Структура экономического знания

Экономическая наука как объект философской рефлексии

Современная философия изучает экономическую науку в двух главных качествах: как отрасль знания и как вид людской деятельности.

самый традиционный нюанс философского изучения науки — эпистемологический. Он фокусирует внимание на конечном продукте научной деятельности — совокупности научного экономического знания, ее структуре и генезисе. Развитие научного знания рассматривается в первую очередь в его собственной внутренней логике при довольно пассивной роли социокультурной среды.

Структура экономического знания

Структура экономического знания с позиций его содержания определяется разделением научно-исследовательских программ и сложившихся на их базе научных направлений, традиций и школ. В базе каждой научно-исследовательской программы лежит ее ядро: комплект базисных установок, составляющих картину экономической действительности, либо онтологию. Конкретное воплощение эти установки находят в научной терминологии, тематике изучений, а также в нормах и идеалах научной работы в данной области. Одно из основных направлений экономического развития как науки – расширение спектра научно-исследовательских программ.

Механизм генерирования новых знаний охватывает широкий круг классических методологии и проблем эпистемологии в узком смысле слова (как учения о способах научного изучения). Взоры экономистов на природу и происхождение научных научного метода и знаний складывались под влиянием общенаучных методологических стандартов, отражавших опыт наук-фаворитов. В различное время в данной роли выступали математика и астрономия, эволюционная биология и теоретическая физика.

Функциональная структура научного экономического знания включает:

  • теоретическое знание;
  • эмпирическое знание (совокупность фактов, взявших истолкование в рамках соответствующей теории и составляющих ее эмпирический базис);
  • онтологическое знание, складывающееся из обобщенных представления о предметной области, согласованных с более широкими мировоззренческим установками;
  • навыки и инструментальное знание по разработке исследовательской работы;
  • навыки и инструментальное знание прикладного характера, составляющее базу мастерства экономики (включая большой корпус умелого знания).

Экономическая теория – это систематизированное знание об устойчивых, повторяющихся связях в процессах и экономических явлениях, их структурных чертях, тенденциях развития и закономерностях функционирования. Экономическая теория помогает для объяснения экономических фактов, предвидения и лучшего понимания хозяйственно-политических событий. Экономическая теория в узком смысле слова – это личная совокупность взаимосвязанных между собой суждений и научных понятий, характеризующих определенную зависимость между элементами (состояниями, особенностями) экономической действительности. Совокупность теорий различного уровня образовывает экономическую теорию в широком смысле слова.

Экономические теории строятся из соответствующих понятий — экономических категорий) и включают, в большинстве случаев, следующие элементы:

  • исходные посылки (теоремы, постулаты);
  • теоретические модели;
  • теоретические утверждения, либо выводы (законы, теоремы, догадки, предвидения и т.п.);
  • свидетельства правдоподобности (истинности) теоретических выводов либо условия проверки догадок.

Экономические категории – это абстрактные теоретические понятия, обозначающие главные элементы экономической действительности: напр., «экономический человек», «компания», «капитал»; их состояния («экономическое равновесие») либо свойства («цена», «предельная полезность»). Содержание категорий зависит от теоретического контекста: категории, высказываемые однообразными терминами, но применяемые различными научными школами, довольно часто имеют различное содержание (напр., «капитал» в теориях А. Смита, К. Маркса, Е. Бем-Баверка и Д.Б. Кларка).

Теоретические понятия не аналогичны по содержанию с одноименными эмпирическими понятиями: так, величина «теоретического» ВВП (ВВП) ни при каких обстоятельствах не сходится с ВВП, как его рассчитывает статистика – хотя бы из-за неизбежных условностей статистического учета.

Исходные постулаты теории (напр., «труд – источник достатка», «прибыль и фирма», «ожидания экономических агентов рациональны») смогут иметь различное происхождение: отражать повседневный опыт, заимствоваться из религиозных представлений либо философской картины мира, наконец, приниматься условно (конвенционально) как эргономичное упрощение. Но, момент условности свойствен кроме того тем постулатам, каковые кажутся самоочевидными. Как раз исходя из этого не существует полностью точных теорий.

Теоретическая модель – рабочий инструмент исследователя, при помощи которого реальность и теоретические понятия соотносятся между собой. Модель упорядочивает понятия, устанавливая между ними отношения и связи, каковые предположительно соответствуют отношениям и связям настоящего мира. Сопоставление результатов логического анализа особенностей модели с чертями действительности для корректировки модели – наиболее значимое средство создания теории. В экономической науке используется широкий спектр моделей: от несложных метафор, аналогий и вербальных (словесных) схем, применяемых в научных рассуждениях (мыслительных опытах), до сложных математических моделей и компьютерных имитационных совокупностей. Первой четко выраженной экономической моделью, отображавшей кругооборот публичного продукта, была «Экономическая таблица» Ф. Кенэ (1758 г.), выстроенная на метафоре кровообращения. В современной экономической науке неуклонно возрастает роль формализованных математических моделей, преимущество которых связано с возможностью надежного прослеживания сложных цепочек связей между параметрами и переменными. В зависимости от творческой задачи смогут использоваться как модели-аппроксимации, призванные отображать действительность как возможно ближе к оригиналу, так и модели-карикатуры, намеренно искажающие неспециализированную картину для того, чтобы оттенить отдельные ее черты[1]. Примером таковой модели-карикатуры может служить модель рынка с нулевыми трансакционными издержками, разрешившая сформулировать «теорему Коуза».

Цели теоретического анализа варьируют в зависимости от методологических установок ученого: эмпиристские установки требуют выдвижения научных фактов либо предвидений; рационалистические установки – обобщающих выводов: законов, теорий. В любом случае экономическая теория имеет дело с утверждениями, устанавливающими связь между понятиями (законами науки); степень их соответствия законам настоящего мира и область их применимости ограничена их предпосылками.

Экономическая наука включает теории, различающиеся по степени общности, сложности, формализованности – такие как: количественная трудовая теория и теория денег цены, законы Грэшема и Сэя, закон тенденции нормы прибыли к понижению Маркса и законы Госсена, теория долгих волн Кондратьева и принцип мультипликатора Кейнса, уравнения Слуцкого и эффект Пигу, кривая Лоренца и др.

Теории делятся на хорошие и нормативные: первые ограничиваются суждениями о том, что имеется, т.е. суждениями, подтвержденными фактами, либо в принципе контролируемыми методом обращения к фактам; вторые содержат ценностные суждения, т.е. суждения о том, что должно быть. Это различие довольно часто имеет условный темперамент, потому, что нормативное начало может неявно находиться в исходных постулатах теории.

Теория приобретает признание в качестве подлинной либо хотя бы правдоподобной, в случае если имеется подтверждающие ее факты и нет опровергающих. Предпосылки теории смогут не совпадать с событиями появления фактов, а отнесение факта к значительным для теории либо, наоборот, к сопутствующим и случайным – не всегда разумеется. Помимо этого, дабы установить любой факт, внимание наблюдателя должно быть в некотором роде сфокусировано. Теория – не что иное, как метод таковой фокусировки, исходя из этого факты, в большинстве случаев, нельзя считать свободными от теории.

Начиная с 80-х гг. ХХ в. в экономической методике сложились новые подходы — риторический и институционально-социологический — разглядывающие экономическую науку в единстве фактически механизмов функционирования и научного знания научного сообщества. Разнообразие школ и направлений экономической мысли с различными, иногда несовместимыми методологическими установками, потребовало переосмысления прошлых наивных представлений о возможности установления неспециализированного, необходимого для всех методологического стандарта. В современной экономической методологии широкое признание находит принцип методологического плюрализма, в соответствии с которому учёный свободен в выборе средств изучения, действительно, при условии чёткой идентификации собственных методологических правил (либо правил научной школы, в рамках которой он трудится) и готовности к их критическому дискуссии. Последнее нужно, дабы плюрализм не выродился во вседозволенность, мешающую действенному опытному общению в рамках научного сообщества. В этих условиях изменяются функции экономической методике. Классическая нормативная функция, предписывающая как должно вести исследования, теряет прежнее значение. Методика делается дескриптивно-аналитической, изучающей, как практически генерируются новые знания, ведутся изучения, функционирует научное сообщество. Формируется ее профессионально-этическая функция, призванная в условиях методологического плюрализма и растущей дифференциации знания совершенствовать механизмы внутринаучной коммуникации и помогать согласию между экономистами различных научных направлений и специализаций.

Предмет, структура и метод современной экономической науки


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: