Структура, динамика, функции и типология конфликта

В характеристике конфликта исследователи, в большинстве случаев, руководствуются понятийной схемой описания конфликта, выделяя четыре момента: структуру, динамику, функции и типологию конфликта.

В изучениях Бородкина Ф.М. и Коряк Н.М. были выделены следующие составляющие конфликта: конфликтная обстановка, действия и оппоненты со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей (инцидент) [9]. Межличностные конфликты рассматриваются как сложное образование, исходя из этого для их описания нужно выделить круг понятий, талантливых полно охарактеризовать конфликты. В структуре каждого конфликта направляться выделить следующие элементы: участники конфликта (оппоненты, соперники, соперники); позиция сторон (внутренняя и внешняя); конфликтная обстановка; инцидент (воздействие, направленное на создание конфликта); объект конфликта (реально имеющаяся объективная обстоятельство конфликта); предмет конфликта (внутренняя обстоятельство, которую имеет любой оппонент, вступающий в конфликт); разрешение и развитие конфликта [17, С.31]. Предмет конфликта А.Г. Здравомыслов выделяет очень, говоря о том, что это и имеется тос амое несоответствие, в результате которого и для разрешения которого стороны вступают в противоборство [14].

направляться подчернуть, что западная конфликтология создавалась в большей мере на базе социологии, в то время как отечественная конфликтология обязана своим развитием психологии. С этим связан громадный интерес современных исследователей к чёрту личности оппонентов, как элементу структуры конфликта.

Динамика конфликта является ходом его развития во времени и предполагает происхождение предконфликтной ситуации, ее осознание как конфликтной, фактически его завершение и конфликт, постконфликтную обстановку. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов при описании процесса конфликта предлагают выделять три развития процесса конфликта и стадии возникновения (включая разрешение конфликта и конфликтное взаимодействие) [4]. Л.А. Петровская воображает динамику конфликта как процесс, описание которого кроме этого включает разные стадии развития конфликта — от происхождения конфликтной обстановке до ее разрешения [32].

Первая стадия (латентная) является возникновением предконфликтной ситуации, которая связана с возникновением определенного объективного но неосознаваемого несоответствия, осознанием участниками объективной проблемной обстановке, проявлением попыток сторон к решению проблемы неконфликтными методами (такими как просьбы, убеждение, рвзъяснение) и возникновением яркой угрозы одной из сторон конфликта.

Вторая стадия — открытый период либо фактически конфликт. Тут вероятны следующие проявления: инцидент – первое столкновение сторон, попытка посредством силы решить проблему в собственную пользу; эскалация – резкая интенсификация борьбы оппонентов, заканчивающаяся ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта; сбалансированное противодействие – бесплодное применение силовых способов, отсутствие упрочнений по достижению согласия; завершение конфликта – переход от конфликтного противодействия к прекращению решения конфликта и поиску проблемы по любым обстоятельствам.

Третья стадия (латентная) включает в себя проявления послеконфликтной ситуации. Среди них: частичная нормализация взаимоотношений, при сохранении негативных чувств, осмыслении позиции, коррекции самооценок участников, их уровней притязания, отношения к партнеру; и полная нормализация взаимоотношений, которая происходит при осознании сторонами важности предстоящего конструктивного сотрудничества.

Функции конфликта делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивные конфликты предполагают рациональные преобразования, характеризуются большим развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. В данной группе возможно выделить такие частные функции как: функция разрядки напряженности, коммуникативно-информационная функция, стимулирующая и онтоло-гическая функции. Деструктивные конфликты разрушают и организацию (если они протекаю в организации), и общность, и личность. Они угрожают интеграции общества, эффективности осуществляемой деятельности; смогут снижать темпы развития участников конфликта; ведут к деструкции межличностных взаимоотношений, оказывают разрушительное влияние на здоровье, влекут за собой раскол в малоустойчивых группах. Отмечается, что функциональность конфликта переменна. Г.М. Андреева показывает, что с практической точки зрения неприятность регулирования взаимоотношений формируется как задача трансформации стереотипов поведения: замена одних -деструктивных — вторыми, более конструктивными [3].

В современной литературе существует множество классификаций распрей по разным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон: 1) междиндивидуальные конфликты, 2) межгрупповые их типы и конфликты (группы заинтересованностей; характера и группы; группы, объединенные общностью положения; конфликты между ассоциациями; в и межинституциональные конфликты; конфликты между национальными образованиями; конфликты между культурами либо типами культур) [14].

Р. Дарендорф выделяет виды распрей по разным основаниям: по источникам происхождения (конфликты заинтересованностей, сокровищ, идентификации); по социальным последствиям (успешные, бесплодные, созидательные либо конструктивные, разрушительные либо деструктивные); по масштабности (локальные, региональные, межправительственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты); по формам борьбы (мирные и немирные); по изюминкам условий происхождения (эндогенные и эксогенные); по отношению субъектов к конфликту (настоящий, случайный, фальшивый, латентный); по использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает пара классификацией социальных распрей по различным основаниям. К конфликтам по сферам создатель относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и другие.

К. Левин, Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс исследуют виды распрей по отношению к отдельному субъекту: внутренние конфликты (личностные конфликты); внешние конфликты (межличностные, между группой и личностью, межгрупповые). Ф. Лютенс выделяет три типа внутриличностных распрей: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей [32].

Наровне с этим выделяются виды распрей по характеру происхождения: объективные конфликты, которые связаны с недостатками и реальными проблемами; и субъективные конфликты, обусловленные разных оценок тех либо поступков и иных событий.

Разглядим более детально особенности распрей, различающихся по уровню конфликтующих сторон.

Личностный (либо психотерапевтический, внутриличностный) конфликт затрагивает психику сознания человека и структуру личности и представляет собой «внутриличностное несоответствие, принимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психотерапевтическая неприятность, требующая собственного разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление» [9]. Данный вид распрей является основой для межличностных и социальных распрей. Достаточно глубоко неприятность внутриличностного конфликта создана в зарубежной психологии ХХ века в рамках психоаналитической (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни), гуманистической (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивной психологии, интеракционализма (Р. Ассаджиоли), психосинтеза. Отечественная психология внутриличностного конфликта представлена работами и исследованиями А. Лурии, В. Мерлина, В. Мясищева, Н. Левитова, Л. Славина [32].

Межличностный, либо социально-психотерапевтический, самый популярный тип конфликта. Существующее хорошее определение межличностного конфликта определяет его как «столкновение противоположных целей, точек и мотивов зрения заинтересованностей участников сотрудничества, не совместимых в конкретной обстановке» [33, с.123]. Межличностные конфликты в изучениях смогут быть представлвены как последствие фрустрации (Л. Берковиц, Д. Доллард, Г. Миллер), как следствие агрессивности индивида и толпы (К. Лоренц), как следствие блокады удовлетворения потребности в самоактуализации (А. Маслоу, Т. Шибутани). Отечественными учеными (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, С.Л. Евенко; Г.Г. Журавлев, Н.Н. Иванникова, В.Н. Кириллина, Л.Р. Комалова, А.Н. Кошелев, Е.Ю. Красова, М.А. Цебруки др.) деятельно изучаются отличительные показатели межличностных распрей, управления и способы профилактики конфликтами.

Межгрупповой (социальный) конфликт появляется в тех случаях, в то время, когда интересы между формальными либо неформальными группами вступают в несоответствия. Базой межгруппового конфликта часто бывает межличностный конфликт, поскольку индивиды постоянно пытаются приобрести ресурсы и поддержку со стороны собственного социального окружения.

В отечественной работе мы обратимся к рассмотрению выбора тактики поведения в конфликтных обстановках межличностного характера.

Напомним, что направляться различать конфликты и конфликтные ситуации. Конфликтная обстановка — это происхождение разногласий, другими словами столкновение жажд, точек зрения, заинтересованностей. Конфликтная обстановка может складываться объективно, кроме желания и воли будущих противоборствующих сторон, а возможно создана либо намеренно спровоцирована одной либо обеими сторонами. Но любая обстановка определяется настоящими событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям любая сторона. Следовательно, отечественная задача содержится не в том, дабы разглядеть психотерапевтические изюминки развития конфликтной обстановке, а в том, дабы охарактеризовать особенности темперамента как психотерапевтический фактор выбора поведения личности на стадии предварительного конфликта.

Семинар Управление конфликтом Динамика конфликта Часть 8


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: