Сравнительный анализ подходов к формированию отчета о финансовых результатах в российской и международной практике учета

Отчет о денежных итогах – это документ, что характеризует успешность деятельности компании за определенный период. В деловых и инвестиционных кругах данный отчет употребляется для определения рентабельности, инвестиционной ценности, кредитоспособности компании. Он предоставляет кредиторам и инвесторам данные, благодаря которой они смогут прогнозировать количества будущих финансовых потоков.

Чтобы отчет о денежных итогах и вытекающие из него сведения в пояснительной записки смогли отобразить фактическую доходность организации, были созданы правила построения отчета о денежных итогах [8]. Существует пять правил построения отчета о денежных итогах

Таблица 1 – Ключевые принципы построения отчета о денежных итогах

Наименование принципа Экономическое значение
Принцип расчета денежного результата способом брутто Недопущение доходов статей и взаимозачета расходов
Принцип разделения Подразделение первичных доходов и расходов по видам
Принцип построения отчета о денежных итогах по области происхождения Отражения происхождения затрат в регионах производства, управления и сбыта
Принцип периодизации Отражение появившихся в отчетном периоде доходов и расходов в зависимости от отношения к отчетному периоду их обстоятельств
Принцип разделения результата Разделение денежного результата от главной и другой деятельности

Все преобразования отчета о денежных итогах, с которыми сталкивается русский бухгалтер на данный момент, позваны переходом российского отчётности и бухгалтерского учёта на МСФО. Как следствие, содержание отчета о денежных итогах, используемого в Российской Федерации, значительно приближено к требованиям интернациональных учетных стандартов. Цель денежной отчетности в соответствии с МСФО пребывает в представлении широкому кругу пользователей информации о денежном положении, итогах деятельности, трансформации денежного положения компании. В соответствии с МСФО 1 «Представление денежных отчетов», отчет о денежных итогах обязан, как минимум, содержать следующие линейные статьи: — выручка; — результаты операционной деятельности; — затраты по финансированию; — часть убытков и прибыли ассоциированных совместной деятельности и компаний, исчисляемая способом участия; — затраты по налогу; — прибыль либо убыток от простой деятельности; — результаты чрезвычайных событий; — долю меньшинства; — чистую прибыль либо убыток за период [8];

Кроме денежной отчетности компании смогут составлять денежные обзоры для управления, в которых приводятся результаты деятельности компании, ее денежное положение, неопределённости и основные трудности, в которых она трудится. В денежном обзоре смогут быть представлены кроме этого результаты анализа факторов, определяющих денежные результаты работы, мероприятия и действия, предпринятые для роста прибылей и улучшения работы, инвестиционная политика компании, политика в области барышов. Определенное место в документе возможно уделено анализу источников финансирования, политике в отношении заемных средств, мероприятиям, предпринятым в области управления рисками. Не считая указанных документов в составе денежной отчетности смогут находиться отчеты по охране внешней среды, в особенности в случае если компания трудится в отрасли, в которой охране внешней среды общественность придает особенное знание, отчеты о добавленной стоимости и другие дополнительные отчеты, разрешающие уменьшить работу пользователей по принятию экономических ответов. Независимо от содержания денежной отчетности и раскрытия статей в самой денежной отчетности либо примечаниях к ней необходимым требованием МСФО есть определение формы денежной отчетности и каждого ее компонента. Также в ней должна иметь место информация о заглавии отчитывающейся компании, ее организационном положении (несколько компаний либо одна компания), отчетной дате, по состоянию на которую составлена отчетность, либо отчетном периоде, о валюте отчетности, уровне точности расчета показателей. В большинстве случаев денежная отчетность представляется по результатам работы за год. Но вероятно ее формирование за более маленькие временные периоды. При составлении денежной отчетности нужно, дабы она была нужной, т.е. составленной и представленной в течение приемлемого периода по окончании отчетной даты независимо от сложности операций, прошедших в компании. В соответствии с требованиями МСФО данный период образовывает шесть месяцев. Но нередки случаи, в то время, когда она составляется за более маленькое время, что разрешает повысить полезность денежной отчетности для пользователем [7].

Западными стандартами денежной отчетности не предъявляются требования к форме отчета о денежных итогах, отсутствует исчерпывающий список статей отчета, не регламентированы названия статей и порядок расположения. Одновременно с этим выяснен список линейных статей, каковые должны раскрываться в отчете как минимум: выручка, затраты по финансированию; часть предприятия в убытке и прибыли ассоциированных совместной деятельности и предприятий, учитываемых по способу долевого участия; затраты по налогам; прибыль либо убыток и др. Конкретная форма отчета разрабатывается экономическим субъектом самостоятельно на базе минимально определенных требований к содержанию раскрываемой информации и предоставленных рекомендаций по его структуре.

Во всемирной учетной практике беспрекословное соблюдение правил формирования показателей денежной отчетности при построении форм отчета о денежных итогах экономического субъекта и представлении отчетных показателей в нем проявляется в применении различных методических подходов, различающихся по содержанию, расположению и структуре, методам группировки отчетной информации (рисунок 1)

Окончание рисунка 1

Рисунок 1 — Методические подходы к построению содержания и форм отчета о денежных итогах.

При применении выделенных методических подходов приоритетным есть следование установленным правилам, что снабжает формирование надежной информации об экономических событиях с капиталом и активами организации и одновременно с этим уверенность пользователям в обоснованности решений на базе отчетной информации, что для управления есть решающим [11].

содержание и Форма отчета о денежных итогах, правила его составления предопределяют состав разбираемых показателей при принятии экономических ответов заинтересованными пользователями. В соответствии с МСФО (IAS) 1, в котором представлены неспециализированные требования к составлению отчета о денежных итогах (отчета о совокупном доходе), в нем нужно давать аналитическую чёрта расходов и доходов. Стандарт рекомендует два подхода к группировке статей отчета на подклассы: ресурсный (способ «характера затрат») и функциональный (способ «функций затрат»).

Ресурсная классификация, либо способ «характера затрат», предполагает, что затраты объединяются в соответствии с их экономическим содержанием (характером) и не перераспределяются в зависимости от их целевого назначения в организации. Таковой подход основан на классификации затрат по экономическим элементам и разрешает раскрыть источники их формирования.

Определение денежного результата от главной деятельности способом «характера затрат» предполагает сопоставление выручки от продаж продукции (товаров, работ, одолжений) с общей суммой затрат отчетного периода, скорректированной на трансформацию остатков в запасах (готовой продукции и незавершённого производства).

Целевая классификация, либо способ «функций затрат» (способ «себестоимости продаж»), предусматривает разбивку затрат по простым видам деятельности на подклассы в соответствии с их назначением, как часть себестоимости продаж либо административной деятельности. Расчет денежного результата способом «функций затрат» основан на сопоставлении выручки от продаж с себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, одолжений).

На основании вышеизложенного думаем, что для обеспечения гарантированной надежности информации, представленной пользователям в денежной отчетности, нужно единство правил формирования показателей отчета о денежных результатов в русском и интернациональной практике. Это вероятно методом предстоящей гармонизации русском модели учета с МСФО и предполагает разработку нормативных документов по бухучёту, каковые разрешат устранить имеющиеся пробелы в законодательстве и будут содействовать полезности и повышению качества отчетной информации для заинтересованных пользователей[6] .

19 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ и УЧЁТА ДОХОДОВ ПО НОРМАМ РСБУ И МСФО


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: