Сравнительные исследования в социологии. (?)

На данный момент все большее значение при изучении социальных явлений и процессов покупают сравнительные (компаративные) и интернациональные (межправительственные) изучения, каковые кроме этого являются разновидностью сравнительных изучений. Это обусловлено проблемами глобализации, взаимопроникновением культур, развивающимся интернациональным сотрудничеством, среди них и научным, громадной динамикой социальной судьбе, потребностью социологов приобретать и сравнивать данные об аналогичных социальных сдвигах и социальных процессах в различных группах и социальных слоях, регионах, обществах, государствах. Сравнительные изучения вероятны и достаточно распространены в рамках одной страны, но приобретают распространение и интернациональные исследовательские проекты.

Компаративный анализ – «объяснение и описание различий и сходств (в основном различий) условий либо результатов развития больших социальных единиц, в большинстве случаев – регионов, государств, культур и обществ».

С формальной точки зрения при сравнении эмпирических разрешённых должны соблюдаться следующие правила, нужные в логике экспериментального анализа:

(1)два состояния одного процесса сопоставимы, если они содержат хотя бы одно неспециализированное свойство либо показатель;

(2) ни один фактор не может быть признан причиной сравниваемых явлений, в случае если в одном случае при регистрации изучаемого явления он имеет место, а в другом — нет (правило согласия Милля);

(3) вместе с тем этот фактор не может быть причиной изучаемого явления, в случае если в одном случае (исследовании) он имеет место, а само явление не фиксируется, не смотря на то, что в другом случае (изучении) дело обстоит так, что регистрируются и явления, и этот фактор (правило различия);

(4) наконец, некоторый фактор (условие, обстоятельства…) не имеет возможности точно принимать во внимание определяющим в отношении изучаемого процесса, в случае если в другом случае (в другом изучении) наровне с ним изучаемому процессу сопутствуют другие факторы

Эти логические правила, напоминающие нам о строгости экспериментального вывода, нельзя игнорировать. Но неприятности сравнительного анализа никоим образом не сводятся к формальным процедурам. Это прежде всего — область содержательного, вдумчивого изучения и лишь после этого — формально-количественной оценки существенности различий. В каких как раз качествах сопоставимы и в каких — несопоставимы для сравнения изучаемые объекты, каковы ограничения сопоставимости по объективным условиям, по выборке и составу обследуемых, по выделенным показателям?

Особенные трудности появляются в международных сравнительных изучениях, где кроме того при соблюдениивсех формальных правил единства методик исследования и выборки появляются неприятности, которые связаны с различием образа судьбы, культуры, реакции и восприятия людей на одинаковые стимулы (к примеру, вопросы анкеты). В различных государствах разны стандарты благосостояния, совокупности образования, социально-профессиональные дистанции, социальная структура, темперамент социальных взаимоотношений, идеология и мировоззрение, культура, ее стереотипы, целый уклад судьбы.

При интерпретации данных межнациональных (интернациональных) изучений действие социально-экономических и социально-культурных факторов, конечно, выдвигается на первый замысел. Но в методическом нюансе такое действие возможно бережно фиксировано при условии, что уже в разработке инструментария изучения качественные различия между странами приняты во внимание и на стадии пилотажа методик были предприняты соответствующие коррекции всех инструментов изучения. С целью этого производят аккуратное сопоставление основных параметров выборок: отнесение к социальной группе, выравнивание по уровню образования, вторым подобным показателям социального статуса, а после этого реализовывают утомительную работу по идентификации методик, в особенности опросных. В последнем случае социально-культурные различия опрощеных смогут радикальнейшим образом пооказывать влияние на сопоставимость результатов межнационального изучения.

В межрегиональных изучениях очень принципиально важно принимать к сведенью всю дешёвую из имеющейся статистики данные об изюминках экономических и социальных условий жизнедеятельности населения в сравниваемых регионах; сведения о производственном потенциале и развернутости инфраструктуры, о различиях в уровне заработной платы и прожиточного минимума, о положении с трудовыми ресурсами исведения о миграционных потоках, национальном составе и неспециализированной плотности населения и т. д.

Для чего социологи, психологи, политологи и экономисты изучают сокровище? | Рональд Инглхарт


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: