Сравнительный анализ и классификации стереотипов восприятия

В данном параграфе будут рассмотрены классификации стереотипов. По окончании того, как они будут рассмотрены, будет сделан их сравнительный анализ. Классификации будут идти по принципу количественного возрастания: от меньшего числа к большему.

Первая классификация в собственности автору научной статьи «реагирования и Стереотипы восприятия» В. Чургееву. Он классифицирует стереотипы по трём направлениям.

1. Стереотипы реагирования

Данный раздел возможно охарактеризовать как противопоставления двух явлений: ответная реакция и раздражитель на него. В данном контексте серьёзен не, сколько сам стереотип, сколько реакция на него. В этом случае стереотип выступает инструментом чтобы понять реакцию на ту либо иную смоделированную обстановку (как мы не забываем, стереотип – это некая программа, код, каковые разрешают скоро ответить на моментальные выводы и знакомую ситуацию по отношению к вышеперечисленному)

В случае если возвратиться к первой мысли, про противопоставление, то обстановка может принять формы и такие виды, каковые выражаются в таких маленьких логических цепочках.

Чувство вины – оправдание Победа – радость Поражение – уныние Вопрос – ответ Авторитет – уважение (либо послушание)

Иногда в эту цепочку смогут войти умозаключения и выводы, как ответ на конкретные обстановки. Так, к примеру, у Чугреева, где он берёт такую логическую цепочку как «Мы верим в тебя, мы сохраняем надежду на тебя – я обязан оправдать надежды и доверие»[25] как реагирование на чаяние и надежду людей в сторону индивида, на которого была направлена эта идея. Т.е человек ожидает, что в ответ на его воздействие последует санкция от общества либо окружающих.

2. оценки и Стереотипы восприятия

В случае если сравнивать с прошлым пунктом классификации, где центральный интерес воображает реагирование, то в этом случае, реагирование есть одним из основных причиной наровне с оценочной стороной, где принципиально важно осознать, как среагировал общество и индивид, и к какой оценке действий пришёл субъект данных манипуляций.

3. Стереотипы мышления

Этот пункт классификации в отличие от двух прошлых разглядывает не сам механизм, не эмоциональную составляющую, а «послевкусие», мыслительные заключения и выводы к каким пришли субъекты. В некоем роде, это модель поведения, при которой индивид либо общество будет вести себя в данной ситуации при повторном действии. Фактически это линия поведения, стратегия последовательных действий, при котором создаётся механизм действий на стереотипы.

В качестве вывода, применимо к данной классификации, можно подчернуть, что классификация разглядывает процесс происхождения, адаптации, развития стереотипа и того, как общество в целом, и индивид, в частности будут на это реагировать (правильнее какая линия «верного» поведения будет господствовать в последствии) на те либо события и иные действия, с которыми, так или иначе, сталкивается данное общество.

У Варламова в собственной статье «Стереотипы: примеры, функции, виды» выделяет четыре классификации.

1. Функция восприятия.

В случае если брать конкретно эту классификацию, то данный пункт возможно охарактеризовать как «неспециализированный». В отличие от последующих, он не принадлежит к какой-нибудь возрастной либо гендерной категории. Данный пункт классификации Варламов в собственной статье характеризует как «Восприятие людей относительно друг друга»[26] в то время, когда люди пробуют с одной стороны, упорядочить окружающее их пространство, иначе – противопоставить себя и собственное окружение как особенную группу, владеющую отличительными чертами перед представителями второй. Причём это противопоставление, старается идентифицировать себя с самая выгодной и хорошей стороны.

Идёт не, сколько противопоставление, сколько демонстрация собственных возможностей и сил. Это происходит в маленьких группах. В случае если забрать как пример (это возможно отнести к группе «возрастной стереотип», но как было увидено раннее эта часть классификации неспециализированная) взаимоотношения своих родителей (взрослых) и ребёнка, (дети/мелкие) то как раз первая подгруппа будет нечайно пробовать смотреться, с позиций детского восприятия, в самый выгодном контексте. В большинстве случаев, это идёт через разговорную составляющую.

2. Межполовые стереотипы

Межполовые (либо гендерные) стереотипы с одной стороны ставят рамки между женщиной и мужчиной, разделяя круг их прав и обязанностей, но с другой – чётко, строго и без каких-либо вероятных исключений жёстко регулируют границы «разрешённого».

В случае если делаются попытки поменять устоявшийся порядок, то это встречает как минимум непонимание со стороны общества, как максимум –

агрессивное противостояние. В случае если отыскать в памяти свойства стереотипов, то пара главных особенностей – медленное изменение и неизменность, даже в том случае, если общество коренным образом изменяется (к примеру, техническая либо научная революция либо национально-политическая революция против ветхого режима). Особенно ярко это выражается, в случае если со стороны «женской половины» начинаются действия, при которых представительницы женской половины стремятся к копированию либо подражанию мужской половины. Так, к примеру, рвение дам носить штаны встретило резкий протест среди общества, либо желание носить маленькие стрижки.

Но очень агрессию приводит к стремлению «женского» иметь равные права с «мужским». хорошим примером есть борьба дам за возможность голосовать. Им пошли на встречу, но это было продиктовано не с тем, что оппозиция была согласна с аргументами просящей стороны, а тем, что это была вынужденная мера. Так как первым дамам, кому было разрешено голосовать, были дамы-англичанки армейского периода 1914-1918 гг., в то время, когда шла самая кровопролитная, на тот отрезок времени, Первая мировая, которая уносила большое количество мужских судеб. Соответственно, страна теряла рабочие руки и голосующих. Эти обстоятельства сподвигли правительство пойти на частичные уступки. Дамы взяли право голосовать, но наряду с этим было множество ограничений. Голосовать имела возможность женщина старше 30 лет, замужняя и которой как минимум было 2 ребёнка. Другими словами, желание было выполнено, но обстоятельства тут носили чисто прагматический и вынужденный темперамент.

В обратной ситуации, в то время, когда «мужской» гендер входит в сторону женского, то возмущений и особых волнений нет. В случае если отыщет в памяти Францию Вежливого века, то в том месте носили чулки и парики, душились (в случае если отыщет в памяти парадные портреты французских либо кроме того король Англии того периода, то волосы на картине это парики, чулки в том месте также прекрасно просматриваются). Всё это считается атрибутами женского начала. И это считалось нормой.

Всё это связано с гендерными стереотипами, где у женщины и мужчины различные роли, а соответственно с этим – различные обязанности, а из всего этого позднее и появляются стереотипы.

Мужчина – это «добытчик» и «охотник». Он несёт ответственность за внешние отношения в социуме. Это «разрешает» представителю мужской «среды» быть неотёсанным, агрессивным. Самые популярные стереотипы, каковые рождаются про мужскую среду: «Для мужчины основное карьера», «Мужчина неизменно сильный» (имеется ввиду физически), «мужчины более рациональны».

Дамы с позиций, стереотипов выступают как не сильный, хрупкие создания, которым не нужно принимать участие в «агрессивных» мероприятиях: спорт, война, политика. Основная задача женщин – быть матерью и женой. Но в также время интеллектуальные свойства дам очень сильно принижают. Стереотипы «Дамы – не сильный создания» «Место дамы на кухне» «…Баба не человек» подтверждают это

3. Возрастные стереотипы

Этот стереотип может идти совместно с традициями, каковые закрепились в данном обществе. В случае если в обществе принято почитание старости, то и стереотипы будут «трудиться» на эту идею, побуждая людей к конкретным действиям. Так, в Спарте, было принято оказывать почтение старикам. Примечателен случай, в то время, когда на Олимпийских играх старик искал место среди зрителей. Все присутствующие на скамейках люди, игнорировали его. В то время, когда же пожилой мужчина дошёл до мест, где сидели спартанские парни, то все как один, поднялись и внесли предложение старику собственное место. Внимание стадиона переключилось на эту обстановку, а все присутствующие рукоплескали «Лишь в Спарте стоит жить до старости» – увидел один из гостей древнегреческой Олимпиады.

В средневековой Персии, напротив, старость считалась позором, потому, что от старика нет ничего хорошего, а сами такие люди требуют ухода, соответственно – трат. Исходя из этого появился обычай, по которому, мужчину, в то время, когда ему исполнялось 60 лет, старший из сыновей отправлял в лес и оставлял в том месте. Не считалось зазорным убить отца в лесу, более того, считалось, что, так, сын оказывает почтение старику-отцу, избавив его от мучений. Отражение этого поступка было кроме того в персидской сказке, лишь главный герой отправился против традиции, покинув отца в живых, исходя из этого, вместо того, дабы убить отца в лесу, он его в том месте запрятал.

Не только по отношению к пожилому возрасту присутствуют стереотипы. Они охватывают и остальные возрастные отрезки в жизни человека.

Что касается детства, то особенной популярностью, вернее главным стереотипом есть стереотип называющиеся «все дети хорошие». Дабы не совершил ребёнок, кроме того пойманный «на месте правонарушения», виноватым окажется любой желающий, но не он сам. примеров и Вариантов может пара, самый распространённые среди них «его сломала улица», «он связался с нехорошей кампанией», «его так разбаловали родители/дедушки-бабушки».

На первый взгляд, ничего нехорошего в подобном стереотипе, с позиций блага ребёнка нет. Но имеется пара факторов «против». Во-первых, с позиций поведения и морали ребёнок может вырасти с мнением и потребительскими наклонностями, что «ему все должны». Вторая обстоятельство кроется уже в другом стереотипе, наименование которому «Все дети глупые» либо, в случае если забрать продолжение этому, то стереотип будет звучать как «Все дети глупые, исходя из этого взрослые лучше знают, как будет лучше для ребёнка (в скобках увидим, не интересуясь его мнением и не задавая вопросы его согласия)»

Следующей возрастной группой являются дети. Самый распространённый стереотип «дети тяжелы в контролировании и воспитании», «дети неотёсанны и невоспитанны».

Что касается первого стереотипа, («дети тяжелы в контролировании и воспитании») то это возможно оправдать двумя обстоятельствами биологической и социальной. Что касается, биологической, то это период, в то время, когда организм подвергается самоё сильным трансформацией, как физического свойства, так и гормонального характера. Для любого организма, в независимости от развития и характера, это стресс. Исходя из этого ребёнок, уязвим, тут в силу вступает уже второй стереотип «лучшая защита – это наступление», при которой выговор с ребёнка смещается на его окружение. Также, переходя на новую, более высокую возрастную группу, ребёнок приобретает не только права, но и обязанности, каковые обязан делать. В отличие от прошлого собственного состояния, (ребёнок) где у ребёнка эти обязанности отсутствуют либо наличествует чисто номинально, не являясь важными и важными (полить цветы, сходить за хлебом, покормить кота/собаку/рыбок). Исключаются случаи, где ребёнок должен заниматься важными делами и трудиться, как к примеру, в бедных государствах.

Вторая обстоятельство, как было названо раннее – социальная. Ребёнок, это уже не ребёнок, к которому машинально хорошее настроение. От ребёнка ожидают решений и действий, каковые, в большинстве случаев, возлагаются на взрослых. Для ребёнка, это стресс. Помимо этого, как раз в подростковом возрасте, тинэйджер начинает вспоминать о том, кто он и каково его место в данном мире, в данном обществе, данной нише. не меньше остро стоит вопрос как он воспринимается окружающими, в частности ровесниками. Это также морально давит, и единственный метод выплеснуть напряжение – словесно.

Второй стереотип про подростков – «дети неотёсанны и невоспитанны» связан с юношеским максимализмом, при котором ребёнок «приверженец крайностей, полутонов не признает…маниакальное рвение делать выводы вторых … и развешивать ярлыки»[27], при котором он стремиться к Справедливости и Правде (правильнее к тому, что он под этими понятиями имеют ввиду). Не осознавая до тех пор пока, что мир не продолжается лишь на две категории, («хорошее» и «нехорошее», «хорошее» и «злое», «белое» и «тёмное») ребёнок вступает в конфликт с окружением и обществом.

Само «подростковое буйство» также возможно частично стереотипом, потому, что не все дети являются радетелями и бунтарями свободы.

По окончании подросткового идёт «взрослость», в котором господствуют собственные стереотипы, к примеру, таковой как «Взрослые люди умные». Данный стереотип, по логике есть верным, в случае если идти По другому стереотипу «чем старше становишься, тем умнее будешь». Но в первом стереотипе имеется большое количество сложностей. К примеру, биологическая. Не все из людей рождаются талантливыми, возможно быть интеллектуально не развитым. помимо этого, кка правило, в понятие «ум» вкладываются удачи в учебной деятельности, (школа, колледж, университет) удачи в котором, машинально делают человека «умным». , если человек обучался «средне», напротив, он считается человеком, «не блещущим умом». Наряду с этим «умный» с позиций профессиональной деятельности может занимать низкую должность либо трудиться не на «респектабельной» профессии (тут возможно заметить стереотипы про «хорошие и верные» профессии, либо, напротив, про «нехорошие») а «двоечник» достигнуть успеха.

Вторая обстоятельство «против» стереотипа, социально-психотерапевтическая. Не все умственно либо духовно переходят по-настоящему во взрослую судьбу. Возможно остаться на подростковой стадии, причём всецело отдавая в этом отчёт (исключаем из всего этому психологические расстройства) потому, что со «не сильный» меньше спросу, у нег меньше обязанностей, он несёт меньшую ответственность. Про таких людей говорят, что у них инфантильное поведение.

Но в случаях, в то время, когда такие люди пробуют доказать подросткам и детям собственную значимость и продемонстрировать власть, они «быстро» вспоминают, что «зврослый человек умный», соответственно – «взрослый неизменно прав», по причине того, что «Все дети глупые, исходя из этого взрослые лучше знают, как будет лучше для ребёнка».

4. Этнические стереотипы

Этнические стереотипы формируются, чтобы, во-первых, охарактеризовать представителей второй национальной группы по каким-либо специфичным чертам, характерных этой нации. Во-вторых, национальные стереотипы экономят время, давая уже готовый вариант определяющих черт представителей тех либо иных национальностей, по которым как раз их будут идентифицировать.

С одной стороны национальный стереотип несёт в себе частичную истинность, с другой – идёт гипертрофированность либо частичное искажение, причём в отрицательном ключе. Это связано с тем, что индивид, общество либо государство оценивает другую нацию со своей точки зрения и собственного мировоззрения и базисного восприятия.

А.В. Дуаз, психолог Женевской школы и представитель социальной психологии также выделил четыре пункта в собственной классификации:

1. Лично-психотерапевтическая

В случае если охарактеризовать данный пункт, то есть самоё «узким» по количеству субъектов, каковые принимают стереотипы восприятия. В данном пункте рассматривается, как личность разглядывает и принимает окружающее её общество. Ко мне входят автостереотипы, национальные стереотипы, гендерные стереотипы и многие другие.

2. Межличностная

Данный пункт есть переходным между личным и коллективным. Тут стереотипы появляются между общающимися. Объектом стереотипов смогут стать каждые внешние факторы: одежда, украшения, наружность, поведенческие нюансы, опытная сфера.

По одежде люди делают выводы, какой человек с позиций статуса и материального положения. Эта точка зрения возможно неверной по многим причинам. По настоящему обеспеченные люди, у которых пара предшествующих поколений также были обеспеченными, в большинстве случаев, не будут наряжаться кричаще богато. Именно, напротив, тех, кто пробует показать в повседневной судьбе дорогие уборные и кричаще богатые украшения, это те, кто стремятся к достатку, но сами таковыми не являются. На Западе трудится концепция, при которой миллионеры и весьма богатые люди наряжаются робко и неприметно.

Что касается внешних факторов, то нечайно трудится стереотип, что «прекрасный человек – хороший/хороший человек», а люди, имеющие неприметную либо не красивую наружность, являются обладателями не самого приятного характера. Возможно высказать предположение, что предпосылками и истоками для появления аналогичных стереотипов являются мультфильмы и детские сказки. В большинстве случаев, хорошие храбрецы – изображены красиво и выглядят симпатично, злодеи же напротив – являются непривлекательными. «Красная Шапочка» к примеру. Отыщем в памяти, с чего начинается сказка: «Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было». А волк постоянно характеризуется прилагательным «ужасный». Кроме того цветовая гамма, подчинена стереотипам «яркие тона – хорошие персонажи», чёрные – отрицательные. В диснеевском мультипликационном фильме «Русалочка» основная героиня очаровательна, Урсула, храбрец-антагонист (а правильнее злодей) выглядит отталкивающее. Кроме того цветовая гамма подсказывает расстановку сил, зелёный цвета и красный, против тёмного. Второй таковой мультфильм «Спящая красавица» также диснеевского производства. Красавца Аврора в ласковых красной и светло синий гамме, против малопривлекательной Малефисенты, которая также, как и Урсула, облачена в тёмный. Заметив и запомнив подобные модели в юные годы, ребёнок, позднее ребёнок и более взрослый человек, неосознанно будут переносить это в уже в настоящую судьбу

Что касается поведения, то трудятся нехитрые стереотипы «в случае если человек нагрубил – то он невоспитанный» либо «человек, что вам радуется – хороший». Тут отрицательным моментом выступает одно из особенностей стереотипа – поверхностность.

Услышать колкость в собственный адрес малоприятно, но необходимо разобраться, с чем связана эта модель поведения, имеется ли в ней «уважительная» либо «смягчающая» обстоятельства. К примеру, такие как, сложность в семье, заболевание человека, усталость. В этом случае, запрещено сразу же вывешивать ярлык «нехорошей» на человека.

Опытный фактор также может стать прицелом для стереотипов. К примеру, стереотип, что на данный момент именуется «Ты же врач»/ Ты же программист», при котором считается что человек определённой профессии, не просто блестяще знает собственное ремесло, но и может совладать с самыми неисправимыми случаями.

3. Функция коллективного представления

Именно на данной ступени, согласно точки зрения Дуаза, «зарождается социальный стереотип и функционирует именно на этом уровне»[28], потому, что стереотипы создаются (как сообщено, было в прошлом параграфе) или «сверху» (государство), или «снизу», (общество) как в этом случае. Коллективное представление есть логическим продолжение прошлых двух пунктов, каковые совместно являют собой, цепочку, по которой появляются и развиваются стереотипы, закрепляясь в коллективном представлении либо в идеологическом уровне.

К примеру, что касается России, страны, в которой постоянно преобладало крестьянское население, у которого было мировоззрение «коллективного» характера, при котором все члены общины («мира») должны делать чётко определённые обязанности. Наряду с этим общинник не должен выделяться, потому, что это мешает установленному порядку.

Советское наследие не на большом растоянии ушло от своих предшественников. Идею равенства, что была провозглашена ещё задолго до создания СССР, воплощалась очень специфично. Это не какое количество имущественное равенство, сколько равенство по отношению к одинаковости мышления, образа судьбы. Андре Жид, французский автор, посетил в 30-е годы советскую Москву, писал про советских людей: «Все друг на друга похожи. Нигде результаты социального нивелирования не заметны до таковой степени, как на столичных улицах… В одежде исключительное однообразие. без сомнений, то же самое обнаружилось бы и в умах, если бы это возможно было заметить»[29].

Всё это результаты социального стереотипа, что именуется «не выделяйся, будь как все», есть наследием двух прошедших эр, где это ещё было более-менее актуально, разрешало выжить и строить публичные отношения. Но сейчас, в то время, когда ориентация идёт наличное, частное, в то время, когда актуальны лозунги «Я у себя одни», «Это не вас большое количество, а Я один (одна)», «Живу (Я) лишь один раз», «я один таковой (-ая) на свете» (против расхожей фразы «Я одна, а вас большое количество») очевидно не коллективные, стереотип по инерции, существует и функционировать. Наряду с этим достаточной степени мирно существует с «эгоцентристкой» идеологией, не входя с ней в конфликт.

4. Идеологическая.

В случае если все прошлые стереотипы, в большинстве случаев, идут «снизу», рождаются и появляются в обществе, имея, в большинстве собственном, стихийный темперамент, то идеологические стереотипы создаются собирается, продуманно, под влиянием конкретных обстановок (к примеру, внешнеполитических, в то время, когда выстраиваются отношения одного страны с представителями другого), и распространяются они «сверху».

В отличие от всех других стереотипов, идеологический есть самым мобильным, он в большинстве случаях перестраивается под действием внешних факторов. Более того, в сознании людей может в один момент жить пара пластов идеологического стереотипа, каковые по существу, смогут, различаться, но наряду с этим не вступают между собой в логический конфликт.

Так, к примеру, люди солидную часть судьбы, прожившие в советском Альянсе, окружающий мир, в той либо другой степени разглядывают с позиций советских совершенств. Частично это сравнение, потому, что перед индивидом стоят две модели развития общества. Причём сравнение делается по принципу, лучше либо хуже стало, если сравнивать с прошедшей эрой. В случае если стало, согласно точки зрения индивида, стало хуже, то звучит, в особенности от представителей пожилого поколения стереотип-фраза «Сталина на вас нет». В случае если что-то, снова же, согласно точки зрения индивида, стало лучше, то в адрес бывшего СССР звучит слово «Совок», как знак всего самого нехорошего. Наряду с этим в людях живёт две идеологии, каковые редко вступают в конфликт между собой.

Помимо этого, идеологический стереотип помогает как скрепление между властью и народом, государством и народом. В большинстве случаев, это национальная мысль, которая подчёркивает особенность, иногда кроме того «избранность» представителей данной страны.

В качестве аналогичного примера может выступить Российская Федерация, которая отождествляет себя и «народ» как носителей особенной «миссии», а государство – как последний и единственно хороший для «Верховный Цели». «Документом», в котором прописаны либо заметны подобные мысли есть концепция монаха Филофея, которая стала называться «Москва – третий Рим», в которой Российская Федерация – защитник веры и оплот «праведности православной»

Второй «теорией», где очевидно прослеживается идеологический стереотип, есть концепция С.С. Уварова «Православие, Самодержавие Народность». В ней министр народного просвещения пробовал (на фоне европейских революций, где страны из монархических превратились в буржуазные) сохранить консервативные элементы русского общества, скрепляя, согласно точки зрения правительства, самые актуальными элементами. Это была идеология, через которую формировалось «Мы», дабы противопоставить возможно страшным «Им». В также время данный идеологический стереотип преследовал цель упрочнения власти, потому, что в данной концепции значимую роль, исходя из заглавия, играется самодержавие в лице императора и – русского правящего монарха царя, что знает, как верно необходимо поступить в той либо другой ситуации. По причине того, что была опасность повторение европейского «сценария» в Российской Федерации, при котором монарха оставляли в качестве символа нации и дани традиции, что не имел политической, национальной и интернациональной силы.

Цель же проекта Уварова не только сохранить, но и укрепить престиж императорской династии и монархии в целом. Император Николай I строго смотрел за тем, дабы сохранить Россию в уже имеющемся национальном строе. Это было продиктовано тем, что попытка выстроить республику, была сделана на протяжении воцарения самого Николая на престол в декабре 1825 года. Декабристы (в зависимости от общества, в котором они состояли) желали или стереть с лица земли монархию, или покинуть, но с обязанностями и ограниченными правами.

Исходя из этого, исходя из вышеперечисленного, идеологические стереотипы стоят на страже уже имеющегося национального слоя. Помимо этого, подобные стереотипы несут сближающую идею между народом, между властью государством и (народом) при которой в стране обеспечивается порядок и мир, без каких-либо внутригосударственной нестабильности и народных волнений.

Большее количество пунктов, если сравнивать с прошлыми классификациями стереотипов, отмечают в собственной книге «Социальная педагогическая психология» исследователи А.А. Реан и Я.Л. Коломенский. выделили уже шесть пунктов в классификации.

1. Антропологический

Частично данный вид классификации дублирует классификацию Дуаза, ( подпункт «межличностый») в которой успех индивида зависит от внешних факторов. Лишь, в случае если в том месте физиологическая привлекательность была одним из факторов, то в данном подпункте классификации Реана и Коломенского – главным.

В большей мере понятие «красота» зависит не от национальных либо публичных стандартов красоты, а от того, считает ли конкретный индивид красивым данного индивида.

При хорошего восприятия, человеку предписывают все вероятные добродетели. Таковой человек, с позиций характера, есть хорошим, сострадательным, радостным. По интеллектуальным свойствам «прекрасный» человек оценивается как умный, чисто машинально, без доказательств, причём в любой сфере знаний.

При отрицательного восприятия, «некрасивому» человеку предписываются средние либо низкие свойства. С позиций характера, для того чтобы человека кроме этого оценят ниже, нечайно приписывая ему недочёты: равнодушие, злобу, он не будет принимать во внимание «душой компании».

2. Этнонациональный

Как и прошлый подпункт, этот также частично, есть сходным с пунктом прошлых классификаций, в частности – Варламова. Но в случае если в том месте описывались этносы, то тут главным нюансом будут являться национальности.

Стереотипы про национальности имеют как естественные, так и неестественные обстоятельства.

К естественным обстоятельствам возможно отнести то, представители одной национальности поверхностно привычны с нравом и бытом второй. Причём чем дальше территориально находится страна, где живут «дальние» национальности, тем больше про них появляется стереотипов. Про ближайших соседей известно больше, потому, что государство вынуждено налаживать, как минимум, приграничные и торговые отношения. То же касается и тех стран, с которыми складываются дипотношения. Большую роль в успехе дипломатической миссии, кроме команды дипломатов руководителя и умелых действий государства, играется знание культуры второй страны, её особенностей и обычаев людских взаимоотношений. Те страны, с которыми идёт интернациональный диалог, про них известно больше, чем про те страны, где в силу событий отсутствует надобность поддерживать дипотношения.

То же возможно сообщить про страны, каковые возможно входят в зону заинтересованностей второй страны. Дабы наладить интернациональный диалог, также необходимо иметь хоть какие-то точные знания.

К неестественным обстоятельствам возможно отнести текущие отношения одной страны с другими странами. , если государства являются союзниками, образ этой страны будет пропагандироваться в хорошем ключе, дабы убедить людей в правильности ответ власти. И напротив, в то время, когда отношения между странами охлаждаются и являются напряжёнными, не говоря про явное военное либо политическое противостояние, образ враждующего страны будет пропагандироваться как образ «агрессора» и «врага».

Обрисованное выше есть созданием стереотипов «сверху», через господствующие классы: политическую элиту, первых лиц стран. Но стереотипы смогут показаться «снизу», через общество. Это смогут быть путешествия, причём это может носить обоюдный темперамент: в то время, когда человек путешествует за границу, и напротив, в то время, когда носитель второй страны приезжает в другую. На фоне обоюдного общения, в то время, когда люди наблюдают и оценивают происходящее со собственного мировоззрения, в особенности, в то время, когда не хорошо либо плохо знаком с культурой «гостя» и появляются стереотипы. Причём в появлении национального стереотипа истоком случит коллективный стереотип, в то время, когда по одному чужестранцу либо группе делают выводы по всей стране, не оставляя место для альтернативы.

Следуя из вышеперечисленного, будут приведены обычные стереотипы про пара наций. направляться не забывать, что не все носителя того либо иного этноса подвержены стереотипной характеристике либо черте характера, они видятся значительно чаще.

Японцы

«Трудоголики»

В Этом стереотипе звучит мысль того, что обитатели Страны восходящего солнца не просто трудолюбивы, а являются хроническими трудоголиками, чуть ли не всю жизнь живущие на работе, без которой не воображают собственной жизни.

В действительности, дело обстоит пара в противном случае. Японские компании строго регламентируют время, до которого необходимо пребывать в офисе. Кроме того в случае если сотрудник-японец переделал все вероятную работу, а новой не предвидится, он будет проводить в строении до конца рабочего времени.

Второй распространенный стереотип – японцы кланяются собеседнику, по причине того, что уважают его. Это частично правильно, потому, что поклон – это универсальный символ внимания. От силы и времени поклона зависит, как ответственным японец вычисляет собственного собеседника. Но через поклон возможно выделить собственное негативное отношение. Это связано с тем, что в этикете и японской культуре запрещено говорит слово «нет». Это ведет к тому, что уже через тела и язык жестов показывают недовольство.

Китайцы

«Трудолюбивые и едят всё без исключение»

Частично данный стереотип связан с тем, что всю землю пользуется китайской продукцией, приписывая китайцем трудолюбие и высокую работоспособность. Но, более правильная обстоятельство – количественный состав китайцев – свыше миллиарда человек, которых необходимо прокормить. Тем более большое число людей создаёт борьбу, при которой свободно возможно появляться «за бортом» в экономической и торговой сферах. Для китайцев весьма актуально известное высказывание «Кто не работает– тот не ест».

Британцы

«Консерваторы»

Самый распространённый стереотип про обитателей туманного Альбиона звучит следующим образом «британцы строго следуют традициям предков, им чуждо всё новое». Данный стереотип имеет только частичное подтверждение, британцы выполняют традиции и страны и предков (самый узнаваемая традиция – чаепитие строго в 5 часов вечера, несмотря на дела и занятость).

Дело в том, что географически, британцы отделены от европейского континента проливом Ла Маншем, а от Америки – Атлантическим океаном. Это стало причиной тому, что предки британцев были отрезаны от Европы, как географически, в том месте и культурно. Эта изоляция (временная) породила то, что у британцев «собственная» культура. Дабы не утратить собственное «Я», в условиях глобализации, британцы решили сохранить быт предков «милой старины».

В также время британцы вопреки стереотипам, приветствуют технические и культурные новинки, органично вмешивая в собственную культуру. Данный стереотип показался по причине того, что консерватизм путают с ретроградством. Отличием помогает то, что при консерватизме, к новшествам относятся бережно, в случае если прогресс не мешает обществу, не причиняет вред, то его принимают, в случае если нет – оставляют до тех времён, в то время, когда это возможно будет применять. При ретроградстве напротив, любое новшество, в не зависимости от черт, объявляются «пагубными» и «вредными»

Исходя из этого рождается стереотип про британцев, каковые гордятся предками, не взирая ни на что на свете.

Немцы

«Педантичные и пунктуальные»

Немцев, с позиций крылатых выражений, возможно охарактиризовать так: «Ход вправо, ход влево – (равняется) расстрел». Немцы, как вычисляет стереотип, «ни при каких обстоятельствах не будет нарушать правила», кроме того в случае если это никто не заметит, а также, в случае если в этом кроме того имеется суть. Немец ни при каких обстоятельствах не перейдёт дорогу на красный цвет, даже в том случае, если автомобилей нет, времени большое количество, на улице поздний вечер. Строго «по линеечке» и без отходов от буквы Закона.

Это стереотип имеет следующее объяснение: при законов и нарушения правил, нарушитель, как в каждый западной стране, будет платить штраф либо будет трудиться на принудительных работах. Что касается штрафов, то размер их не символический, а прекрасно бьющий по финансам. Так как с деньгами немцев учат обращаться бережно с самого детства, то несложнее будет выполнять правила и законы.

Очень развитый стереотип про немцев

3. Социально-ролевая

Прежде характеризовать этот пункт классификации, направляться обратиться к определению «социальная роль». Социолог П. Бергер трактует термин «социальная роль» как «совокупность ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами»[30].

Одинаковый человек может играться сходу пара социальных ролей. Рождаясь на свет, индивид принимает на себя социальные роли: новорожденный и «сын/дочь», и «брат/сестра», и «внук/внучка». Это лишь социальная роль в домашних отношениях.

Во взаимоотношениях человек также окружён социальными ролями –

«лучший приятель», «приятель», «друг», «привычный», «прохожий». Социальная роль возможно и не хорошей «недоброжелатель» и «враг/соперник» также являются частью социальных ролей.

Любая из социальных ролей предписывает поведения и определённый набор качеств. Предполагается, что носитель социального статуса «ученик» буде вести себя уважительно с преподавателем: здороваться, подниматься на протяжении появления, именовать учителя по имени-отчеству. Выполняя эти правила, «ученик» будет мирно и без неприятностей жить в данной социальной нише. При же нарушений базовых правил, его ожидают санкции или от собственной же социальной ниши, («одноклассники») или от яркого начальствующей ниши, к примеру «преподаватель».

Однако, в социальной роли допускается некое отхождение от правил. Так «преподаватель», на собственное усмотрение, возможно строгим, быть может и хорошим, от его выбора зависит, будет ли он держать расстояние либо постарается настроить отношения в классе на дружеские.

4. Социально-статусный

неспециализированное положение личности либо социальной группы в обществе, которое связано с определённой совокупностью прав и обязанностей.

5. Вербально-поведенческая

Наименование этого подпункта классификации показывает, что ключевую роль тут играются две составляющие: поведение и речь.

Что касается вербального нюанса, то тут упор делается не на внешний, либо национальный факторы, а на манеру речи. Принципиально важно да и то, что человек говорит, но и как. Индивид, что говорит на приятные для собеседника темы, машинально рассматривается как «хороший». И, напротив, при беседе на волнующие и неприятные для собеседника темы, будет восприниматься прохладно.

При вербальном общении ключевую роль играется то, сходится ли вывод одного человека с мнением другого. При совпадении мнения, человек делается «идейным единомышленником», что положительно воспринимается индивидом. При несовпадении мнения вероятны варианты. С одной стороны, если не дошло до полемики, это не вызывает очень неприятных эмоций, с другой – тот, кто высказывает прямо противоположную точку зрения, может нечайно стать «чужим», особенно в случае если вследствие этого появился спор.

При вербальном общении важно, как говорит человек. В случае если его обращение негромкая, то он не воспринимается в серьёз, по причине того, что «в случае если негромко говорит, значит человек не не сомневается в себе». Данный же стереотип трудится при сбивчивой либо робкой речи.

Социальная психология Стереотипы восприятия Малые и многочисленные социальные группы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: