Структура индивидуального сознания.

Созн-е-целостный процесс,складывающийся из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Метод,каким сущ-ет созн-е,и метод,каким что-то сущ-ет для созн-я,-зн-е.В базе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-свойство мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.ответственный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.На протяжении собственного индивид.развития индивид первоначально поймёт предметы и собственные мысли о предметах и дей-ях.Он поймёт себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,собственного «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом собственных дей-й,эмоций,мыслей, собственного положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играются ощущения челом собственного собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой только во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел поймёт себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им опытен.и дух.культуру.Познавая себя,мы ни при каких обстоятельствах не остаемся в полной мере такими же,какими были прежде.Само-созн-е появилось не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые сначала потребовали от людей умения оценивать собственные поступки,слова и мисли с позиций опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть саморегулирование и самоконтроль.Регулируя собственные дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них.

Общ.созн-е-особенная дух.совокупность,к-ая имеет собственные особенные,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,взглядов и теорий,соц.эмоций,идеалов и интересов, появляющихся в опред.истор.период у громадных соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-нужное усл-е формирования личного,индивид.созн-я

40. Позна?ние — совокупность процессов, методов и процедур приобретения знаний о закономерностях и явлениях объективного мира. Познание есть главным предметом науки гносеологии (теории познания).

Существует пара типов познания:

мифологическое

тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных храбрецов, каковые для носителя мифологического познания предстают настоящими участниками его повседневной жизни).Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах всевышних и антропоморфизмом.

религиозное

объектом религиозного познания в монотеистических религиях, другими словами в иудаизме, исламе и христианстве, есть Всевышний, что проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, либо акт веры, имеет персоналистически-диалогический темперамент.

Цель религиозного познания в монотеизме — не создание либо уточнение совокупности представлений о Всевышнем, а спасение человека, для которого открытие бытия Всевышнего в один момент выясняется актом самооткрытия, самопознания

философское

философское познание представляет собой особенный тип целостного познания мира. Спецификой философского познания есть рвение выйти за пределы фрагментарной действительности и отыскать основы бытия и фундаментальные принципы, выяснить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.

Чувственное

научное

разработка теоретической картины мира.

Теория познания

Теория познания Сознание, как было сообщено ранее, неизменно имеется осознанное бытие. ЗНАНИЕ объективная действительность, эта в сознании человека, что в собственной деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи настоящего мира. ПОЗНАНИЕ обусловленный в первую очередь публично-исторической практикой развития знания и процесс приобретения, его постоянное углубление, совершенствование и расширение. Это такое сотрудничество субъекта и объекта, результатом которого есть новое знание о мире. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) это раздел философии, в котором изучаются такие неприятности, как природа познания, его границы и возможности, отношение объекта и субъекта познания, исследуются условия точного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д. Термин гносеология в современной литературе употребляется в двух главных значениях: 1) как учение о закономерностях и всеобщих механизмах познавательной деятельности человека, о знании по большому счету, независимо от его видов и форм; 2) как философская концепция, предметом изучения которой есть научное познание в его своеобразных чертях. Теория познания тесно связана с этими фундаментальными науками, как онтология учение о бытии и диалектика учение о общих законах познания и развития бытия, и с логикой (в ее разных модификациях) и методикой. Потому, что субъектом познания есть человек, постольку гносеология обширно применяет эти философской антропологии, других наук и социологии. Такая опора тем более нужна, по причине того, что познавательный процесс постоянно протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносеология неспешно преобразуется в настоящее социально-гуманитарное изучение. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на эти психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в

42.Особенное место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. Наряду с этим практика и познание разны и одновременно с этим взаимосвязаны между собой. Они разны уже вследствие того что познание является духовной , а практика — материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, потому, что практика имеет собственную познавательную сторону, а познание — практическую.

Публичная судьба по собственной сути, а основное, в собственной базе имеется жизнь практическая. Исходя из этого и практика столь же многогранна в собственных проявлениях, как и сама жизнь общества. Это и семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность и т.д. Но главные виды практики — это, во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность. Во-вторых, социально-преобразующая деятельность, вносящая трансформации в главные сферы общества, и, наконец, научно-экспериментальная практика в виде опытов, наблюдений, измерений и т.д.

практики и Связь познания обоюдная. В первую очередь практика выступает как источник познания, потому, что она формирует объект познания. Помимо этого, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек приобретает первичную данные об их проявлениях и свойствах в виде ощущений, восприятий, представлений. Более того, и теоретическое знание имеется обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в обнаружении закономерностей природных и социальных процессов. Так, практика селекции, растений и искусственного отбора животных человеком, дала Ч. Дарвину материал, сыгравший большую роль в выработке теории естественного отбора, эволюционной теории в целом.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется Сейчас в том, что наука преобразовывается в яркую производительную силу, играется все громадную роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы публичной судьбе.

Наровне с этим принципиально важно видеть и учитывать, что познание со своей стороны оказывает значительное обратное влияние на практику, реализуя, например, и нформационно-отражательную функцию, формируя совершенные замыслы деятельности.

43.Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Главные формы чувственного познания: чувство , восприятие , представление.

Чувство — это отражение отдельных особенностей предмета либо явления.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его особенностей;

Представление высказывает образ предмета, запечатленный в памяти.

Главные формы рационального познания: понятие , умозаключение и суждение.

Понятие — это идея, отражающая неспециализированные и значительные особенности предметов, процессов и явлений действительности.

Суждение — это идея, утверждающая либо отрицающая что-либо о предмете либо явлении

Мысленная сообщение нескольких суждений и выведение из них нового суждения именуется умозаключением.

44.Сперва была истина — сообщено в одной новоявленной теории мироздания. Цель человека — достижение истины — патетически восклицают другие.

Но стоит заговорить, а что же такое — эта самая истина, которой необходимо достигнуть, и возможно ли ее потрогать, раз она существует где-то сама по себе, так начинается важная пробуксовка :) Как в большинстве случаев это не редкость, обстоятельство — в неопределенности понятия, которое употребляется интуитивно, расплывчато.

Истинность это — неизменно сравнение чего-то с неким эталоном. Критерием истины есть итог для того чтобы сравнения , если по большому счету вероятно сравнение. Соответственно, истина это — хороший итог сравнения, а неправда — отрицательный.

Физиологически определяемый суть операции сравнения — оценка совокупностью значимости личности успешности либо не успешности попытки действия. В первом случае истиной оказываются контролируемые (сравниваемые с действительностью) предположения, и если они оправдываются — то стимулируются потом, во второй — фальшивыми и такие — потом блокируются.

45.Наука — это исторически сложившаяся форма людской деятельности, направленна на преобразование и познание объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные догадки, обобщающие теории, основные и частные законы, и способы изучения. Наука — это одновременно и совокупность знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их базе.

Современная наука — очень разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки есть не только внеположный человеку мир, виды движения и различные формы материи, но и их отражение в сознании, другими словами сам человек. По собственному предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие способы и законы природы ее преобразования и освоения, и публичные, изучающие разные законы и общественные явления их развития, и самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди публичных наук особенное место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее природы и общие законы развития, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из основных приемов изучения есть опыт, а в публичных науках — статистика.

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, и системный и возможный подходы и другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, другими словами накопленный фактический материал — итоги экспериментов и наблюдений, и уровень теоретический, другими словами обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, принципах и законах; основанные на фактах научные догадки, догадки, нуждающиеся в предстоящей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых законов и принципов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

46.Нayчное nознaние.Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,пытается распознать з-ны для мира и его компонент.

Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое познание — это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Пробовать решить поставленную проблему возможно 2 дорогами: искать необходимую информацию либо самостоятельно иследовать ее посредством наблюдений, опытов и теоритического мышления. эксперимент и Наблюдение наиболее значимые способы иследования в научном познании. Довольно часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта либо наблюдений. Научные обобщения довольно часто применяют последовательность осбых логических приемов:

1)прием универсализации, что пребывает в том, что свойства и общие моменты замечаемые в ограниченном множестве опытов, распрстраняются на все вероятные случаи.

2)перием идеализации, пребывающий в том, что указываюся условия, при которых обрисовываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не смогут.

3)прием концептуализации, пребывающий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из вторых теорий, и получивщие в них достаточно значение и точный смысл.

Наиболее значимые способы научного познания:

1)Способ восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания неизменно связан с переходом от предельно несложных понятий к более сложным — конкретным. Исходя из этого процедуру построения понятий, все более соответсвующих настоящим именуют способом 1)

2)принцип системности и Метод моделирования. Пребывает в том, что объект недоступный непосредсвенному иследованнию заменяется его моделью. Модель владеет схожестью с объектом в особенностях, интересующих иследователя.

3)наблюдение и Эксперимент. На протяжении опыта наблюдаталь исскуственно изолирует последовательность черт иследуемой совокупности и изучает их зависимость от вторых параметров.

50.Структура науч.зн-я-сов-ть предметных представлений об исследуемой действительности,т.е.направляться.внимание уделяется содержанию элементов науч.зн-я,восроизводящих особенности строения,развития и функционирования исследуемых объектов.Базисный уровень совокупности науч.зн-я:эмпирические факты и данные наблюдений.1-ые отражают само наличие исследуемых объектов,их св-ва,типы отн-й с др.объектами в соответствии с хар-ом неспециализированной направленности науч.изучения,его целей,задач.Они связаны с др.элементами хар-ом решаемых задач и проблем,и применяемых ср-в и способов.Эмпирич.факты-осн.форма эмпирич.зн-я,выраженного в особенного рода предложениях,истинность к-ых определяется рез-ами наблюдения и эксперемента.Отличаются от данных наблюдения:устойчивостю содержания и наличием интерпретации-истолкования на базе имеющегося зн-я.Над базывами элементами структуры науч.зн-я надстраиваются элементы теоретического и метатеоретического зн-я. Теоретические зн-я-теория и гипотеза.Догадка-науч.предложение,возможность к-ого обоснована фактич.данными с учетом уже известных закономерностей,свойственных исследуемому объекту.Это не только форма развития науч.зн-я,но и один из важн.элементов его структуры. Теория-форма науч.зн-я,содержащая обобщающие набор понятий и абстрактные конструкты и з-нов,к-ые воспроизводят исследуемый объект в виде структурированной сов-ти идеализированных их корреляций и элементов.Представление о развитой теории применимо и к частным теоретич.моделям и з-нам,к-ые в посл.время стали выделять в кач-ве независимых элементов в общей структуре науч.зн-я.Частные теоретич.модели и з-ны-формы теорет.зн-я,которые содержат абстрактные конструкты,репрезентирующие ограниченную область исследуемой действительности,и сов-ть з-нов,высказывающих корреляции их элементов.Сов-ть метатеоретическогго зн-я по второму-основания науч.зн-я.Гл.функции:мировозренческая и концептуальная.К ней относятся:науч.картина мира,,нормы и идеалы науч.изучения и фил.основания науки.Нач.картина мира-схема познаваемог ообъекта,нормы и идеалы изучения-схема способа.Науч.картина мира-форма науч.зн-я,высказывающая особенности системной организации иследуемой действительности.Развитая внутр.структура,4типа представлений:1.о фундаментальных объектах;2.о типологии изучаемых объектов;3.об неспециализированных закономерностях их взаимодей-я;4.о пространственно-временной структуре исследуемой действительности.нормы и Идеалы изучения-форма предпосылочного зн-я,имеет развитую внутр.структуру.3 осн.гр.норм и идеалов:1.объяснения и описания.2.обоснования и док-ва;3.развития и организация зн-й. Фил.основания науки содержат представления о общих предпосылках,возможности и общей напрпавленности познават.процессов.делают мировоззренческую функции.Изложенные представления о структуре познават.дей-й и науч.зн-я хар-ют естественнонауч.позн-е.Соц.позн-е имеет последовательность собственных изюминок.Осн.отличия:1.общ-во-самы сложный из познаваемых объектов; 2.дополн.сложность формирует специфика взаимодей-я дух.и опытен.сфер общ-ва;3.в соц.позн-и отмечается совпадение объекта и субъекта позн-я;4.истина как рез-т соц.позн-я имеет человеко-размерный хар-р.

48.Ме?тод (от греч. ??????? — «метод») — систематизированная совокупность шагов, действий, каковые нужно предпринять, дабы решить определенную задачу либо достигнуть определенной цели.

Методоло?гия (от греч. ??????????? — учение о способах) — совокупность правил, методов и построения и способов организации теоретической и практической деятельности людей; одновременно с этим методика есть учением об данной совокупности их отношений и понятий.[1]

Методоло?гия — это поиск цели, комплект приёмов, способов, средств, способов, правил успехи цели. 1. Теоретической цели — подлинного знания; 2. способов и — Практической цели приёмов того, как достигнуть желаемой практической цели и не погрешить против истины, либо того, что мы вычисляем подлинным знанием.

Классификация:

1. Философские способы, среди которых самый древними являются диалектический и метафизический. По существу любая философская концепция имеет методологическую функцию, есть необычным методом интеллектуальной деятельности. Исходя из этого философские способы не исчерпываются двумя названными. К их числу кроме этого относятся такие способы как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

2. методы исследования и Общенаучные подходы, каковые как бы выступают в качестве необычной “промежуточной методике” между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями особых наук. К общенаучным понятиям значительно чаще относят такие понятия, как “информация”, “модель”, “структура”, “функция”, “совокупность”, “элемент”, “оптимальность”, “возможность” и др.

3. Частнонаучные способы – совокупность способов, правил познания, процедур и исследовательских приёмов, используемых в той либо другой науке. Это способы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. Способы психолого-педагогического изучения, о которых потом будет идти обращение, относятся к частнонаучным способам.

4. Дисциплинарные способы – совокупность приемов, используемых в той либо другой научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки либо появившейся на стыках наук. Любая фундаментальная наука является комплексом дисциплин, каковые имеют собственный своеобразной предмет и собственные необычные способы изучения.

5. Способы междисциплинарного изучения – совокупность последовательности синтетических, интегративных способов (появившихся как следствие сочетания элементов разных уровней методики), нацеленных в основном на стыки научных дисциплин. Широкое использование эти способы нашли в реализации комплексных научных программ и исследований.

49.Сейчас выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различньм основаниям: по объекту изучения, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.

Эмпирический — это таковой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, опыт). На этом уровне знание фиксирует свойства и качества изучаемого предмета, дешёвого чувственному созерцанию. Эти экспериментов и наблюдений образуют эмпирическую базу исследования. Необходимость в для того чтобы рода сведениях подчас выступает обстоятельством разделения наук на экспериментальные и теоретические, не смотря на то, что, само собой разумеется, на практике нельзя добиться положения, в то время, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об опыте.

Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом изучения выступают результаты, полученные на протяжении чувственного восприятия.

Разбирая неприятности научного познания, нужно исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Потому что гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, обобщением и сопоставлением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма — необычной реакции на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как независимого элемента познания

50.В динамике научного знания особенную роль играются этапы развития, которые связаны с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы стали называться научных революций.

Основания науки снабжают рост знания , пока неспециализированные черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а способы освоения этих объектов соответствуют сложившимся нормам и идеалам изучения.

Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения действительности если сравнивать с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты смогут настойчиво попросить и трансформации схемы способа познавательной деятельности, представленной совокупностью норм и идеалов изучения. В данной ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, которая связана с изменением особой картины мира без норм изменений исследования и существенных идеалов; б) как революция, во время которой вместе с картиной мира радикально изменяются нормы и идеалы науки.

Перестройка оснований научной дисциплины в следствии ее внутреннего развития в большинстве случаев начинается с накопления фактов, каковые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира. Такие факты высказывают характеристики новых типов объектов, каковые наука втягивает в орбиту изучения в ходе ответа особых эмпирических и теоретических задач. К обнаружению указанных объектов может привести совершенствование методов и средств изучения (к примеру, появление новых устройств, аппаратуры, приемов наблюдения, новых математических средств и т.д.).

51.Наука как соц.университет-общ-во занятых науч.дея-стью людей,организованная в совокупности науч.учреждений. Как соц.университет наука формировалась в Нов.время.Вне-шне это выглядило как объединение разрозненно трудившихся ученых-одиночек в академии,а позднее-в исследоват.лаборатории и НИИ,подобно тому,как ранее в рамках спец.учреждений объединялись служители культа,юристы,финансисты и др.,все,кто занят проф-есион. дея-стью.Сейчас численность мирового науч.общ-ва образовывает около 5 млн.чел.Считается ,что наукой способна заниматься не более 6-8%населения.

Ответственной проблемой развития совр.науки есть соблюдение учеными этических норм науч.дея-сти.К числу исторически сложившихся осн.норм для того чтобы рода относятся: установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового зн-я;запрет на плагиат;бескорыстность(вознаграждение за рез-ат для ученого не гл.цель,а одно из усл-й работы);организованный скептицизм(отказ от прошлых ошибочных рез-тов); равноправие всех участников науч.сообщ-ва в обязанности выполнять ряд и данные др.этических норм и требований науч.дея-сти.Особенное знач-е имеет требованаправляться соц.ответственности ученых за хар-р рез-тов собственных изучений и их вероятное использование в антигуманных целях.В первый раз самый велико неприятность соц.ответственности ученых поднялась в связи с использованием достижений физики микромира в армейском деле(создание ядерной,водородной,нейтронной бомб и др.). Чернобыльская трагедия продемонстрировала ее остроту в другом измерении.Аналогичная обстановка складывается сейчас в области генной инженерии,биотехнологий,биомедицины,в нек-ых областях психологической науки.Но и ученые и подавляющее боль-во людей верят в то,что гуманистический потенциал науки использован еще не полностью и что именно ее ср-вами будут решены гл.неприятности общ.развития.

4.2 Структура сознания — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: