Структура философии. функции философии.

Структура философии связана с ее делением на тематические разделы. Первая систематизация философских знаний была произведена в Академии Платона и школой стоиков. Философия была поделена на три части: логику (учение о мышлении), физику (учение о природе), этику (учение о человеке).

Средневековый философ Ф.Бэкон дробит философию на теологию (науку о Всевышнем), математику, физику (учение о природе), метафизику (учение о конечных обстоятельствах в природе), механику и волшебство (прикладные части метафизики и физики), антропологию.

Г. Гегель – представитель германской хорошей философии – выделял логику (теорию и диалектику познания), философию природы, философию духа (науки о праве и государстве, о глобальной истории, об мастерстве, самой философии и религии).

Современная совокупность философии складывается из следующих главных разделов.

1. Онтология (греч. «ontos» – сущее, «logos» – знание) – это учение о бытие.

Предмет познания: соотношение и сущность человека и мира, неприятности материального и совершенного.

2. Гносеология (эпистемология) (греч. «gnosis» — знание, «logos» — учение) — учение о познании.

Предмет познания: границы познания, его способы, цели и сущность, неприятность существования объективной истины, соотношение объекта и субъекта познания.

3. Философская антропология — учение о человеке.

Предмет познания: человек, его сущность, способности, назначение, смысл жизни, неприятность бессмертия.

4. Социальная философияучение об обществе.

Предмет познания: понятие общества, его структура, механизмы происхождения, развития и существования общества.

5. Диалектика — учение о развитии.

Предмет познания: источники, закономерности и правила развития общества, познания и бытия.

6. Логика — учение о мышлении.

законы познания: и Предмет формы верного мышления, мастерство ведения спора, правила и методы аргументации.

7. Этика — учение о морали.

Предмет познания: происхождение морали, отношение к человеку как нравственному существу, значение морали в обществе и в жизни конкретного человека.

8. Аксиология — учение о сокровищах.

Предмет познания: духовность человека, его свойство ориентироваться на общечеловеческие сокровища.

9. Эстетика — учение о красивом и некрасивом.

Предмет познания: объекты природы, человек и культуры как источники духовного удовольствия.

Функции философии. Отличительная черта философии – это ее полифункциональность.

Выделяют следующие функции философии.

1. Мировоззренческая функция.Связана с формированием обобщенного абстрактно-теоретического видения мира.

а) Гуманистическая функция оказывает помощь человеку получить хороший и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных обстановках.

б) Аксиологическаяфункция пребывает в формировании определённой системы ценностей. Данной системой ценностей во многом определяется поведение человека и его жизненная стратегия.

в) Культурно-воспитательная содержится в советы направляться идеалам нравственности и положительным нормам.

2. Гносеологическая (познавательная) функция — содержится в том, что философия содействует самопознанию окружающего человека и познанию мира. Философия изучает общее в совокупности взаимоотношений «мир – человек».

а) Рефлексивная функция. Ориентирует человека на необходимость самопознания

б) Критическая функция. Учит человека критично относится к воображаемой информации, оценивать ее достоверность исходя из определенных параметров.

3. Методологическая функция. Философия участвует в формировании методики познания окружающего мира.

а) Интегрирующая функция. Содействует объединению достижений науки в единое целое.

б) Прогностическая функция философии базируется на ее способности в альянсе с наукой предвещать общий ход развития бытия

4. Социальная функция. Растолковывает социальное бытие, содействует его материальному и духовному обновлению.

4.роль и Место философии в культуре.Роль философии в культуре определяется:

Во-первых, тем, что она есть рефлексией над основаниями культуры. Извлекая культурные смыслы из социально-исторического контекста, философия очищает их и превращает в чистые логические конструкции, понятия, из которых начинает конструировать совершенства, разрешающие оценивать наличное бытие не как единственно вероятное и наилучшее.

Во-вторых, в случае если определять культуру как совокупность исторически развивающихся внебиологических программ людской деятельности, то основная задача философии – решить проблему обоснованности сокровищ, на которых эти программы базируются, распознать универсалии культуры, применяя знание, полученное при помощи рефлексии, которая придает объективное значение переживаемой субъектом очевидности.

В-третьих, философия выступает хранителем совершенств культуры как сферы свободной самореализации личности в границах сверхличностных начал. Она выявляет кроме этого императивы нормативного сознания, которое в различные культурные эры может выступать кроме того в качестве полного мерила логической, этической и эстетической оценки, обозначая и фиксируя высшие точки культурного развития эры, каковые, к тому же, оказываются базисными основаниями для понимания культуры как мирового целого.

Контрольные вопросы:

1. Что такое философия? Что является предметом и объектом ее изучения?

2. Кто в первый раз начал использовать термин «философия»?

3. Какие конкретно исторические типы мировоззрения предшествовали философии?

4. Из-за чего философия есть высшим историческим типом мировоззрения?

5. В чем специфика философского отражения мира?

6. Каковы главные функции философии?

7. Какова роль философии в культуре?

Литература

1. Волкова, А.Н. Мировоззрение: способы и структура организации/ А.Н. Волкова. — М.: Технопечать, 2007.

2. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? /Ж. Делез, Ф. Гваттари. — Спб.: Алетейя, 1998

3. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. — М.: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1998.

4. Философия в совокупности культуры: Учеб. пособие для институтов /Под ред. В.В. Ильина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006

5. Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу/ Ф. Х. Кессиди. — СПб.: Алетейя, 2003

6. Мотрошилова, Н.В. развитие и Рождение философских идей / Н. В. Мотрошилова.- М.: Канон +, 2010

7. Пятигорский, А.М. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа/ Пятигорский А. М..- М.: Языки славянской культуры, 1996.

8. Базы современной философии. — СПб.: Лань, 2013.

9. Философия: Учебник/ Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Отвлечённый Проект; Трикста, 2004

1.4 Функции философии — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: