Средства массовой коммуникации

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, Х класс

Материалы к уроку «Социальная коммуникация»

(раздел 1 «Социальная сфера общества»)

Замысел работы над темой

1. Типы социальной коммуникации.

2. Средства массовой коммуникации.

3. Особенности массовой коммуникации в современном обществе.

Схема.Модель коммуникации по Г. Лассуэллу

Источник: http://evartist.narod.ru/text5/78.htm

Особенное внимание при изучении данной темы направляться выделить работе с медиатекстами. Медиатекст(от лат. media textus «средства, посредники + ткань; сплетение, сообщение, сочетание») — сообщение, текст любого медийного жанра и вида.

Понятие медиатекст появилось в двадцатом веке в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации (медиа), в то время, когда на смену классическому печатному тексту пришли новые разновидности текстов, которые связаны с кинематографом, радио, телевидением, видео, интернетом, сотовыми телефонами и т.д.

Материалы для обучающихся по теме «Социальная коммуникация»

Типы социальной коммуникации

Коммуникация — от лат. communicatio — сообщение, передача и от communicare — делать неспециализированным, разговаривать, связывать, информировать, передавать – объект изучения различных наук (от технических до гуманитарных). Представители различных наук вкладывают различный суть в понятие «коммуникация», и это закономерно.

Коммуникация есть наиболее значимым условием организации и существования общества, исходя из этого для социологии принципиально важно изучение коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются личные и групповые установки деятельности людей. Речь заходит о социальной коммуникации – социально обусловленном восприятии информации и процессе передачи в условиях межличностного и массового общения по разным каналам посредством различных коммуникативных средств.

Коммуникация может происходить на нескольких уровнях — между индивидами, между социальными группами, в рамках одного общества либо между обществами. Исходя из этого выделяют следующие типы социальной коммуникации:

§ по характеру целевой аудитории — межличностную, групповую и массовую;

§ по автору, источнику сообщения — официальную и неофициальную;

§ по методу трансляции — вербальную и невербальную.

Учёные уверены в том, что становление современного информационного общества (общество, в котором ключевую роль играются наука, информация и знание) стало результатом нескольких коммуникационных революций, каковые поменяли не только передачи информации и способы обработки, но и систему ценностей, уклад судьбы людей, метод производства. Революции в истории социальной коммуникации были связаны с возникновением письменности, книгопечатания, электронных устройств.

Периодизация исторического процесса, согласно точки зрения канадского философа М. Маклюэна, выглядит следующим образом: первой была эра человека слушающего – племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве средства коммуникации. Изобретение алфавита, а позже и книгопечатания создало человека наблюдающего, что жил во вторую эру – эру индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью. Третью (современную) эру воображает человек слушающий и наблюдающий – индивид, что существует в условиях электронной (аудиовизуальной) коммуникации.

Большой вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес американский учёный Г. Лассуэлл. Он создал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

§ 1) кто – коммуникатор (тот, кто формирует и передает сообщение);

§ 2) что – сообщение;

§ 3) как – метод передачи сообщения, канал;

§ 4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

§ 5) для чего – с каким эффектом, эффективность.

Процесс социальной коммуникации может исследоваться на различных уровнях: на микроуровне имеется возможность изучить межличностную и групповую коммуникацию; на макроуровне коммуникативный процесс анализируется в сфере социальных университетов – семьи, религии, культуры, образования, экономики и др. Тут речь заходит о массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это влияния распространения и процесс информации в обществе при помощи особых средств — печати, телевидения, радио, кинематографа, интернета и т.д., из-за которых сообщение поступает сходу к многочисленным группам людей. В ходе коммуникации ответственным есть не только то, что передается, по каким каналам проходит информация, но и результативность передачи данной информации.

Массовая коммуникация в первую очередь характеризуется:

1) наличием технических способов, каковые снабжают регулярность, массовость, публичность сообщений;

2) социальной значимостью информации;

3) массовостью аудитории;

4) многоканальностью с возможностью выбора метода коммуникации.

Средства массовой коммуникации в противном случае именуют медиа (от лат. media – средства, посредники). К ним относятся пресса, радио, телевидение, кино, фото, видео, интернет, компьютерные игры и др. Среди средств массовой коммуникации телевидение занимает лидирующие позиции. Современные социологические изучения демонстрируют явный приоритет телевидения в совокупности способов проведения свободного времени у представителей различных поколений.

1 6 СМИ и коммуникации


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: