Стратегии поведении личности в конфликтной ситуации.

Лекция

Конфликты.

Конфликтология –наука о механизмах и закономерностях протекания и возникновения распрей, и о технологиях и принципах управления ими.

Конфликтология есть одной из самых молодых наук. Она появилась на стыке многих наук, в первую очередь психологии и социологии.

В 80-е годы 20 века в Соединенных Штатах в первый раз открылись учебные заведения по подготовке посредников с целью проведения переговоров и разрешения конфликтов – так называемых медиаторов. Тогда же показались первые конфликтологические центры. В Российской Федерации первый центр по разрешению распрей был создан в Петербурге в начале 90-х годов.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, заинтересованностей, позиций, точек зрения субъектов сотрудничества.

В базе конфликта лежит конфликтная обстановка –накопившиеся несоответствия, которые связаны с деятельностью субъектов сотрудничества и создающие землю для настоящего противоборства между ними.

В конфликтной ситуации выделяют субъект (либо субъектов) конфликта и его объект. В качестве субъекта может выступать один человек (внутриличностный конфликт) либо пара человек либо групп (межличностные либо групповые конфликты).

Для начала конфликта нужен инцидент, в то время, когда одна сторона начинает функционировать, ущемляя интересы второй стороны. В случае если вторая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный.

Предстоящее развитие конфликта возможно конструктивным либо деструктивным.

Конструктивный конфликт затрагивает объективно существующие, принципиальные вопросы, разрешение которых положительно воздействует на судьбу человека либо организации, выводит их на новый, более большой и действенный уровень развития. В конструктивном конфликте партнёры, в большинстве случаев, не выходят за рамки деловых отношений и аргументов.

Деструктивные конфликты появляются по обстоятельствам субъективного характера, создают напряжённость, приводят к негативным, довольно часто разрушительным действиям, переходят с рационального уровня на эмоциональный, что ведет к резкому понижению эффективности работы организации.

Главные стадии протекания конфликта.

Не обращая внимания на всё разнообразие и специфику, конфликты в целом развиваются по одной неспециализированной схеме.

1. Начало – стадия формирования противоречивых заинтересованностей, норм и ценностей.

2. Стадия перехода потенциального конфликта в настоящий – стадия осознания ущемления заинтересованностей. Существует уже объект конфликта, участники будущего конфликта, но самого конфликта ещё нет, потому, что нет открытых столкновений. Это стадия конфликтной обстановке.

3. Стадия конфликтных действий – стадия прямого столкновения оппонентов (инцидент). Инцидент, как и конфликтная обстановка, может появиться как по инициативе оппонентов, так и независимо от их желаний и воли, благодаря случайности либо объективных событий.

4. Стадия разрешения либо снятия конфликта.

Условия для урегулирования распрей.

Экспертами создано множество рекомендаций относительно поведения людей в конфликтных обстановках, управления разрешения и средств конфликтов ими.

Факторы, содействующие конструктивному разрешению конфликта:

— адекватность восприятия конфликта, другими словами достаточно объективная, не искажённая личными пристрастиями оценка намерений и поступков как соперника, так и собственных собственных;

— эффективность и открытость общения, готовность к дискуссии неприятностей, в то время, когда участники честно высказывают собственное познание происходящего и пути выхода из конфликтной обстановки;

— воздух взаимного доверия и сотрудничества.

Личностные черты, мешающие разрешению конфликтных обстановок:

— неадекватная самооценка – как завышенная, так и заниженная. И в том, и в другом случае она может противоречить объективной оценке окружающих, что создаёт условия для конфликта;

— рвение господствовать;

— консерватизм мышления, взоров, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

— прямолинейность и излишняя принципиальность в суждениях и высказываниях, рвение во что бы то ни начало сказать правду в глаза;

определённые личностные качества – тревожность, агрессивность, раздражительность, упрямство.

Стратегии поведении личности в конфликтной обстановке.

Одной из самых распространённых в конфликтологии есть модель стратегий поведения личности в конфликте, предложенная К.Томасом и Р. Килмером. В базе данной модели лежит ориентация участников конфликта — на собственные интересы либо интересы соперника.

Направленность на собственные либо чужие интересы зависит от:

— содержания конфликта;

— ценности межличностных взаимоотношений;

— лично-психотерапевтических изюминок личности.

Особенное место занимает сокровище межличностных взаимоотношений с противоборствующей стороной. В случае если для одного из соперников эти отношения не воображают никакой ценности, то его поведение, вероятнее, будет деструктивным. И напротив, в случае если отношения серьёзны, то поведение будет направлено на уход от конфликтной обстановки и её скорейшее разрешение.

Стратегии:

1. Конкуренцияили соперничество. Человек ориентируется в основном на удовлетворение собственных заинтересованностей, интересы соперника игнорируются.

Данный стиль возможно применять, в случае если:

— финал конфликта в вашу пользу крайне важен для вас;

— вы владеете достаточной авторитетом и властью и вычисляете собственное ответ наилучшим;

— вы ощущаете, что сил не хватает, но вам нечего терять;

— вы – начальник и должны принять непопулярное, но нужное ответ;

— вы взаимодействуете с подчинёнными, предпочитающими авторитарный стиль.

Данный стиль ответа распрей не следует применять в родных личных отношениях, потому, что он ведет к происхождению отчуждения между людьми, переводя их отношения на официальный уровень.

2. Избегание. Рвение уйти от конфликта. Характерен низкий уровень направленности на интересы соперника и личные интересы.

Возможно применять, в случае если:

— источник разногласий несущественен для вас если сравнивать с более серьёзными задачами, и вы не желаете тратить силы и время;

— вы понимаете, что не сможете решить вопрос в собственную пользу;

— вы желаете победить время, дабы изучить обстановку и взять дополнительную данные для принятия решения.

3. Приспособление. Характерна высокая оценка заинтересованностей соперника и низкая – собственных собственных.

Употребляется, в случае если:

— предмет разногласий не крайне важен для вас;

— для вас принципиально важно не дать добро конфликт, а сохранить стабильность, добрые отношения и спокойствие;

— вы ощущаете, что неправы;

— у вас не хватает власти либо сил, дабы победить.

4. Компромисс. Оценка собственных интересов и интересов соперника приблизительно однообразная. Обе стороны желают одного и того же, но это нереально. Исходя из этого конфликт разрешается путём обоюдных уступок, наряду с этим ни одна сторона всецело собственных заинтересованностей не удовлетворяет.

Возможно применять, в случае если:

— обе стороны имеют одинаково убедительные доводы и владеют однообразной властью;

— полное удовлетворение вашего жажды для вас несущественно;

— вас может удовлетворить временное ответ, поскольку нет времени для выработки другого, либо же другие подходы к решению проблемы были неэффектными;

— вы предпочитаете взять хоть что-то, чем всё утратить.

5. Сотрудничество. Большой уровень направленности как на личные интересы, так и на интересы соперника. Самый сложный стиль, потому, что требует долгой работы, умения растолковывать собственные жажды, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.

Употребляется в тех обстановках, в то время, когда:

— нужно отыскать неспециализированное ответ, а отношение к предмету конфликта не допускает компромисса;

— у вас долгие прочные отношения с другой стороной, и вам принципиально важно их сохранить;

— главной целью есть приобретение совместного опыта работы;

— стороны способны выслушать друг друга и изложить сущность собственных заинтересованностей.

Стратегии поведения в конфликте


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: