Стимульный материал и оборудование.

Практическая работа №5

Тема:

Изучение изюминок мотивационной сферы личности посредством Методики цветовых метафор И.Л. Соломина

Цель работы: Знакомство с методикой цветовых метафор, оценка ограничений и возможностей методики при диагностике мотивационной сферы личности.

Вводные замечания.

Предшественником способа цветовых метафор стал цветовой тест взаимоотношений (ЦТО), созданный в начале 80-х годов сотрудником Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического университета им. В.М.Бехтерева Александром Марковичем Эткиндом. ЦТО был рекомендован для клинической диагностики эмоциональных взаимоотношений человека к значимым для него людям.

Способ цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант ЦТО, характеризующийся рядом отличительных изюминок.

  • В способе цветовых метафор обозначение разных понятий одним цветом есть косвенным показателем их субъективного сходства.
  • Способ цветовых метафор не опирается на обычный психотерапевтический суть цветов.
  • Способ цветовых метафор не исчерпывается обнаружением взаимоотношений человека к себе, собственному другим людям и состоянию, а ориентирован на диагностику более широкого круга взаимоотношений, в первую очередь, к разным видам деятельности.
  • Способ цветовых метафор может проводиться как в личной, так и в групповой форме с применением намерено созданных бланков.

Способ цветовых метафор основан на двух правилах:

  • Во-первых, в случае если человек обозначает какое-либо понятие самым привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, хорошем к нему отношении. И, напротив, к понятиям, обозначенным самый неприятным цветом, человек и относится, вероятнее, очень плохо.
  • Во-вторых, обозначение разных понятий одним цветом есть косвенным показателем их субъективного сходства, другими словами, в случае если два либо пара понятий человек обозначает одним цветом, то, по всей видимости, в этих понятиях имеется для человека что-то общее, и он относится к ним примерно одинаково.

Результаты, полученные посредством способа цветовых метафор, разрешают осуществлять действенное психотерапевтическое консультирование, приобретать качественные групповые эти для психотерапевтического изучения, но не смогут лежать в базе личной экспертизы. Надежность отношений и выявления мотивов посредством цветовых метафор не так высока чтобы принимать важные ответы, от которых может зависеть будущее клиента. Отдельные неточности клиента при обозначении цветом того либо иного понятия смогут привести к значительному трансформации интерпретации взятых результатов. Исходя из этого обсуждение с клиентом результатов в ходе консультирования есть дополнительной их проверкой. Ответственность за точность обнаружения мотивов на протяжении консультирования при применении цветовых метафор распределяется между консультантом и клиентом, что только оказывает помощь клиенту. Для получения информации о структуре и содержании людской мотивации достаточно надежных и защищенных от случайных либо намеренных искажений со стороны испытуемого требуется применять не экспресс-способ цветовых метафор, а глубинную психосемантическую диагностику мотивации, основанную на методике семантического дифференциала.

Для отношений и диагностики мотивов при применении МЦМ нужно в некотором роде подобрать понятия, каковые после этого будут предъявляться испытуемому. В перечне должны быть понятия, характеризующие различные виды деятельности, жизненные ценности и разные потребности, различные эмоциональные переживания, различных людей, включая и самого клиента, и разные периоды времени и события.

Конкретный состав перечня понятий определяется содержанием решаемой задачи, запросами клиента, привычками и интересами эксперта. Очевидно, для студентов это будет один перечень, для арестантов — второй, для наркоманов — третий и т.д. Принципиально важно только сохранить оптимальное отношение количества понятий к количеству цветов, которое для взрослых равняется 5/1 — 8/1, для детей 3/1 -4/1. Помимо этого, для любого перечня принципиально важно наличие так называемых главных понятий. Для взрослых такими понятиями являются «Мое увлечение», «Увлекательное занятие», «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Какой я в действительности», «Каким мне хочется быть», «Радость», «Скорбь», «Неприятности», «Раздражение», «Ужас», Угроза»

Методики: Методика цветовых метафор (МЦМ) И.Л. Соломина.

Стимульный оборудование и материал.

Ручка, бланк теста, комплект пронумерованных карточек с 8 разными цветами (лучше применять цвета из теста Люшера, но подойдет и каждый достаточно всевозможный по цветовому наполнению комплект).

Движение работы.

При применения групповой формы проведения способа цветовых метафор пронумерованные цветные карточки большего формата, чем входящие в тест Люшера, прикрепляются к доске либо передней стенке аудитории. Каждому испытуемому выдается бланк регистрации ответов. Испытуемому зачитывается инструкция.

По окончании того, как все испытуемые наоборот каждого понятия поставят номер самого подходящего для него цвета, дается инструкция для второй части тестирования.

Инструкция испытуемым.

К 1-й части: «Перед Вами на доске находятся цветные карточки, любая из которых обозначена определенным номером. Вы взяли бланк, на котором имеется перечень понятий. Я прошу Вас обозначить каждое понятие из этого перечня определенным цветом. Для этого Вам нужно в столбике «№ цвета» справа от каждого понятия записать номер того цвета, что, по вашему точке зрения, оптимальнее подходит для обозначения данного понятия. Так как понятий больше, чем цветов, Вы имеете возможность применять один цвет для обозначения нескольких понятий. У кого имеется вопросы? Начали».

Ко 2-й части: «А сейчас в самой верхней строки таблицы справа от клетки «№ цвета» запишите, прошу вас, номер самого приятного для Вас цвета, цвета, что Вам на данный момент больше всего нравится. В клетке правее номера самого приятного цвета запишите номер следующего по степени привлекательности цвета и без того потом. Так, в верхней строке у Вас должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного».

Протокол.

Ф.И.О. испытуемого __________________________________________

Возраст __________________________________________________

время и Дата изучения ________________________________________________

Экспериментатор _________________________________________________

К работе прикладывается заполненный бланк либо бланк заполняется в протоколе (таблица из приложения)

Обработка результатов:

1. В первом столбце справа от номеров цветов ставятся галочки наоборот тех понятий, каковые обозначены самым привлекательным цветом. К примеру, в случае если клиент выбрал в качестве самый привлекательного цвет под номером 3 (красный), то в первом столбце эксперт ставит галочки наоборот всех тех понятий, каковые также обозначены цветом номер 3. В следующем столбце галочками отмечаются понятия, обозначенные вторым по степени привлекательности цветом. К примеру, в случае если это 2 (зеленый) цвет, то ставятся галочки, соответствующие всем понятиям, обозначенным 2 цветом. И без того потом. Так, последний столбец будет включать понятия, обозначенные самым неприятным цветом.

2. Потом для большего удобства анализа результатов (либо дискуссии результатов с клиентом) эти протокола целесообразно представить в виде таблицы, складывающейся из 8 столбцов. В шапке таблицы представлены номера цветов в порядке их предпочтения испытуемым. В столбцы таблицы записываются понятия, обозначенные соответствующими цветами. Для большей наглядности таблицы возможно каким-либо образом (подчеркиванием, обведением, цветным маркером) выделить заглавия главных понятий.

3. Интерпретация данных (см. интерпретационную таблицу в приложении)

выводы и Анализ результатов:

1. На основании взятых результатов обрисовать особенности мотивационной сферы испытуемого.

2. Оценить ограничения и возможности методики при диагностике мотивационной сферы личности.

Приложение

MMPI. Часть 2. Стимульный материал


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: