Структура клинической психологии.

Клиническую психологию возможно структурировать неоднозначным образом: выделить в ней неспециализированные нюансы, характерные для всех расстройств, и частные нюансы, характерные конкретным расстройствам:

Неспециализированные аспектыМногие неприятности клинической психологии имеют место при самых различных расстройствах, исходя из этого довольно часто предлагается структурирование, свободное от групп расстройств. Бастин (Bastine, 1990) предлагает следующие нюансы: патопсихология (симптоматология, этиология, прогноз, классификация, эпидемиология); психодиагностика; психотерапевтическая интервенция; психосоциальное здравоохранение. В отечественном книжке излагаются следующие неспециализированные нюансы: неспециализированные базы, классификация, диагностика, эпидемиология, этиология/анализ условий происхождения, интервенция.

Частные нюансы.Параллельно классификации по неспециализированным нюансам клиническую психологию возможно структурировать по конкретным расстройствам. В случае если на первом замысле стоят психологические расстройства, то довольно часто употребляются классификационные единицы по совокупностям МКБ либо DSM.В случае если соматические заболевания, то мы пользуемся классификацией, принятой в медицине либо заключениями. Структурирование, предпринятое в настоящем книжке, шире классических классификаций расстройств. Нам представляется, что это особенно принципиально важно, поскольку расстройства направляться структурировать не только на базе синдромов либо заключений (как это сделано, к примеру, в МКБ, DSM);в клинической психологии нужно учитывать знания из вторых областей психологии (особенно неспециализированной психологии). Исходя из этого мы разглядываем расстройства с разной степенью разрешения и в двух возможностях — в- и межличностной (рис. 1.):

— внутриличностная — расстройства при нарушении психологических паттернов и функций функционирования;

— межличностная — расстройства при нарушении в совокупностях на разных уровнях (пара, семья, школа, производственная организация, община и т. д.).

Рис. 1. В и межличностная плоскости интервенции

1) На самом первом уровне находятся расстройства отдельных психологических функций человека. Психологические функции возможно соотнести прежде всего с категориями неспециализированной психологии (мышление, научение, восприятие и т. д.; Spada, 1992). Но время от времени, в случае если на переднем замысле стоят психофизиологические неприятности, имеют физиологические функции и значение.

2) Более сложная ступень — расстройства паттернов функционирования. В общей психологии разрабатываются комплексные модели, каковые охватывают пара отдельных функций. Исходя из этого в качестве классификационных единиц предлагаются или нарушения различных паттернов функций, или различные нарушения одногокомплексного паттерна функционирования. Так как в общей психологии модели паттернов функционирования не так хороша, дабы они имели возможность послужить примером для моделей клинических расстройств, эта плоскость разрабатывается в терминологии синдромов либо заключений. В отечественном книжке речь заходит о психологических расстройствах, исходя из этого мы ориентируемся на МКБ и DSM(к примеру, депрессивное нарушение, шизофрения).

3) За пределами внутриличностной совокупности индивида лежат межличностные (интерперсональные) совокупности, другими словами совокупности, объединяющие две либо более личностей (пара, семья, школа, производственная организация, община и т. д.); расстройства возможно изучить и в данной плоскости. Эта сфера тесно связана с уже существующими отраслями психологии (педагогическая психология, организационная психология и психология труда), исходя из этого в клинической психологии они довольно часто по большому счету не обсуждаются либо затрагиваются только вскользь.

Объединив неспециализированные и частные нюансы расстройств, мы возьмём двухмерную матрицу клинической психологии (рис. 1.2). Ориентируясь на расстройства в целом, мы выбираем неспециализированный угол зрения, но не отрицаем наряду с этим дифференциальных различий (для отдельных функций и т. д.). Тут нужно подчернуть, что в одних тематических разделах (этика, теория науки, понятия заболевания) дифференциальные нюансы представлены меньше, в других (классификация, диагностика, эпидемиология, этиология, интервенция) — больше. И наоборот, при рассмотрении отдельных видов расстройств мы используем к какому-то конкретному расстройству неспециализированные нюансы: к примеру, занимаясь тревожными расстройствами, мы обсуждаем их классификацию, диагностику, эпидемиологию, этиологию/анализ условий происхождения и интервенцию.

Функции (психологические функции, к примеру мышление, восприятие); паттерны функционирования — по синдромам либо заключениям (психологические расстройства по МКБ и DSM); соматические заболевания, относящиеся к разным профессиям; межличностные совокупности делятся по структурной сложности (пара, семья и т. д.)

4.Место клинич.псих в психотерапевтической науки в целом.

Место клинической (медицинской) психологии в совокупности психотерапевтических, медицинских и других наук.

Клиническая психология тесно связана с этими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, неспециализированная психология, психодиагностика, педагогика и специальная психология. Сферой пересечения научного и практического интереса психиатрии и клинической психологии есть диагностика. Исторически клиническая психология зародилась в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Психиатр основной упор делает на распознавании патологических органических процессов, обусловливающих расстройства психологической деятельности, и на фармакологическом действии на эти процессы и на профилактике их происхождения. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают психологические процессы в норме, у здоровых людей. Процесс же диагностики психологических расстройств, с одной стороны, предполагает разделение фактически расстройств, вызванных органическими нарушениями, и личных изюминок личности, а с другой – диагностика психологических расстройств требует подтверждения наличия у человека фактически психотерапевтических нарушений, что делается посредством патопсихологических и нейропсихологических опытов, и при помощи разных психотерапевтических тестов (проб). Совпадающим предметом клинической психологии и психиатрии являются психологические расстройства. Но клиническая психология, помимо этого, занимается такими расстройствами, каковые заболеваниями не являются (так именуемые «пограничные психологические расстройства»). Практически же клиническая психология и современная психиатрия различаются не предметом, а точкой зрения на одинаковый предмет: психиатрия делает упор на морфофункциональной (соматической) стороне психологического расстройства, в то время как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психотерапевтической действительности, появляющейся при психологических расстройствах.

Сообщение клинической психологии с психопатологией прослеживается в особенной области медицинской науки – психопатологии.

И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психологической деятельности. Исходя из этого существует вывод, что эти дисциплины совпадают одна с другой и различаются лишь углом зрения, под которым они разглядывают больных людей.

Б. В. Зейгарник утверждала, что патопсихология (в отличие от психопатологии) занимается изучением закономерностей распада психологической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания и формирования психологических процессов в норме, в то время как психопатология якобы изучает лишь нарушенные психологические функции.

Б. Д. Карвасарский в полной мере справедливо подмечает, что нереально представить себе изучение психологических расстройств без какого-либо обращения к норме и учета ее. Данный ученый усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной лишь в том, какими категориями пользуется та либо другая дисциплина для описания психологических нарушений.

Патопсихология обрисовывает в основном психотерапевтическую сторону психологических нарушений, т. е. трансформации сознания, личности и главных психологических процессов – восприятия, мышления и памяти, в то время как психопатология обрисовывает психологические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, симптомокинез (динамика происхождения, развития, существования, исчезновения и соотношения элементов синдрома), синдромотаксис (связь разных синдромов)) и параметрами (происхождение, исход и прогноз патологического процесса).

— Сообщение неврологии и клинической психологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психологической сфере в обязательном порядке соответствует отдельное событие на уровне нервной совокупности (не только центральной, но и периферической). Существует кроме того отдельная междисциплинарная область медицины – психоневрология.

— Сообщение психофармакологии и клинической психологии содержится в изучении последней психотерапевтических эффектов лекарственных средств. Ко мне же возможно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

— Сообщение клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

— Сообщение клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной содержится в совместном определении факторов, противостоящих происхождению психологических и соматических расстройств, и уточнении параметров психологического здоровья.

— Сообщение клинической психологии со педагогикой и специальной психологией проявляется в поиске дорог коррекции проблемного поведения детей и подростков, позванного нарушениями психологического функционирования либо странностями личностного развития.

Клиническая психология. Способы патопсихологической диагностики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: