Стороны и предмет конфликта в медицине

Сторонами конфликта в медицине являются:

r в межличностных: доктор – больной; доктор – доктор; доктор – администратор;

r в межгрупповых: администрация ЛПУ – больной, доктор – родственники больного, администрация ЛПУ (юрлицо) – больной (истец в суде).

Предметом конфликта в медицине выступают:

r объективные обстоятельства (не зависящие от доктора): организационно-технические, денежные (экономические);

r субъективные обстоятельства (зависящие от доктора): информационно-деонтологические, диагностические, лечебно-профилактические, тактические.

Самый распространенные методы разрешения распрей в медицинской практике:

r досудебный: разрешение конфликта на первичном уровне доктор – больной, заведующего отделением, администрации ЛПУ, КЭК, этическим комитетом;

r судебный: органами национальной юрисдикции; органами негосударственной юрисдикции — специальными третейскими судами.

Методы разрешения распрей приводят к соответствующим обычным итогам разрешения конфликта:

а) разрешение конфликта на досудебном уровне;

б) выполнение ответа суда.

Конфликтное поведение среди больных свойственно лицам предпенсионного либо пенсионного возраста, владеющим низким уровнем образования, неустроенной личной судьбой, имеющим мало комфортные бытовые условия. Среди них велика часть тех, кто, не обращая внимания на плохое общее состояние организма, вынуждены трудиться время от времени кроме того сверх простой нормы нагрузки, установленной по профессии либо возрасту.

Субъектами распрей в медицинской практике чаще становятся граждане с низким уровнем доходов, ограничивающим их возможности в получении оплачиваемых (либо частично оплачиваемых) видов лечении и медицинской помощи качественными (соответственно действенными) лекарственными средствами.

Социально–экономические характеристики медицинских их партнёров и работников по конфликтному сотрудничеству — больных фактически подобны. Различия распознаны в том, что в конфликт довольно часто вступают доктора, имеющие высокую опытную квалификацию. Не обращая внимания на осознанный выбор специальности и значительный стаж работы с людьми, низкая зарплата, соответствующая только уровню прожиточного минимума, есть одним из главных факторов, определяющим социопсихологический неудобство врачебного персонала и воздействующим на темперамент интерсубъектных взаимоотношений в момент оказания медицинской помощи.

Для различных отраслей медицинской деятельности ведущими являются различные виды распрей:

r сокращение длительности врачебного приема есть главным причиной конфликтогенности в совокупности взаимоотношений «медицинский персонал — больной» на амбулаторно–поликлиническом приеме;

r в судебно-медицинской практике обстановку конфликтного сотрудничества субъектов медицинской практики формируют результаты экспертизы;

r в стоматологической практике главным конфликтогенным причиной есть качества услуги и несоответствие цены;

r в фармации конфликт фармацевта и врача – это конфликт специалистов, что возможно хорошим, а конфликт фармацевта и пациента – это конфликт непрофессионала и профессионала, что непродуктивен, но возможно разрешен методом более полного информирования больного;

r из тех видов распрей, каковые существуют в медицинской науке, громаднейшее социальное значение имеют конфликты в клинических опробованиях, потому, что они провоцируют риски для испытуемых.

При изучении личностных профилей медицинских работников в следствии стандартизированных опросников и применения наблюдения склонность к конфликтности и тенденция к избеганию распрей выявилась следующим образом: 8,5 % — довольно высокая степень конфликтности; 25 % — высокая степень конфликтности; 58 % — выраженная степень; 8,5 % — низкая степень конфликтности. Тактика поведения в конфликте зависит от уровня и степени конфликтности конфликтогенности медицинского работника.

Избегание распрей методологически ошибочно и фактически невозможно. При переходе к больной-ориентированной совокупности взаимоотношений в здравоохранении (С.А.Ефименко) возникла реальная необходимость активизировать позитивную функцию конфликта на базе коллегиальной модели пациента и взаимоотношений врача. Другие модели взаимоотношений (контрактная, техницистская и патерналистская) содержат риски негативного развития конфликта.

Конфликты в медицине. Мастер-класс для докторов. И больных :-) Проф. кафедры психиатрии Меринов А.В.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: