Стратегия, программа и методы социологического исследования

Глава 34. СТРАТЕГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО Изучения

Социологическое изучение представляет собой тщательно продуманное и прекрасно организованное изучение и решение актуальной социальной неприятности. Перед социологами в их работе появляется множество разнообразных неприятностей. Исследователи имели возможность бы постараться ответить на такие, к примеру, неприятности, какая часть населения Беларуси поддерживает рыночные преобразования? Как тревожит современную молодежь ее экономическое положение? Вправду ли понижается продолжительность жизни населения в Российской Федерации, Беларуси, Украине, вторых странах СНГ? Во всех трех приведенных примерах ответы, взятные социологами, будут описательными. Они, конечно же, принесут с собой новую, занимательную данные, но не ответят на вопросы, из-за чего до тех пор пока еще не большая часть населения поддерживает рыночные преобразования? Из-за чего так очень сильно современную молодежь тревожит ее экономическое положение? Какие конкретно факторы воздействуют на понижение длительности судьбы населения? В случае если ответы на неприятности первого рода имеют описательный темперамент и дают описание происходящих в обществе процессов и явлений, то ответы второго рода разрешают узнать обстоятельства обрисовываемых событий и факторы, обусловившие их происхождение. Таким образом, ответы второго типа, приобретаемые социологами в ходе исследования проблем публичной судьбе, носят каузальный темперамент и разрешают распознать обстоятельства происходящих процессов и явлений. Более того, установив обстоятельства какого-либо социального события, к примеру, понижения уровня судьбы большинства населения страны либо трансформации структуры ценностных ориентации молодежи, социолог может отыскать ответы и на такие вопросы: каковы самые вероятные последствия этих процессов

как для самых бедных слоев населения либо парней, так и для всего общества.

Вот здесь-то и появляется необходимость разработки стратегии при организации и осуществлении социологического исследования. Стратегия социологического изучения представляет собой творческое использование системного подхода к определению цели данного изучения, формулированию вытекающих из него задач, обнаружению нужных для их решения кадровых, финансовых, технических и иных ресурсов, и к определению по окончаниидовательности этапов (шагов) на пути к достижению стратегической цели.

применение и Разработка стратегии социологического исследования владеет несколькими отличительными изюминками (рис.64).

1. Процесс выработки стратегии социологического исследо
вания не завершается какими-либо немедленным действием.
В большинстве случаев он завершается установлением в полной мере определенного на
правления, перемещение по которому исследовательской мысли, при
меняемых теоретических конструкций (понятий, концепций и т.п.)
и способов разрешит обеспечить достижение поставленной иссле
довательской цели и вытекающих из нее задач.

2. Сформулированная стратегия употребляется для разработки
стратегического проекта (программы) и замысла изучения мето
дом научного поиска. Роль стратегии в поиске пребывает в том, дабы,
во-первых, оказать помощь исследователю (исследовательской группе) со
средоточить внимание на определенных сферах социальной реаль
ности и возможностях их изучения; во-вторых, отбросить все иные
возможности, талантливые увести в сторону от намеченной цели.

3. В ходе формулирования исследовательской стратегии
нельзя предвидеть все возможности, каковые раскрываются при
разработке плана и программы проведения изучений. Исходя из этого
значительно чаще приходится пользоваться очень сильно обобщенной, непол
ной, а время от времени и отрывочной информацией, которую предстоит ис
пользовать для начала исследовательской деятельности по интере
сующей социологов проблеме.

4. В ходе выработки программы социологического ис
плана и следования его осуществления нужно проводить
различие между стратегий и ориентиром. Ориентиры представля
ют собой цель, которую пытается достигнуть исследователь, а стра
тегия — средство максимально правильного и четкого логического

Исходным пунктом разработки исследовательской стратегии есть проблемная обстановка, требующая собственного разрешения. Значительно чаще она появляется благодаря недостаточной осведомленности о явлениях и реальных процессах социальной действительности либо неосуществимости применять уже имеющиеся знания для регулирования и возможного изменения соответствующих социальных процессов. Осознание значимости социальной необходимости и проблемы ее научного ответа приводит исследователя к выбору конкретного объекта изучения. К примеру, в результате развала СССР и последовавших за этим глубоких социально-экономических и политических преобразований постсоветского общества быстро изменилась иерархия и структура ценностных ориентации большинства населения Беларуси, России, других бывших советских республик. Появляется значительная социальная неприятность — растущее несоответствие между классической системой ценностей, которая формировалась и осуществлялась в течении более семидесяти лет существования Советской власти, и совсем другой социально-политической и экономической обстановкой, сложившейся в следствии распада СССР, формирования на его развалинах суверенных свободных стран, развертывания в них сложных процессов перехода к рыночной экономической совокупности, что в корне поменяло ценностные ориентиры большинства населения. Осознание серьезности данной социальной неприятности побудило российских, украинских, белорусских социологов изучить процесс изменения ценностных ориентации людей в условиях переходного общества. Так был обозначен объект социологического изучения. Но появилась стратегическая задача — что конкретно и какими средствами, способами изучить?

Разработка стратегии социологического изучения в данном случае включала в себя пара этапов (шагов). Первый ход был сделан, в то время, когда определялся объект изучения. За ним неизбежно обязан осуществляться следующий ход— выделение из объекта того, что образовывает предметную область изучения, т.е. предмета изучения. Потому, что самый динамично и ради-ально в переходный период изменяются жизненные замыслы и стоимостейностные ориентации молодежи, не скованной в собственном выборе стоимостейностей и целей привычками и советскими традициями, постольку, конечно, в качестве предмета изучения в этом случае выступали как раз ценностные ориентации молодежи, стремительно изменяющиеся в ходе осуществления глубинных трансформаций постсоветского общества.

Но коль не так долго осталось ждать осуществлены первые шаги в формировании исследовательской стратегии — выяснены предмет и объект исследования, — за ними должен быть сделан следующий ход: определение задач и цели изучения. Цель изучения ориентирует на получение его конечного результата, а задачи предусматривают формулировки вопросов, на каковые должны быть взяты ответы для реализации целей изучения (5; 76).

Следующим шагом формирования исследовательской стратегии делается уточнение, интерпретация главных понятий, которое реализовывают методом нахождения точек соприкосновения этих понятий (либо обнаружения отсутствия таковых) с явлениями и реальными процессами, каковые они отражают.

После этого направляться эмпирическая интерпретация понятий, т.е. обнаружение их эмпирических значений, показателей, и реальных особенностей, характерных линия, явлений и событий, отражаемых употребляемыми в изучении понятиями. Обратимся к конкретному примеру. Во время подготовки к проведению в 1998-2000 гг. комплексного социологического изучения динамики ценностных ориентации белорусской молодежи в трансформирующемся обществе появилась неприятность: как именно поменяйлась ориентация парней на труд, которым исполнилось 18-25 лет в 2000 г. если сравнивать с теми, кому такое же количество лет исполнилось в 1980 г., т.е. 20 лет назад. В этом и состояла одна из неприятностей данного изучения. При выделении предмета исследования появилась задача эмпирической интерпретации базных понятий, высказывающих отношение человека к труду. Они таковы: мотивация трудовой деятельности, ее материальное стимулирование, обусловленность отношения к труду уровнем заработной платы, содержанием труда, развитостью запросов личности, ее социальным статусом, ее социальными притязаниями и т.п. Исследовательская цель в этом случае пребывала в обнаружении мотива-ционного ядра главных видов жизнедеятельности современного молодого человека, среди них и трудовой деятельности. Эмпирическая интерпретация этих главных понятий на базе ознакомления с научной информацией по данной проблеме, с материалами социологических изучений, совершённых авторами прежде — в 1980 г. и начале 90-х голов, разрешили выяснить, что в ориентациях молодежи на труд в течении последних двух десятилетий случился очень значительный сдвиг от понимания и

оценки его как самоценной деятельности, содействующей развитию личности к его восприятию как источнику материального благополучия, как к неприятной, но нужной обязанности, оправдываемой лишь высоким уровнем заработной платы.

Эмпирическая интерпретация главных понятий, охватывающих собственной совокупностью предметную сущность исследуемой неприятности, образовывает предпосылку для этапа формирования стратегии социологического изучения. Содержание этого этапа образовывает предварительный системный анализ предмета и объекта изучения. Он обязан распознать главные факторы, определяющие тенденции изучаемого объекта, его неспециализированные (обычные) и своеобразные элементы, знание которых дает исследователю возможность обрисовать изучаемую обстановку в ее системных особенностях. В случае если речь заходит в приведенном выше примере об отношении к труду как к определенной сокровищу (либо к средству, разрешающему покупать те либо иные ценности), то определяющими факторами выясняются в этом случае социально-экономические условия трудовой деятельности и в целом образа судьбы людей, господствующие в обществе социокультурные предпочтения и установки, самые привлекательные социальные стили и статусы судьбы, уровень соответствия либо разрыва смысложизненных ориентиров парней и практической реализацией этих ориентиров в социальной действительности. Общими элементами, усвоение которых разрешает обрисовать исследуемую обстановку, при таких условиях становятся: суть труда, удовлетворенность трудом, мотивация трудовой деятельности, престижные в молодежной среде виды труда и т.п. Своеобразными элементами тут выступают: изюминке ориентации на виды труда молодежи, имеющей большой уровень образования и профессиональный подготовки (высшее и среднее особое образование) и не имеющий такой, разделение молодежи по воз и полурастным когортам, по месту жительства (большой город, небольшой город, деревня), статусные и ролевые характеристики отдельных юношей и девушек либо их групп (опытных, этнических, су б кул ьту р н ы х).

Предварительный системный анализ исследовательской проблемы разрешает осуществить такое ее концептуальное расчленение и теоретическую экспликацию, каковые близко подводят к разработе стратегического замысла изучения. Главная цель стра-

тегического замысла социологического изучения содержится в том, дабы вероятно более четко распознать и обозначить интересующую исследователей проблему, обеспечить строгое, научно доказательное описание качественных и количественных характеристик изучаемого социального объекта (явления, процесса, события, структуры, общности и т.п.), создать теоретические и эмпирические предпосылки для изучения структурно-функциональных и каузальных зависимостей между разными компонентами исследуемого объекта.

Следующим этапом формирования стратегии социологического изучения делается установление возможности изменовых и нений тенденций в развитии изучаемого объекта. В приведенном выше примере реализация этого этапа предполагает определение самые вероятных трансформаций ценностных ориентации молодежи в ближайшем и более отдаленном будущем. Особенное значение при таких условиях придается изучению динамики таких факторов, как экономические, политические, социальные, социокультурные, технологические, экономические, информационные.

За этим этапом в разработке стратегии социологического изучения должно быть обнаружение вероятных дорог, средств и способов совершенствования управленческого воздействия на изучаемые социальные явления, события и процессы. Основное внимание наряду с этим уделяется выработке научно обоснованных рекомендаций, использование которых в практической работе управленческих структур способно привести к более эффективной деятельности последних.

Наконец, завершающим этапом разработки стратегии социологического изучения есть определение путей и способов ее реализации в ходе исследовательской деятельности. В этом случае важное значение получает рациональное и достаточное обеспечение исследовательского проекта кадровыми, финансовыми, информационными и техническими ресурсами.

реализации этапов стратегии и Последовательность формирования социологического изучения изображена на рис. 65.

Выбор актуальной социальной неприятности, разработка эффективной стратегии ее изучения, последовательная реализация главных этапов исследовательской стратегии создают необходимые условия для успешного исполнения исследовательской программы, получения нового теоретического и прикладного социологического знания.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Что является стратегия социологического изучения?

2. Какими изюминками характеризуется исследовательская стратегия?

3. Что есть исходным пунктом разработки стратегии социологиче
ского изучения?

4. Какие конкретно этапы включает в себя формирование исследовательской стра
тегии в социологии?

5. Что нужно для успешной реализации стратегии социологиче
ского изучения?

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М, 1989.

2. Бабосов Е.М. Социология управления. Гл. 10. Мн., 2000.

3. Ваханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995.

4. Гидденс Э. Социология. Гл. 21. М., 1999.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического изучения. Гл. 2. М., 1999.

Глава 35. ПРОГРАММА Изучения

Ответственной составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические изучения, под которыми в большинстве случаев знают применение общих положений социологической теории к изучению конкретных социологических процессов и явлений. Но они не сводятся лишь к применению каких-то неспециализированных теоретических положений к какому-то конкретному комплекту социальных фактов. значимость и Содержание их значительно шире. Конкретные социологические исследования в собственной сущности являются целостную совокупность теоретических и эмпирических процедур, содействующих получению нового знания об исследуемом объекте для ответа конкретных теоретических и практических социальных неприятностей.

Как и любое научное изучение, прикладное социологическое изучение содержит в себе определенный комплект элементов, свойственных научной деятельности. Во-первых, само социологическое изучение прикладного характера делается необходимым лишь тогда, в то время, когда появляется определенная социальная неприятность, требующая собственного разрешения. К примеру, перед республикой Беларусь в наше время все более острой становится неприятность энергетического обеспечения производства и

всех других сфер публичной судьбе, потому, что она не владеет достаточными ресурсами собственных источников энергии. Эта проблема порождает необходимость проведения целого комплекса научных изучений вероятных средств и путей повышения энергообеспечения республики, среди них и конкретных социологических изучений отношения населения страны к разным его вариантам, включая и возможность строительства АЭС. Как раз этим и было обусловлено проведение Университетом социологии Национальной Академии наук прикладного социологического изучения об отношении населения республики к разным вариантам развития энергетики, проведенного в два этапа, в 1995 и 1997 годах.

Формулирование научной неприятности, носящей прикладной темперамент, разрешает выяснить объект изучения, т.е. опредеявления и ленные процессы социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от изюминок изучаемого объекта определяется субъект изучения, т.е. научный коллектив либо несколько исследователей-социологов, талантливых решить научными средствами и методами поставленную проблему. Выяснив субъект изучения, клиент- национальный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.п. — вместе с исполнителем исследования — научной организацией — определяет цели и задачи прикладного изучения или это делает исполнитель по поручению клиента. Чтобы решить поставленные конкретные задачи и достигнуть намеченной цели, требуется определенные средства- денежные, людские, научные и организационные. Действенное использование этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата — нового знания об исследуемом объекте. Так, процесс исследования конкретного социологического изучения представнаправляться собой в самом неспециализированном виде использование субъектом выясненных средств по заблаговременно созданной программе в целях получения нового знания об объекте и использования на практике полученного результата в конкретной деятельности. Вследствие этого появляется вопрос: что же такое программа конкретного социологического изучения?

Программа социологического изучения — это совокупностьтизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, неспециализированной концепции исследовательского проекта в соответствии с главными г/задачами и елями предпринимаемой работы,

методических и процедурных баз ее исполнения, выдвигаемых догадок и логически последовательных операций для их проверки. Программа обязана отвечать на вопросы:

1. Что нужно делать?

2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных
заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

Программа конкретного социологического изучения выполняет три главные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана опреде
лить требующую собственного разрешения научную проблему и наметить
ключевые принципы ее решения.

2. Методическая функция содержится в определении спо
собов сбора эмпирических данных, интерпретации и описания
ожидаемых результатов.

3. Организационная функция пребывает в планировании дея
тельности исследовательского коллектива с определением видов
предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

Структура программы определяется ее функциональными задачами. Потому, что первой ее функциональной задачей есть методологическое обеспечение прикладного социологического исследования, постольку и первая часть ее есть методочогиче-ской. В ней должна быть четко выяснена изучаемая неприятность, ради которой проводится намечаемое изучение.

Как раз осмысление и вычленение появившейся неприятности -первый, исходный ход в конструировании программы. Неприятность является формой вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому прикладному разрешению и выяснению. Иными словами, неприятность — это социальный заказ, что обязан выполнить социолог, осуществляющий прикладное изучение. К примеру, при изучении экономического поведения разных групп населения в качестве неприятности выделяется главной вопрос: как, как, средствами и какими путями возможно повысить активность людей, учитывая, что она формируется и начинается в наше время становления рыночных взаимоотношений.

При осмыслении и выделении неприятности изучения необходимо принимать к сведенью пара разных, не смотря на то, что и тесно связанных между собой качеств. Первый из таких качеств — гносеологический (познавательный), заключающийся в том, что

существует осознание публичной потребности (как активизировать экономическое поведение), при незнании путей и способов се решения. Второй нюанс неприятности — предметный. Его сущность состоит в том, что в обществе существует некое несоответствие, которое должно быть не запрещаеться. В разглядываемом нами случае предметный нюанс неприятности выражается в том, что становление рыночной экономики предполагает активизацию экономического поведения наемных работников, но эта публичная потребность наталкивается на несоответствие. Сущность его в следующем: существующая на современном этапе развития постсоветского общества совокупность заработной платы при неоправданно низком уровне последней потеряла собственную мотивирующую и стимулирующую роль в активизации трудовой деятельности, а занятся частным предпринимательством большая часть населения не имеет возможности по разным обстоятельствам — отсутствие навыков и стартового капитала для предпринимательства, высокие налоги, негативное отношение в обществе к предпринимателям как эксплуататорам и т.п. Возможные пути разрешения этого несоответствия и должны быть определены в следствии проведения намеченного изучения.

Третий нюанс неприятности — определение ее по носителю, т.е. по тому социальному субъекту, что в собственной деятельности (либо в силу отсутствия такой) формирует требующую собственного решения проблему (в нашем случае- предприниматели, трудящиеся, государство, публичное вывод).

Четвертый нюанс неприятности — определение ее масштабности (глобальная, страновая, межстрановая, региональная, локальная). В разглядываемом примере неприятность активизации экономического поведения есть межстрановой, потому что она существует во всех государствах, в том числе и в Беларуси, совершающих тяжёлый и противоречивый переход от жестко централизованной плановой экономики к социально ориентированной экономике рыночного типа.

В ходе выяснения неприятности изучения социологу приходится осуществить две главные процедуры: 1) осмысление проблемной обстановке и 2) формулировку неприятности. Дело в том, что проблема и проблемная ситуация- не одно да и то же. Рассматриваемая нами в качестве неприятности активизация экономического поведения разных групп населения является крупом номасштабную проблему не только Беларуси, но и других государств, осуществляющих переход к рыночной экономике, т.е. — носит межстрановый темперамент. Но в рамках данной неприятности смогут суще-

ствовать пара проблемных обстановок. К примеру, одна из них, — как активизировать экономическое поведение предпринимательских структур, как повысить их активность -понижением налогов, совершенствованием законодательства, поощрением через льготное кредитование небольшого и среднего бизне-; са либо что-либо второе? Любая из названных проблемных ситуаций может составить довольно независимый объект специального социологического изучения.

Но проблемная обстановка может стать не только уже, но и шире социальной неприятности. К примеру, современное общество сталкивается с очень важной проблемной обстановкой -. нарастающие преступности и масштабы правонарушений среди молодежи. Эта проблемная обстановка порождает множество проблем, требующих собственного решения способами разных наук — психологии, социологии, криминалистики и др., любая из которых при вычленении характерной лишь ей стороны неприятности определяет для себя объект изучения в рамках данной неприятности. Скажем, неприятность противоречий и трудностей в социализации подростков и юношества в условиях социально-финансовый кризиса- это неприятность прикладного социологического изучения. разнообразия роста правонарушений и Проблема масштабов и правонарушения, совершаемых молодыми людьми и подростками, — это неприятность криминологии. Неприятность социально-психотерапевтических механизмов (влияния старших, подражание и др.) — это неприятность психологического преступлений и исследования правонарушений, совершаемых в подростковом и юношеском возрасте.

Итак, проблемная обстановка — это реально существующее в социальной действительности несоответствие (скажем, между общественной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, мешающими таковой какое количество-1 зации), методы разрешения которого на данный момент еще не известны либо не ясны. Исходя из этого при разработке программы прикладного социологического изучения нужно перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в публиченном сознании (либо в мнении клиента) социальное несоответствие на язык правильной теоретической интерпретации. А это указывает требование отделить известное от малоизвестного: уже решенные проблемы, не требующие особого анализа, от гех, каковые нуждаются во в полной мере определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания талантливого

i! случае его использования на практике привести к разрешению проблемной обстановке.

Неприятность же, стоящая перед разработчиками программы конкретного социологического изучения, — это итог теоретического осмысления проблемной обстановке, выраженный в четкой формулировке. Неприятность формулируется в виде ясных вопросов и установок. К примеру, вопрос: каковы обстоятельства низкой жономической активности определенных групп населения (рабочих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях? Установка: отыскать возможности, пути и способы активизации экономического поведения трудящихся и других групп населения.

Подлежащая ответу неприятность предполагает изучение реальных возможностей ее решения — кадровых, денежных, технических, организационных. Наличие вероятных альтернатив обуславливает желательность выбора оптимального ответа поставленной неприятности. Это, со своей стороны, определяет необходимость некоторых ограничений, разрешающих уточнить проблему. Это достигается методом:

1) предмета исследования и выделения объекта;

2) задач исследования и определения целей;

3) формулировки догадок (догадок) и вариантов
ответа исследуемой неприятности.

Неприятность делается подлежащей ответу лишь в том случае, в то время, когда она выявлена в каком-то определенном социальном явлении либо ходе (процессах), т.е. методом предмета исследования и выделения объекта. Объект- это совокупность явлений, процессов либо определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной обстановке, на каковые направлена познавательная деятельность социолога. В методической части программы, исходя из существа выделенной неприятности, нужно сформулировать исходные представления об объекте изучения, важность и актуальность его изучения как раз в прикладном отношении. Предмет изучения — это определенная сторона либо свойство (свойства), особенности объекта заданные для яркого изучения как раз в данном прикладном исследовании. Выбор предмета изучения разрешает очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим разрешает выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, каковые самый рельефно выражают центральный вопрос неприятности.

Содержание неприятности, особенности исследуемого предмета и объекта обусловливают стратегию прикладного изучения и его направленность, высказываемые в его задачах и целях. Цель при-; кладного социологического изучения — это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели изучения в программе достигается обнаружение вероятных направлений решения данной неприятности, определение количества работ, временных, денежных затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения успехи ожидаемого результата. Это разрешает четко установить взаимоотношения заказчика и обязанности и исполнителя сторон, отраженные в нормативной части программы как особого документа, определяющего представления результатов и форму исследования изучения.

Четкое выяснение цели изучения разрешает вычленить четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие главные направления и этапы ответа поставленной неприятности. Каждому виду, исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует определенный состав познавательных действий, методов и приёмов социологического изучения. Это разрешает: 1) координировать разнородные виды деятельности исследовательского коллектива (разработка программы, конструирование инструментария, проведение опросов, интервью и т.п.; математическая обработка эмпирических материалов, их теоретическое осмысление, формулирование выводов и научно обоснованных рекомендаций); 2) осуществлять контроль и согласовывать между собой результаты, полученные на разных стадиях исследования; 3) подводить все, полученное разным методом (эти статистики, контент-анализа документов, результаты опросов, интервьюирования и т.д.), к единому знаменателю, к формулировке общих результатов и выводов исследования; их предоставление клиенту.

Все это обуславливает необходимость уточнения и применения определенного понятийного аппарата. Исходя из этого большое место в программе изучения занимает предварительное рассмотрение главных понятий, в которых описывается изучаемая социальная неприятность (к примеру, при прикладного социологического изучения дорог активизации экономического поведе-

I

пия разных групп населения в условиях становления рыночных взаимоотношений определяются понятия: активность, поведение, стимулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточнению понятий, потому, что речь заходит о прикладном изучении, следует дать их эмпирическую интерпретацию, т.е. перевести их смысловые содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблюдению социальных показателей и фактов (к примеру, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.).

Потому, что операционализация понятий в прикладном социологическом изучении приводит к наибольшим трудностям, покажем сущность данной процедуры на примере операционализации понятия «экономическое поведение», составляющего главный термин в прикладном исследовательском проекте, осуществленном Университетом социологии Национальной Академии наук Беларуси в 1998-2000 гг. Первым шагом данной процедуры есть установление связи исследуемого объекта, высказываемого данным понятием, с определенным показателем. Экономическое поведение как специфический социальный процесс возможно выражено в нескольких взаимосвязанных показателях. В их совокупность входят: отношение к производству, отношение к труду, отношение к фактическисти, отношение к рыночной экономике, отношения между участниками процесса воспроизводства- предпринимателями, работниками, потребителями и др.; отношение к управленческим структурам. Как пример разглядим операционализацию понятия «экономическое поведение» через соотнесенность с показателем «отношение к труду». Данный показатель включает в себя последовательность переменных. Они таковы: субъективное восприятие труда как источника благ; оценка труда как неприятной, но нужной обязанности; понимание труда как мерила людской преимущества и т.п. Следовательно, индикаторами, т.е. дешёвыми эмпирическому наблюдению и количественному измерению чертями, изучаемого социального объекта- экономического поведения — станут мотивы, установки, оценки участниками экономического поведения (в данном случае трудовой деятельности) степени удовлетворенности либо неудовлетворенности ею, уровень качества работы, дисциплинированность, доход работника.

При помощи установления связи изучаемого объекта (в нашем случае экономического поведения) с соответствующими ему

связь. В данной же части программы должно быть определено отношение данного изучения к ранее выполненным либо параллельно делаемым изучениям по аналогичной тематике, пибо продемонстрировано, что намечаемое к осуществлению изучение не имеет аналогов.

Последней операцией при разработке методологической части программы конкретного социологического исследования делается формулирование рабочих догадок в качестве обоснованных догадок о сущности, структуре и изюминках изучаемых процессов и явлений социальной действительности. Догадка есть формой предположения либо допущения об изучаемом объекте, изюминках экономического поведения различных групп населения, об главных тенденциях его развития, о разных связях с другими объектами.

По содержанию догадок довольно изучаемого объекта догадки подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные догадки — это предположение о особенностях объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени интенсивности сотрудничества (функциональные).

Объяснительные — это такие догадки, каковые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях. Прогнозные — это такие догадки, которые раскрывают тенденции изучаемых объектов.

По степени общности догадки делятся на догадки-осногипотезы и вания-следствия. Догадки-основания несут в себе предположения широкой общности, догадки-следствия — предположения менее широкой общности.

Разглядим это на примере некоторых догадок, сформулированных при разработке программы прикладного социологического изучения по проблеме активизации экономического поведения разных групп населения Беларуси.

Центральная из выдвинутых догадок гласит: «Экономически активное поведение есть объективно ведущим причиной жизнедеятельности социальных групп и личности, определяющим социальный статус в обществе». Эта догадка- описательная, покакое количество она содержит предположение о значительных особенностях объекта (ведущий фактор), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (между экономической деятельностью и социальным статусом), о степени тесноты сотрудничества

III

Шавырина И.В. Современные способы социологических изучений


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: