Старшая школа: 10 -11 классы.

НЕФЕДЕВ С.Н.

(каф. социального и гуманитарного образования, КРИППО)

Т: Требования к экзаменационному эссе, методика подготовки к его написанию

1.Что такое эссе.

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, набросок, очерк».

Эссе — это произведение-рассуждение маленького количества со свободной композицией, высказывающее личные впечатления, мысли по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку и полноту предмета.

Эссе предполагает выражение автором собственной точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, позволяет нестандартного (творческого), уникального освещения материала.

2. Разновидности эссе.

Классификация эссе на две многочисленные группы:

1) личностное, субъективное эссе, где главным элементом есть раскрытие той либо другой стороны авторской личности,

2) объективное эссе, где личностное начало подчинено предмету описания либо какой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, несомненно, принадлежит ко второй группе.

3. Специфика эссе по обществознанию.

Это творческое мини-сочинение по конкретной проблеме Обучающийся обязан коротко изложить собственный взор на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим понятиям и обществоведческим терминам, выводам и теоретическим положениям. И к фактам, почерпнутым из социального либо личного опыта.

Начало (1-й абзац):

1. Указать, какой проблеме посвящено избранное высказывание.

2. Затевать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции.

3. В следующем предложении уместно сформулировать познание высказывания, ставшего темой эссе.

Главная часть эссе:

ПОПС – формула (построения аргументационной конструкции):

П — Положение (утверждение) — Я считаю, что …

О — Объяснение — По причине того, что…

П — Пример, иллюстрация — К примеру, …

С — Суждение (итоговое) — Так, …

При выборе темы выпускник обязан руководствоваться следующими мыслями: «я уверен, что…
1) мне понятен суть высказывания;
2) знаю, с какими главными проблемами обществознания связана эта тема;
3) смогу выразить собственный отношение к высказыванию;
4) обладаю терминами;
5) сумею привести примеры из истории, публичной жизни, собственного опыта».

ЭТАПЫ НАВЫКОВ Написания и Формирования УМЕНИЙ ЭССЕ

Умения и навыки написания эссе по обществоведению, как показывает практика, закладываются в главной школе в 8-9 классах и совсем формируются в старшей школе.

Главная школа: 8 — 9 классы.

1.Обучение развернутому ответу с элементами аргументации при помощи приема «незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю и др,), что…, так как…». Развернутое обоснованное суждение — необходимый элемент эссе.

2.Введение понятий «тезис», «довод»

3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведчестермины и кий понятия:

1) произвести подбор понятий и терминов, благодаря которым возможно раскрыть сущность предлагаемого суждения либо афоризма;

2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.

4.Обучение приемам аргументации собственной позиции на протяжении ведения учебных дискуссий.

Старшая школа: 10 -11 классы.

1.Введение понятия «эссе», определение его значителенных черт

2.Определение структуры эссе

3.Определение требований к содержанию эссе

4.Отработка навыка написания эссе.

1.Требования, предъявляемые к эссе

1.Эссе должно восприниматься как единое целое, мысль должна быть ясной и понятной.

2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать лишь те данные, которая нужна для раскрытия вашей позиции, идеи.

3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4.Любой абзац эссе обязан содержать лишь одну главную идея.

Так, при написании эссе,обучающийся обязан мочь:

  • дробить эссе на смысловые части;
  • сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к второй;

Особенность содержится в том, что определенная тема «привязана» к конкретным областям обществоведческого знания. Но содержание многих афоризмов возможно трактовать очень обширно, а во многих случаях и применительно к любой из названных областей. К примеру, высказывание «Налоги – цена, которую мы платим за цивилизованное общество» (О.Холмз), — экономике, социологии, политологии, правоведению и т.п. Так, отнесенное высказывание к той либо другой области задает определенные границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с применением соответствующей предметной терминологии.

2. Метод написания эссе:

Пристально прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) занимательна вам;

б) вы в целом осознали суть этого высказывания;

в) по данной теме имеется что сообщить (понимаете термины, можете привести примеры, имеете персональный опыт и т.д.).

Выясните основную идея высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но собственными словами).

Набросайте доводы «за» и/либо «против» данного высказывания, применяя черновик. Если вы соберёте доводы и «за», и «против» афоризма, забранного в качестве темы, ваше эссе может носить полемический темперамент.

Для каждого довода подберите примеры, факты, ситуации из судьбы, личного опыта и т.д.

3. На что стоит обратить внимание при написании эссе.

1. Побеждают те работы, каковые написаны кратко, четко и светло.

2. Избегать: а) применения риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств); б) небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение; в) через чур широкой описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

Другими словами, BAСK TO SCHOOL ШКОЛА.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: