Стили, уровни, стратегии и средства общения.

Виды общения.

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется при помощи речи и есть прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и значительно богаче всех форм и видов невербального общения, не смотря на то, что в жизни не имеет возможности всецело его заменить;

2) невербальное общение происходит посредством мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные либо телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и образы и другие ощущения, приобретаемые от другого лица). средства общения и Невербальные формы свойственны не только человеку, но и некоторым животным (псам, дельфинам и обезьянам). Как правило средства общения и невербальные формы человека являются врожденными. Они разрешают людям взаимодействовать между собой, получая согласия на эмоциональном и поведенческом уровнях. Серьёзной невербальной составляющей процесса общения есть умение слушать.

Виды общения по целям:

1) биологическое общение связано с удовлетворением главных органических потребностей и нужно для поддержания, развития и сохранения организма;

2) социальное общение направлено на укрепление и расширение межличностных контактов, развитие и установление интерперсональных взаимоотношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, каковые, являются средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психологическими либо физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, дабы привести человека в определенное физическое либо психологическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение пребывает в передаче друг другу определенных побуждений, установок либо готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по опосредованности:

1) яркое общение – происходит посредством естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2) опосредствованное общение – связано с применением особых орудий и средств для обмена и организации общения информацией (природных (палка, кинутый камень, след на земле и т. д.) либо культурных предметов (знаковые совокупности, записи знаков на разных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение строиться на базе личных непосредственного восприятия и контактов приятель втором общающихся людей в самом акте общения (к примеру, телесные контакты, беседы людей между собой и т. д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми смогут быть другие люди (к примеру, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, домашнем уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение – общение, целью которого есть достижение какого-либо четкого соглашения либо договоренности;

2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное действие одного участника на другого с достаточно четким понятием желаемого результата;

3) диагностическое общение – общение, целью которого есть формулировка определенного представления о собеседнике либо получение от него какой-либо информации (таково общение доктора с больным и т. п.);

4) интимно-личностное общение вероятно при заинтересованности партнеров в поддержании и установлении доверительного и глубокого контакта, появляется между родными людьми и в значительной мере результат предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения именуют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу для того чтобы парного общения устанавливаются как индивидуальные, так и цели и групповые задачи. Знание общностей о содержании общения либо наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между группой и начальником либо коллективом.

Межгрупповое общение свидетельствует контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. цели и задачи межгруппового общения коллективов смогут довольно часто совпадать (общение владеет мирным характером), а смогут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение — отнюдь не безликое аморфное действие. В этом общении любая личность необычный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Общение кроме этого различается на опосредстванное и яркое. В то время, когда используют термин «яркое», то подразумевают общение «лицом к лицу», на протяжении которого любой участник процесса принимает другого и создаёт контакт.

Опосредованное общение — коммуникация, в которую присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, разговор по телефону).

Временной промежуток общения, оказывает громадное влияние на его чёрта. Оно есть неким катализатором смыслового содержания и способов общения. Определить подробно человека за мелкий срок, конечно, запрещено, но попытка определить характера и особенности личности существует неизменно. Долгое общение — не только путь к обоюдному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Долгое общение формирует предпосылку психотерапевтической совместимости, или конфронтации.

Общение кроме этого разделяется на законченное и незаконченное. Законченным общением может принимать во внимание таковой вид общения, что одинаково расценивается участниками. Наряду с этим оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы либо совместного действия выясняется не исчерпанным, не результатным, что преследовала любая из сторон. Незавершенность общения возможно позвана объективными либо субъективными обстоятельствами. Объективные либо внешние обстоятельства — разъединение людей в пространстве, запреты, дефицит средств общения и другие. Субъективные — обоюдное либо одностороннее отсутствие жажды продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

Источник:

Т.Л. Рыжковская. педагогики и Основы психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Стили, уровни, средства и стратегии общения.

Стили общения

Главные стили общения

Стиль общения значительно влияет на поведение человека при его сотрудничестве с другими людьми.

Конкретный выбор стиля общения определяется такими факторами: индивидуальные качества человека, его социальный статус и мировоззрение в определенном обществе, чертями этого общества и др.

В случае если исходить из того, что стиль общения определяется большей готовностью человека к коммуникации в той либо другой ситуации, то возможно сказать о трех главных стиля: авторитарный, демократический, либеральный, ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль предопределяется межгрупповыми обстановками; авторитарный, демократический, либеральный, манипулятивный — деловыми; гуманистический — межличностными.

Стиль общения направляться разглядывать в этом ракурсе как склонность к определенному виду общение, направленность, готовность к нему, что проявляется в том, как человек подходит к ответу большинства обстановок. Но какой-то один стиль не всецело определяет общения человека, она может общаться и в любом втором, «чужому» стиле. Так, в случае если в общении человеку завлекает манипулятивный стиль, это вовсе не означает, что ее общение с другом кроме этого будет деловым.

Ритуальное общение. Основной задачей партнеров в этом стиле есть поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о участнике общества. Наряду с этим принципиально важно, что партнер в ритуальном общении есть как бы нужным атрибутом исполнения ритуала. В реальности существует множество ритуалов, время от времени весьма различных обстановок, в которых любой участвует как «маска» с заблаговременно определенными качествами. Эти ритуалы требуют от участников лишь одного — знания правил игры. К примеру, мы здороваемся со привычными и малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности — это все элементы ритуального общения.

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству успехи внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении собственному собеседнику демонстрируется лишь то, что окажет помощь достижению цели. В этом виде общении мы, по сути, «подсовывает» партнеру стереотип, что мы вычисляем самоё выгодным сейчас, даже в том случае, если у обоих партнеров собственные цели по поводу трансформации точки зрения собеседника. Победит тот, кто окажется самым находчивым манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше осознаёт цели, лучше обладает техникой общения. Не нужно из этого делать вывод, что манипуляция есть негативным явлением. Много опытных задач предполагает как раз манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту нужно дать новые знания о мире), убеждение, управление постоянно включает в себя манипулятивное общение. Как раз исходя из этого эффективность этих процессов сильно зависит от степени владения техникой и законами манипулятивного общения.

С обычными показателями манипулятивного общения, техниками его предотвращения ознакомимся в следующих разделах.

Гуманистическое общение. Это в громаднейшей степени личное общение, что разрешает удовлетворить такие человеческие потребности, как познание, сочувствие, сопереживание. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не смогут совладать с данной проблемой.

Цели гуманистического общения сначала не закрепляются и не планируются. Своеобразной изюминкой этого общения есть то, что ожидаемым результатом его есть не помощь социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном, а неспециализированная смена представлений обоих партнеров, что определяется глубиной общения. Пример гуманистического общения: интимное, доверяя, педагогическое, общение пациента и врача, психотерапевтическое и др..

Авторитарное общение. Это власть одного в ходе общения. Единоличное принятие ответа, распоряжения, указания. Люди, исповедующие авторитарный стиль сотрудничества, имеют догматическое мышление, при котором лишь одна идея (в основном начальника) верная, а все остальные фальшивы. Инициатива вторых людей не поощряется.

Демократическое общение. Для него свойственно коллегиальное принятие ответов, поощрение активности участников коммуникативного процесса, информированность всех о решаемую проблему, методы исполнения задач, успехи целей. Учет заинтересованностей, потребностей, жажд участников коммуникативного процесса.

Либеральное общение. Либерал, либо уступчивый, в общении «плывет по течению», довольно часто прибегает к уговариванию собеседника, но в общем, достаточно малоинициативные в общении.

Уровни общения

Под уровнями общения знают определенные поведенческие проявления, разрешающие делать выводы об характере и особенностях сотрудничества партнеров по общению. Так, конвенциальный уровень предполагает, что партнеры по общению достигают определенного негласного соглашения и придерживаются этих правил во взаимоотношениях.

Частенько общение на конвенциональном уровне осуществляется с людьми, с которыми мы систематически видимся, но которых предпочитаем держать на определенном расстоянии. К примеру, достаточно многие муниципальные обитатели ограничивают контакты со собственными соседями по дому либо кроме того по этажу определенным комплектом фраз типа «Хорошее утро!» – «Здравствуйте!», «Хорошая погода сейчас!» – «Да, приятно выйти на улицу!», «Ну, бывайте здоровы!» – «До свидания!». Люди как бы отдают определенную дань вежливости своим соседям (все-таки они поболтали между собой). Одновременно с этим такое общение осуществляется в рамках «заключенной конвенции», по условиям которой возможно приветствовать друг друга, возможно сказать о погоде и других неизвестных вещах, но нельзя вторгаться в ряд сфер: сказать о работе, личной жизни, домашних отношениях. Конвенциональное общение – это в то время, когда я делаю вид, что «меня это не касается», что «это не мое дело».

На манипулятивном уровне по крайней мере один из партнеров пробует прибегнуть к разного рода уловкам и ухищрениям с целью получения определенной пользы для себя. Независимо от применяемых приемов всех манипуляторов объединяет что-то общее: благодаря своим манипуляциям они вынуждают партнера по общению выполнять удачные им шаги. Манипуляции – это обман. Но не простой, примитивный обман, а более узкая игра.

Американский психолог Э. Шостром в собственной книге «Анти-Карнеги, либо Человек-манипулятор» говорит, что фактически любой человек прибегает к манипуляциям в тех либо иных обстановках собственной жизни, дабы добиться для себя того либо иного блага. Обрисовывая разные методы манипулирования, создатель выделяет четыре типа манипулятивных совокупностей: деятельный, пассивный, соревнующийся и равнодушный манипулятор.

Активного манипулятора отличает применение активных способов действия на партнера по общению. Он энергичен, инициативен. У него неизменно имеется предложения и вопросы к партнеру, имеется варианты нужных решений и действий. Он сам ищет и, в большинстве случаев, находит возможности для встречи с партнером с целью ответа собственных неприятностей. Деятельный манипулятор максимально применяет собственный социальное положение: директора, начальника, учителя, попечителя, родителя, старшего по возрасту либо званию. Философия активного манипулятора содержится в том, дабы главенствовать и властвовать любой ценой, дабы строить общение с партнером методом пристройки «сверху». Исходя из этого он частенько применяет атрибуты авторитарного стиля действия: приказной тон, строгий голос, сердитый взор, категоричные высказывания, угрозы наказаний или других нежелательных для партнера последствий.

Активным манипулятором возможно не только взрослый человек, вместе с тем школьник либо кроме того дошкольник, умело применяющий активные способы действия на собственных сверстников, преподавателей либо своих родителей.

Пассивный манипулятор – это полная противоположность манипулятору активному. Он приобретает собственный выигрыш не за счет активного давления на партнера, не за счет пристройки «сверху», а благодаря разыгрыванию пристройки «снизу». Пассивный манипулятор предстает перед партнером то беззащитным, то глупым, то бестолковым. Всем своим видом он позволяет понять, что у него на данный момент сверхсложные неприятности, что он несчастен, что у него не достаточно ни свойств, ни сил, дабы совладать с конкретной учебной задачей либо жизненной обстановкой. Демонстрируя собственную вялость, пассивность и пессимизм, таковой манипулятор подвигает собственного более активного партнера (сверстника либо взрослого) думать и трудиться за себя, а следовательно, и на себя.

Соревнующийся манипулятор выбирает достаточно эластичную тактику сотрудничества со собственными партнерами. Для него жизнь – это постоянный турнир, складывающийся из поражений и серии побед. В данной жизни он отводит себе роль бдительного бойца, пристально изучающего сильные и не сильный стороны собственных партнеров по общению. И в зависимости от изюминок того либо иного партнера он умело пускает в движение активные либо, наоборот, пассивные способы сотрудничества с ним. В случае если партнер не сильный, то соревнующийся манипулятор энергично применяет активные способы действия, в случае если же партнер есть сильным соперником, то в движение идут пассивные способы сотрудничества. Основное – взять собственный выигрыш и добиться желаемого результата, а средства успехи не имеют значительного значения для для того чтобы манипулятора.

Равнодушный манипулятор «играется» в индифферентность и безразличие. Всем своим видом он демонстрирует, что его мало тревожат происходящие события, не интересуют окружающие люди, что он равнодушен к конкретному партнеру по общению и готов с легкостью расстаться с ним. В действительности это безразличие неестественное, напускное. И происходящие события, и окружающие люди, и конкретный партнер по общению далеко не равнодушны такому манипулятору. Манипулирование безразличностью именно и затевается с определенной целью – удержать партнера около себя, вынудить его поуговаривать себя, подчинить его себе.

Так, манипуляциями в общении именуют совокупность действий одного партнера по отношению к второму с целью получения определенной пользы. Это достаточно искусная игра, ухищрения и ловкие подделки. Манипуляция в общении – это ловкость поведения, осуществляемая посредством слов, мимики, иных средств и жестов общения.

Возможно сказать о двух очень важных показателях манипулятивного общения. Первый – это наличие выигрыша, к которому пытается манипулятор в общении с конкретным партнером. Таким выигрышем возможно что-то материальное, к примеру та либо другая вещь, понравившаяся манипулятору, которую он желает заполучить «в качестве подарка». В качестве выигрыша может выступать и что-то житейское: особенное отношение партнера по общению к манипулятору, помощь в ответе каких-то конкретных вопросов, возможность войти в контакт с нужными людьми, уход от ответственности и другое. Это возможно кроме этого определенная психотерапевтическая польза, которая разрешает манипулятору без всяких последствий подшучивать над партнером по общению, ставить его в неловкое положение, наносить скрытые «уколы», иметь психотерапевтическую уверенность. Второй показатель – это особые манипулятивные приемы-манипуляции, благодаря которым манипулятор направляет поведение партнера в необходимое русло либо пробует предстать перед партнером в удачном для себя свете.

Наблюдения говорят о том, что большое число людей применяют манипуляции в общении между собой. школьники и Педагоги в этом смысле не являются исключением. Более 60 % опрошенных нами преподавателей и обучающихся ответили, что им часто приходится прибегать к манипулированию собственными партнерами по общению. Среди обстоятельств применения манипуляций учениками чаще всего указывались такие: «С целью уклониться от ответа», «Для получения более высокой отметки», «Для помощи собственному однокласснику», «Дабы выручить класс». Педагоги обращались к манипуляциям в иных целях: «Дабы обеспечить рабочую обстановку на уроке», «Дабы пресечь нарушения дисциплины», «Чтобы заинтересовать обучающихся». Не обращая внимания на то что обстоятельства, побуждающие преподавателей и обучающихся к применению манипуляций, значительно отличаются, сам факт манипулирования со стороны взрослых и детей остается. Исходя из этого феномен манипулирования воображает определенный интерес для опытного общения. Разглядим кое-какие особенности разных манипуляций.

В зависимости от сложности манипулятивных приемов возможно выделить простые и сложные манипуляции. Простые манипуляции являются маленькое воздействие либо несложную совокупность манипулятивных приемов. Такие манипуляции затеваются с целью отвлечения партнера по общению от нежелательной для манипулятора неприятности, для переключения его внимания на другой объект. Сложные манипуляции являются достаточно узкую игру, искусное сплетение разных манипулятивных приемов. Главная цель манипуляции наряду с этим шепетильно прячется, маскируется посредством всевозможных средств. Это – увлекательная комбинация действий и слов, подготавливающая землю для решающего шага, для которого манипулятор предпринимает отвлекающие ходы. Таким шагом возможно обращение манипулятора прося, в которой по окончании столь узкой игры ему будет сложно отказать. Это возможно кроме этого воздействие, ставящее партнера в затруднительное положение.

Как простые, так и сложные манипуляции отличаются характером выигрыша, приобретаемого в следствии манипулирования, пользой, извлекаемой манипулятором. На данной базе возможно сказать о корыстных, благородных (безобидных) и добропорядочных манипуляциях.

Корыстные манипуляции направлены на получение манипулятором определенной материальной пользы для себя. В качестве выигрыша смогут выступать какие-либо предметы, значимые для манипулятора, деньги, билеты на то либо иное мероприятие и что-то иное.

Благородные (безобидные) манипуляции – это очевидные действия, где манипулятор не очень-то пробует скрыть собственные цели, собственный желание взять определенный выигрыш. Тут манипулятор, в большинстве случаев, играется в открытую: говорит комплименты, радуется, делает то, что нравится партнеру. Наряду с этим он превосходно осознаёт, что его план партнеру понятен, что партнер видит подлинное назначение улыбок и комплиментов, видит цель, к которой пытается манипулятор. Но манипулятор кроме этого поймёт да и то, что партнер не будет в обиде на него, не будет против выигрыша манипулятора, в особенности в случае если прекрасно сыграть. Исходя из этого манипулятор и играется практически не маскируясь, доставляя наслаждение и себе, и партнеру. Ну а если не удастся взять желаемый выигрыш, то возможно нормально разойтись без злости и обид на партнера, поскольку впереди еще большое количество возможностей для новых попыток. Время от времени манипулятор обнажает собственные цели и раскрывает собственные приемы только по окончании получения собственного выигрыша. Но эти манипуляции кроме этого можно считать благородными, поскольку манипулятор не желал зла собственному партнеру, а затевал собственные действия для шутки либо жажды преподать партнеру определенный жизненный урок.

Добропорядочные манипуляции – это действия, осуществляя каковые манипулятор преследует добропорядочные цели: обезопасисть не сильный, оказать помощь наладить отношения, оградить от негативных поступков, оказать помощь преодолеть какой-либо личностный недочёт. Тут цели манипуляций не обнажаются и не демонстрируются партнеру, а манипулятивные приемы исполняются честно и искусно. И чем искуснее игра, тем искреннее принимается выигрыш, что записывается не только в актив манипулятора, вместе с тем и в актив его «жертвы».

Стандартизированный уровень общения в противном случае именуют кон т актом масок. При общении на этом уровне хотя бы один из партнеров пытается скрыть собственный подлинное состояние, как бы запрятать собственный лицо за мнимой маской. Стараясь каким-то образом оградить себя от нежелательных контактов либо, по крайней мере, сократить их, человек и пробует «надеть маску», т. е. запрятать собственный подлинное состояние за неким известным стандартом.

Одной из масок, разрешающей сократить общение с нежелательным партнером, может служить «маска шута». К примеру, спрятавшись за такую маску, ученик начнёт реагировать на предложения преподавателя включиться в учебную работу несерьезными репликами, шутка ми, прочими атрибутами и усмешками шутовства, исходя из этого педагог будет испытывать важные затруднения в общении с учеником в таковой маске.

Вероятно кроме этого применение и других масок. Так, «маска тигра» разрешает демонстрировать агрессивность и держать партнера на расстоянии. За «маской зайца» возможно спрятаться, дабы не навлечь на себя бешенства либо насмешек со стороны более сильного партнера. Данной же цели могут служить «маска робости», «маска послушания», «маска угодливости».

Кон такт масок свидетельствует ограничение, накладываемое на участие собственной личности в диалоге, потому, что вместо себя человек предлагает партнеру общаться с той либо другой маской. Подлинно го общения с партнером в маске не окажется. Исходя из этого в случае если мы желаем общаться с человеком, а не с маской, то нужно добиться снятия маски.

Изюминкой игрового уровня общения есть то, что на него мы выходим с теми людьми, общение с которыми нам доставляет приятные эмоции. На игровом уровне человеку хочется быть занимательным для собственного партнера, хочется произвести на него чувство, понравиться ему. В отличие от манипулятивного уровня, где манипулятор равнодушен либо недружелюбен к собственному собеседнику, общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на определенной симпатии к нему, жажде продолжать с ним общение, которое тут выходит на первое место: оно доставляет радость обоим партнерам и игра принимается обеими сторонами. В данной игре смогут быть обмены не только «поглаживаниями», но и «уколами». Но эти «уколы» носят мирный темперамент, лег ко распознаются партнерами и прощаются друг другу.

На деловом уровне для партнеров по общению на первый замысел выступают деловая либо умственная активность, компетентность в совместно решаемых вопросах, свойство делать дело. При общении на деловом уровне «Я» человека как бы ото двигается на второй план, а на первый замысел выходит дело, отношение к нему. Из общения на деловом уровне люди выносят не только зримые плоды совместной деятельности в виде созданных материальных либо духовных сокровищ, но и стойкие эмоции обоюдного доверия, привязанности, теплоты. А время от времени, наоборот, антипатии и неприязни друг к другу.

В настоящих обстановках партнеры в большинстве случаев не вспоминают о том, на каком уровне протекает их общение, и, в большинстве случаев, данный процесс протекает на нескольких уровнях. Наряду с этим один из партнеров возможно не заинтересован в том, дабы проинформировать другого о собственных подлинных намерениях. Дабы не попасть впросак, педагог обязан суметь выявить уровень общения, отыскать адекватные методы поведения.

Стратегии общения

Под стратегией общения знают неспециализированную схему действий участников коммуникативного процесса, неспециализированный замысел успехи цели к которой стремятся собеседники. Это определение возможно забрать за базу.

К тому же необходимо учитывать мотивационный (достигается ли цель на протяжении общения одним субъектом либо обеими), сетевой (коммуникативные установки — гуманистические либо манипуляторные), процессуальный (темперамент конструирования общения — определенное соотношение между монологом компоненты и) диалогом стратегий общения.

Исходя из этого обобщенная черта формируется из следующих главных видов стратегий общения:

гуманистически — диалогическая, направленная на достижение неспециализированной цели;

гуманистически — монологическая, направленная на достижение неспециализированной цели;

гуманистически — диалогическая, направленная на достижение личной цели;

гуманистически-монологическая, направленная на достижение личной цели;

манипулятивно-диалогическая, направленная на достижение неспециализированной цели;

манипулятивно-монологическая, направленная на достижение неспециализированной цели;

манипулятивно-диалогическая, направленная на достижение личной цели;

манипулятивно-монологическая, направленная на достижение личной цели.

Примеров стратегий общения, обрисованных в научной литературе, имеется много. Назовем только кое-какие из них.

Главные стратегии манипуляторов

Так, исходя из манипулятивных изюминок общения, Э. Шостром выделяет четыре главные стратегии манипуляторов.

1. Деятельный манипулятор пробует руководить вторыми посредством активных способов. Он не демонстрирует собственную слабость в отношениях, а будет играть роль человека полного сил. Наряду с этим он применяет собственный социальное положение (шеф, папа, старший брат, преподаватель, глава). Деятельный манипулятор достигает удовлетворения, опираясь на бессилие вторых и осуществляя контроль их. Он использует совокупность прав и обязанностей, просьб и приказов, табелей рангов и т. п., руководя людьми как марионетками.

2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Данный тип человека решает, что потому, что он не имеет возможности осуществлять контроль жизнь, то откажется от упрочнений и разрешит распоряжаться собой активному манипулятору. Пассивный манипулятор прикидывается беззащитным и играет роль «угнетенного». Он побеждает собственной пассивностью и вялостью, разрешая активному манипулятору думать и трудиться за него.

3. Манипулятор, что соревнуется, относится к судьбе как к состоянию, что требует постоянной бдительности, потому, что тут возможно победить либо проиграть: третьего не дано. Для для того чтобы типа человека жизнь — это битва, где все остальные люди — соперники либо неприятели, настоящие либо потенциальные. Данный человек колеблется между способами «гнобления» и «угнетения», и исходя из этого его можно считать чем-то средним между активным и пассивным манипуляторами.

4. Равнодушный манипулятор играется в индифферентность. Он пробует отойти от контактов. Но в конечном итоге его поведение связано с возможностью обыграть партнера.

В противовес манипулятору, актуализатор (данный термин заимствован у А. Маслоу) — это человек, что проявляет собственные внутренние потенции активнее, чем средний индивид, и исходя из этого живет более полной и богатой судьбой.

Э. Шостром обращает внимание на то, что стиль судьбы манипулятора характеризуют четыре главные фактора:

неправда (манипулятор разламывает комедию и играет роли, каковые должны произвести чувство);

неосознанность (манипулятор не поймёт подлинного значения судьбы, видит и слышит только то, что желает);

контроль (манипулятор думается спокойным, но держит себя и других под постоянным контролем, скрывая от них собственные мотивы);

цинизм (манипулятор не доверяет себе и вторым, считает, что в отношениях между людьми имеются лишь две возможности: руководить либо быть управляемым).

Тогда философия судьбы актуализатора отличается четырьмя противоположными факторами:

честностью (актуализатор способен к честному проявлению собственных эмоций, какими бы они ни были);

осознанностью (актуализатор чувствителен к себе и вторым);

волей (актуализатор годен для свободного выражения свойственных ему возможностей);

доверием (актуализатор глубоко верит в себя и других).

Согласно точки зрения автора, переход от манипуляции к актуализации в целом является континуумом от нарочитости и апатии к спонтанности и жизнерадостности.

Классификация стратегий В.Сатира

Американский психолог В. Сатир предлагает собственную классификацию стратегий общения (они еще именуются категориями либо моделями).

Обвинитель. Таковой человек ведет себя так, словно бы он самый главный и от него все зависит. Это диктатор, хозяин обстановки, что всегда ищет тех, кто виноват. Его внутреннее состояние: одиночество, неуверенность, потребность в самоутверждения за счет вторых.

Тот, кто угождает. Человек неизменно в беседе пытается угодить вторым, просит прощения, не вступает в споры. Демонстрирует зависимость и свою беспомощность от вторых, чувство вины за все, что происходит. Внутреннее состояние характеризуется высказываниями типа: «ничего у меня не получается», «я ни на что не может ».

«Компьютер» — это человек, что неизменно корректен, через чур спокоен, собран.

Разрушитель. Он ни при каких обстоятельствах не говорит и не делает ничего конкретного, на вопросы отвечает неуместно, несвоевременно и не прицельно.

Кроме перечисленных категорий, В. Сатир выделяет и таковой стратегический тип, как «выравнивание», для которого характерны свобода, последовательность и гармоничность. Таковой человек ни при каких обстоятельствах не унижает человеческое преимущество, открыто высказывает собственный вывод. Это уравновешенная, цельная личность в отличие от первых четырех категорий, каковые говорят о заниженной самооценке человека, чувство собственной неполноценности.

Концепция Томаса-Килмена

Очень популярной и обширно используемой в разных сферах жизнедеятельности индивида есть концепция Томаса-Килмена, в которой отделяется пять главных стратегий (либо типов, стилей) поведения человека в ситуации конфликтного общения.

1. Борьба, соперничество либо противоборство участников общения. Это стратегическое воздействие сопровождается открытой борьбой за собственные интересы и в обязательном порядке предполагает того, кто победил, и того, кто проиграл.

Оно возможно действенно в том случае, в то время, когда человек имеет определенную власть (человек знает, что его ответ либо подход в данной обстановке являются верными, и он имеет возможность настаивать на них) либо в то время, когда участник конфликта не заинтересован в сотрудничестве с другими, способен на принятие волевых ответов. В большинстве случаев люди, каковые применяют эту стратегию общения, удовлетворяют личные интересы в ущерб заинтересованностям вторых, вынуждая их поддерживать как раз собственный ответ.

Но эту стратегию не следует применять в личных отношениях — она может привести к отчуждению. А вдруг же применить ее в ситуации, в то время, когда человек не имеет достаточной власти, а его вывод не сходится с мнением вторых, то по большому счету возможно потерпеть фиаско.

В литературе по проблемам разрешения распрей приводятся примеры тех случаев, в то время, когда направляться применять эту стратегию поведения:

итог крайне важен для человека, исходя из этого он делает громадную ставку на собственное решение проблемы, что появилась;

лицо владеет достаточным авторитетом для принятия ответа, и разумеется, что предложенное им ответ — наилучшее;

ответ нужно принять скоро, и человек имеет достаточную власть для этого;

лицо ощущает, что у него нет иного выбора и что ему нечего терять;

человек находится в критической обстановке, которая требует мгновенного реагирования;

лицо не имеет возможности согласиться людям, что находится в безнадёжной обстановке, в это же время как кто-то обязан повести их за собой;

человек обязан принять нестандартное ответ, у него мало времени, но хватает полномочий для этого шага.

2. Избегание, уклонение либо бегство. Названную стратегическое воздействие возможно применять тогда, в то время, когда задета неприятность, которая не крайне важна для человека, в то время, когда он не желает тратить силы на ее ответ либо в то время, когда ощущает, что находится в неисправимом положении.

Эту стратегию кроме этого советуют в тех случаях, в случае если индивид чувствует себя неправым и предчувствует правоту другого человека либо в то время, когда данный человек имеет громадную власть.

Стиль избегания может стать пригодным в общении с «тяжелым» человеком и в то время, когда нет важных оснований дальше общаться с ним. Его возможно использовать кроме этого, в случае если человек пытается решить, но не знает, как поступить.

В большинстве случаев такая стратегия общения может иметь место в тех случаях, в то время, когда конфликт не есть большим, либо в то время, когда он не касается принципиальных качеств деятельности. К этому стратегическому действию возможно прибегать в тех случаях, в то время, когда человек ощущает, что для ответа конкретной неприятности он не владеет достаточной информацией.

В психотерапевтической литературе описываются самые типичные обстановки, при которых рекомендуется использовать стратегию избегания:

напряженность через чур громадна, и человек чувствует необходимость ослабления ухудшения;

финал не крайне важен для человека, и он вычисляет ответ таким тривиальным, что не хочет тратить на него силу;

у человека тяжелый сутки, а ответ данной неприятности может принести дополнительные проблемы;

индивид знает, что не имеет возможности либо не желает дать добро конфликт в собственную пользу;

человек желает победить время, быть может, для того, чтобы получить дополнительную информацию либо заручиться, чей то помощью;

обстановка весьма сложная, и человек ощущает, что улаживание конфликта обойдется для него через чур дорого;

у человека мало власти для решения проблемы желательным для него методом;

индивид ощущает, что у других больше шансов решить эту проблему;

попытка решить проблему есть страшной, потому, что открытое обсуждение и осветление конфликта может лишь ухудшить обстановку.

Operation InfeKtion: How Russia Perfected the Art of War | NYT Opinion


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: