обучающихся, при помощи которых они овладевают знаниями, следовательно, это и имеется способы обучения.

3. Анализ, синтез, дедукция и индукция являются категориями психологии, а не дидактики, исходя из этого к способам обучения они никакого отношения не имеют.

4. Анализ, синтез, дедукция и индукция являются способами логического мышления, а не обучения, исходя из этого неправомерно вычислять их способами обучения.

5. Запрещено, потому, что дедукция и индукция не ведут к достижению цели обучения.

III. Возможно ли вычислять, что только кое-какие особые способы стимулируют потребность и интерес обучаться, побуждают обучающихся к учению?

1. Нет, это неспециализированная функция всех способов, используемых в школе.

2. Да, только отдельные способы, такие, к примеру, как контроль, побуждают обучающихся к учению, остальные нейтральны в этом отношении.

3. Ни один способ намерено не направлен на побуждение к учению.

4. Способы — это пути (методы) успехи цели, никаких вторых функций они не делают.

5. Побуждение к учению — побочная функция всех методов.

IV. Возможно ли вычислять, что функция управления свойственна только отдельным способам?

1. Да, для данной цели созданы особые способы.

2. Нет, это неспециализированная функций всех способов.

3. Ничего определенного сообщить запрещено: все зависит от событий.

4. Управление по большому счету не функция способа, при помощи способа только достигаются дидактические цели.

5. Функция управления — побочная для всех способов.

V. Из перечисленных утверждений выберите способы обучения:

1) беседа; 2) устное изложение; 3) лекция; 4) рассказ; 5) инструктаж; 6) объяснение; 7) разъяснение; 8) работа с книгой; 9) эстетическое воспитание; 10) видеометод; 11) проблемное обучение; 12) спор; 13) дискуссия; 14) познавательная игра; 15) трудовое воспитание; 16) повторение изучаемого; 17) способы программированного обучения; 18) демонстрация; 19) обобщение; 20) индуктивный; 21) иллюстрация; 22) стимулирования; 23) упражнения; 24) дедуктивный; 25) практический способ; 26) лабораторный способ; 27) подведение итогов; 28) обучающий контроль; 29) комбинированный; 30) ситуационный способ; 31) письменные упражнения; 32) увещевание.

содержание и Сущность способов обучения

Рассказ относится к словесным способам устного изложения. Ведущая функция данного способа — обучающая. Сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная^ Рассказ — это монологическое изложение учебного материала, используемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Данный способ используется в первую очередь в младших классах, в школе второй и третьей ступени он употребляется реже.

По целям выделяется пара видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого — подготовить обучающихся к изучению нового материала, второй помогает для изложения намеченного содержания, а третий — заключает отрезок обучения.

Эффективность данного способа зависит в основном от умения преподавателя говорить, и от того, как выражения и слова, применяемые педагогом, понятны для обучающихся и соответствуют их уровню развития. Исходя из этого содержание рассказа должно опираться на имеющийся у обучающихся опыт, в один момент расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ помогает для обучающихся примером построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно высказывать собственные мысли.

Готовясь к рассказу на уроке, преподаватель намечает замысел, подбирает нужный материал, и методические приемы, способствующие большому достижению цели в имеющихся условиях. Чаще вторых употребляются мнемонические приемы для облегчения и ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования. На протяжении рассказа выделяется и подчеркивается основное. Рассказ должен быть маленьким (до 10 мин), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими способами обучения — иллюстрацией (в младших классах), дискуссией (в старших и средних), а также от условий — места и времени, выбранных преподавателем для рассказа о тех либо иных фактах, событиях, людях.

Беседа относится к самые старым способам дидактической работы. Ее мастерски применял еще Сократ. Ведущая функция данного способа — побуждающая, но с не меньшим успехом он делает и другие функции. Нет способа столь разностороннего и действенного во всех отношениях. Сущность беседы пребывает в том, дабы посредством целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить обучающихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достигнуть усвоения новых знаний методом независимых размышлений, обобщений и выводов. Беседа заставляет идея ученика следокакое количество за мыслью преподавателя, в следствии чего обучающиеся ход за шагом дродвигаются в освоении новых знаний. Преимущества беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, является прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, содействует формированию познавательных сил обучающихся, формирует условия для своевременного управления процессом познания. Громадна кроме этого воспитательная роль беседы.

В некоторых дидактических совокупностях (в частности, про-грессивистской) беседа была поднята до отметки ведущего метода обучения. Но оказалось, что с ее помощью нельзя достичь всех дидактических целей. В случае если у школьников нет выясненного понятий и запаса представлений, то беседа выясняется малоэффективной. Исходя из этого она не может быть универсальным способом, а обязана в обязательном порядке сочетаться с изложением, лекцией, вторыми способами, формирующими совокупность знаний. Помимо этого, беседа не дает обучающимся навыков и практических умений, не разрешает проводить упражнения, нужные для их формирования.

Принципиально важно выделить, что в беседе, как и в других способах обучения, познание может развиваться дедуктивным или индуктивным методом. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных обучающимся неспециализированных правил, правил, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на базе их анализа приходят к неспециализированным выводам.

Современная наука заключила, что беседа наиболее действенна для:

• подготовки обучающихся к работе на уроке;

• ознакомления их с новым материалом;

• закрепления и систематизации знаний;

• текущего диагностики и контроля усвоения знаний. Предложено пара способов классификации бесед. По

назначению выделяются беседы: 1) вводные либо организующие; 2) сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.); 3) синтезирующие либо закрепляющие; 4) контрольно -коррекционные .

Вводная беседа проводится в большинстве случаев перед началом учебной работы. Ее цель — узнать, верно ли обучающиеся осознали значение грядущей работы, прекрасно ли они воображают себе, что и как следует сделать. Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают большой эффект.

Беседа-сообщение новых знаний значительно чаще не редкость катехизической (вопросо-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные преподавателем вопросы). Каждая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе в основном употребляются эвристические беседы. Учитель, умело задавая вопросы, побуждает обучающихся думать, идти к открытию истины. Исходя из этого на протяжении эвристической беседы обучающиеся получают знания методом собственных усилий размышлений.

Синтезирующие либо закрепляющие беседы помогают для обобщения и систематизации уже имеющихся у обучающихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа используется в диагностических целях, и тогда, в то время, когда необходимо развить, уточнить, дополнить новыми фактами либо положениями имеющиеся у обучающихся знания.

Для успешного применения беседы нужна прежде всего важная подготовка к ней учителя. Педагог обязан четко выяснить тему беседы, ее цель, разработать замысел-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать главные и вспомогательные вопросы, каковые смогут появиться по ходу беседы, продумать методику ее проведения и организации — порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т. д.

Крайне важно верно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, содействовать усвоению знаний в совокупности. По форме и содержанию вопросы должны соответствовать уровню развития обучающихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, важного отношения к познанию. Не нужно кроме этого задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.

Весьма ответственна техника осуществления вопросо-ответного обучения. Любой вопрос задается всему классу. И лишь после маленькой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Не нужно поощрять учеников, «выкрикивающих» ответы. не сильный необходимо задавать вопросы чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы. Не ставятся долгие либо «двойные» вопросы. В случае если никто из обучающихся не имеет возможности ответить на вопрос, необходимо его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос. Не нужно получать мнимой самостоятельности обучающихся, подсказывая наводящие слова, слоги либо начальные буквы, по которым возможно дать ответ, не затрудняясь размышлениями.

Успех беседы зависит от контакта с классом. Необходимо следить, дабы все обучающиеся активно учавствовали в беседе, пристально выслушивали вопросы, обдумывали ответы, разбирали ответы своих друзей, стремились высказать собственное вывод. Любой ответ пристально выслушивается. Верные ответы одобряются, ошибочные либо неполные — комментируются, уточняются. Обучающемуся, что ответил неправильно, предлагается самому найти неточность, неточность, и только тогда, в то время, когда он не сумеет этого сделать, призывают на помощь товарищей. С разрешения преподавателя учащиеся смогут задавать вопросы друг другу, но, когда учитель убедится, что их вопросы не имеют познавательной стоимостейности и задаются в целях мнимой активизации, это занятие направляться прекратить.

Педагогу направляться знать, что беседа — неэкономный и сложный способ обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, и большого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, нужно взвесить собственные возможности, возможности обучающихся, дабы не допустить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет тяжело.

Интерактивные способы обучения в практике школьного образования


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: