Статистическое изучение цен. средняя цена. индексы цен.

Анализ динамики стоимостей — серьёзный этап их изучения. Черта трансформации стоимостей разрешает решить последовательность неприятностей макроуровня: показатели динамики стоимостей употребляются при оценке инфляционных процессов, конъюнктуры и устойчивости рынка, индексации доходов, дефлятировании стоимостных показателей, в сопоставлении разных субрынков, в оценке платежеспособности социальных групп населения и т.д.
моделирование динамики и Расчёт показателей стоимостей разрешает своевременно скорректировать политику цен на компании: не допустить опережающий если сравнивать с общеотраслевым рост цен на фирменный товар, учесть фактический уровень инфляции в росте цен на личные товары, дабы сохранить стабильные доходы и не утратить имидж компании с довольно низкими стоимостями.
Возможность на базе распознанной тенденции прогнозировать изменение стоимостей в отрасли разрешает просчитать собственные возможности и при необходимости поменять курс.
Ведущая роль в статистическом изучении динамики стоимостей в собственности индексному способу.

Индекс — показатель, сопоставляющий цены данного (отчетного) периода с стоимостями какого-либо из предшествующих периодов (базового). Выбор периода и базы сравнения определяется целями анализа.
Сравнение стоимостей одного товара осуществляется посредством личного (однотоварного) индекса стоимостей: i=, где po , pi — цены на товар в базовом и отчетном периоде.
Индекс средних стоимостей используется при изучении трансформации стоимостей товарных групп, стоимостей одного товара по субрынкам и различным территориям:

где — средняя удельная стоиость товарной группы (товара по территориям, субрынкам),
pi,qi — количество и цена реализованного i-вида товара (товара на i-территории либо i- субрынке), i=1, n. Товары должны быть достаточно однородными, дабы их количество поддавалось суммированию.
Финансовые затраты населения на приобретение товаров определяются двумя составляющими: уровнем цен на отдельные виды товаров и структурой продажи (к примеру, рост доли дорогих товаров повышает среднюю цену товарной группы, даже в том случае, если сами цены не изменяются). Различаются два вида структурных сдвигов в продаже: отражающие изменение качества товара и вызывающие лишь изменение средней цены. К последним относится перераспределение товарной массы по территориям, субрынкам, и негативный процесс вымывания из ассортимента недорогих товаров, пользующихся популярностью населения. Для оценки влияния данных факторов на трансформацию средней цены употребляется совокупность индекса средних стоимостей:

Индекс средних стоимостей (переменного состава) = Индекс стоимостей постоянного (фиксированного) состава * Индекс влияния структурных сдвигов на динамику средних стоимостей

Средняя удельная стоиость — это средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров либо совокупности как следует однородных товаров. Она определяется методом деления цены () на общее число изучаемых единиц (). В случае если информацию о продаже представлены в натуральном выражении, то для определения средней величины употребляется формула средней арифметической взвешенной

(18.6)

В случае если информацию о продаже представлены в стоимостном выражении, то средняя удельная стоиость определяется по формуле средней гармонической взвешенной

24. Индекс потребительских цен. Статистическое изучение инфляции.

Индекс потребительских цен (индекс инфляции, англ. Consumer направляться Index, CPI) — один из видов индексов стоимостей, созданный для измерения среднего уровня цен на услуги и товары (потребительской корзины) за определенный период в экономике.

Свойства

• Основывается на фиксированном уровне услуг множества и цен товаров потребительской корзины

• Главный инструмент для расчета инфляции в Соединенных Штатах

• Считается лучшим показателем цены судьбы

• есть индексом Ласпейреса, потому, что при расчете ИПЦ употребляется потребительская корзина базисного года

Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений стоимостей этого года на выпуск базисного года на сумму выпуска уровня и произведения цен базового года. Вся дробь после этого умножается на 100 %.

В Российской Федерации Федслужба национальной статистики публикует индексы потребительских цен , каковые характеризуют уровень инфляции. В качестве базисного периода выступает прошлый месяц либо декабрь прошлого года.

Расчет

Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений стоимостей этого года на выпуск базисного года к сумме выпуска уровня и произведения цен базового года. Вся дробь после этого умножается на 100 %.

Формула для нахождения индекса потребительских цен:

В соответствии с онетаристской концепции американского экономиста И. Фишера, одно из основных условий происхождения инфляции кроется в более стремительном росте финансовой массы если сравнивать с ростом количества настоящего продукта, благодаря чего появившийся избыток денег ведет к их росту и обесцениванию стоимостей. И. Фишер сооружает собственную концепцию на основании выведенного им уравнения обмена, в соответствии с которому алгебраическая совокупность финансовой массы М, находящейся в обороте, и скорости обращения денег V уравновешивает совокупность уровня стоимостей Р и количества настоящих услуг и товаров Q:

Из данного равенства И. Фишер определяет зависимость роста уровня стоимостей:

В случае если составить уравнение темпов роста Тр для непродолжительных периодов времени на основании данной совокупности показателей, то нетрудно видеть, что

Из данного уравнения направляться вывод, что темп повышения цен (инфляции) зависит от темпов роста финансовой массы при неизменяющихся количествах скорости обращения и реального продукта денег.

Немонетаристский подход (кейнсианский) растолковывает обстоятельства инфляции избытком совокупного спроса (инфляция спроса) либо ростом издержек производства (инфляция издержек), что влечет за собой рост и рост цен заработной платы.

Статистика исследует все главные виды инфляции: открытую инфляцию (параллельный процесс издержек и инфляции спроса), структурную инфляцию (появляется в периоды структурных перестроек и сопровождается экономической межотраслевой несбалансированностью) и подавленную инфляцию (появляется в условиях регулируемых стоимостей, благодаря чего появляется избыток и товарный дефицит финансовой массы).

Наиболее значимым показателем в статистическом изучении есть показатель уровня инфляции, что измеряется посредством совокупности ценовых индексов, среди которых громаднейший интерес воображают индекс-дефлятор ВВП (дефлятор ВВП) и показатель нормы инфляции.

Дефлятор ВВП (Iдеф) характеризует степень инфляции по всей услуг и совокупности товаров, каковые производятся и потребляются в данной стране. Он рассчитывается как отношение номинального ВВП (NВВП) к настоящему ВВП (RВВП):

(18.4)

где — валовой продукт исследуемого периода в текущих стоимостях; — валовой продукт в стоимостях базового периода.

В статистическом анализе инфляции употребляется кроме этого показатель нормы инфляции (ИN), что определяется по формуле

(18.5)

где Itи It-1- индексы смежных периодов.

Норма инфляции отражает процентное изменение уровня инфляции за этот период времени. В статистике принято вычислять, что в случае если норма инфляции менее 10%, то имеет место «ползучая» инфляция; в случае если норма инфляции около 50%, то имеет место «гиперинфляция». Норма инфляции 10 — 99% характерна для государств с переходной экономикой либо для развивающихся государств.

Макроэкономика. Номинальный и настоящий ВВП. Индексы стоимостей.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: