Структура философского знания

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Функции философии:

— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

методологическая функция (содержится в том, что философия выступает как неспециализированное учение о способе и как совокупность наиболее освоения действительности и общих методов познания человеком);

— прогностическая функция (формулирует догадки об неспециализированных тенденциях сознания и развития материи, мира и человека);

— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» говорит о важности критического подхода к социокультурным ценностям и существующему знанию);

— аксиологическая функция (от греч. на данный момент — полезный; каждая философская совокупность содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с позиций самих разных сокровищ: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

социальная функция (опираясь на нее, философия призвана делать двуединую задачу — растолковывать социальное бытие и содействовать его материальному и духовному трансформации)..

Философия — неспециализированная теория человека и мира в нем. мировоззрение и Философия органично связаны между собой. Мировоззрение — это совокупность взоров на место человека и объективный мир в нем. В формировании мировоззрения особенную роль играется философия.

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, правила. Оно делает функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие неспециализированных правил устройства мира и наиболее значимых его черт. Она не пытается ответить на все познавательные вопросы, а решает только самые неспециализированные, мировоззренческие вопросы. Посредством философии, мировоззрение достигает упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Философия определяет темперамент и неспециализированную направленность мировоззрения. К примеру: в эпоху ренесанса, главной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Помимо этого философия и мировоззрение решают неприятности человека в разных качествах. Так мировоззрение включает в себя самые разные сведения о человеке, а философия решает неприятности в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет назад в государствах востока: Индии, Греции, Рима. самые развитые формы она купила в Др. Греции. Философия — любовь к мудрости. Философия пробовала вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что имеется мир — главной вопрос философии. Его ответ обозначает главные подходы к осмыслению и других философских неприятностей, исходя из этого философия разделилась на 2 главных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась осознать не только мир вне человека, но и самого человека. Философии характерно рвение к большому обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет громадное действие со стороны общества. На нее воздействуют политический и публичный строй, государство, религия.

Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Сначала «философией» назывались все существующие знания о обстоятельствах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, всю землю. Во время средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном его связи и мире человека с Всевышним. В эпоху ренесанса, наоборот, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный темперамент знаниям. Впредь до эры Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как такой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Но, в то время, когда со временем науки друг за другом отделились от нее, перед философами поднялась сложная неприятность: что осталось на долю философии от ее прошлого предмета — целого мира?

Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше собственного личного предмета, и ей остается лишь собирать готовые знания, полученные вторыми науками, и строить из них «общую картину мира».

В современных философских направлениях предмет определяется по-различному: как мировоззрение, как методика познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о самые общих законах природы, мышления и общества, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

На данный момент философия рассматривается через социальные и культурные нюансы собственного развития. Потому, что область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам людской субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.

Структура философского знания

Как каждая развитая наука, философия имеет собственную внутреннюю специализацию. Хорошими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Структура философского знания относительна. Любая философская совокупность имеет собственную структуру. Между главными разделами философии ни в одной совокупности не существует твёрдых границ, их содержание пересекается, неприятности, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Наиболее значимым разделом философии есть онтология.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.

Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает самые общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в главных онтологических категориях: небытие и бытие, материальное и совершенное, сознание и материя, время и пространство, непрерывность и прерывность, перемещение, изменение и т. д. (подробнее см.: 5.2.Философское учение о бытии).

В составе онтологии выделяют собственные подразделы, изучающие самые общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества.

Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия (подробнее см.: Модули 5, 6, 7).

Философия природы, либо натурфилософия (от лат. rtatura — природа) — старейший раздел философии. Его предметом являются главные закономерности существования природы. Натурфилософия пытается обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным знанием. Ответственной философской проблемой изучения природы есть вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — философское учение о человеке. Как независимая отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает неприятности происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с обществом и природой. Подробнее см.: 7.3. Философия о происхождении человека и о его природе.

Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука об фундаментальных законах существованияобщества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам публичной судьбе, находились во всех наибольших философских учениях со времен античности. Но выделение общества в качестве независимого объекта изучения случилось лишь в начале XIX в. Современная социальная философия разглядывает общество как совокупность как совокупность взаимодействующих элементов и как процесс (как последовательное изменение, развитие публичных структур). Синонимами социальной философии в разных философских теориях выступают понятия «неспециализированная социология», «философия истории», «исторический материализм» и др.

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis— знание) — учение о познании, теория познания.

Гносеология изучает содержание и сущность процесса познания, исследует взаимоотношения между объектом познания и субъектом, разглядывает неприятности границ, источников, способов и форм познания существующего мира.

В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как науковедение и эпистемология.

Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных взаимоотношений в ходе познания. Она исследует закономерности и структуру знания его функционирования. Эпистемология существует со времен древней философии, не смотря на то, что многие ее неприятности до XX в. изучались в рамках формальной логики.

Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические неприятности развития науки. Выделение науковедения в независимую отрасль относится к 60-м гг. XX в.

Следующим по окончании гносеологии и онтологии ведущим разделом философии есть логика (от греч. logos — слово, понятие, идея, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, методы, средства мышления, разглядывает неприятности, которые связаны с интеллектом, среди них и неестественным (машинным). Логика зародилась в древний период.

Главным разделом логики есть формальная логика — учение о формах рассуждений, разглядываемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики есть Аристотель.

Хорошую формальную логику именуют кроме этого классической, либо аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики взяла распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления при помощи их математического описания.

Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, мышление и познание, являются ядром , базу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Кроме этих главных разделов в философию входят и другие, так именуемые периферийные (от лат. periphereia — отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos — обычай, темперамент) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, содержание и сущность нравственности, изучает главные сокровища людской судьбе. Этика появилась как практическое направление в древней философии, как учение о нормах людской поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что имеется, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. есть нормативной дисциплиной. Главной проблемой этики есть вопрос о происхождении нравственных норм: формирует ли их общество, либо они существуют объективно, независимо от человека.

В рамках этики выделяются этология— наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia — сокровище) — учение о сокровищах людской судьбе.

Эстетика(от греч. aisthetikos — ощущающий, чувственность) — учение о законах красивого. Эстетика, как и этика, есть старейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы красивого в природе, мастерстве, людской жизни. Главной проблемой эстетики есть вопрос о происхождении параметров красивого: существует ли «объективно красивое», либо познание красивого неизменно субъективно как порождение людской сознания. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной базой истории философии есть ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, и школы и направления. В истории философии выделяют пара этапов становления философского знания.

1.2 Структура философского знания — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: